ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности

Четырёхосный военный грузовик ЗиЛ-135 8х8

Опытный образец ЗиЛ-135Л

Боевые машины

ЗиЛ-135 — комплекс военных грузовиков, которые производились в период Советского Союза, а также успели захватить историю современной России. Отличительной особенностью транспорта стало четыре оси и колёсная формула 8х8. Семейство широко применялось в военной и гражданских отраслях. Выпуск начался в 1963 году и закончился в 1995 году. Некоторые модификации производились для экспорта в другие страны.

Опытный образец ЗиЛ-135Л

ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности

Одной из успешных разработок военного автопрома стал легендарный ЗИЛ 135. Этот автомобиль много лет служит на благо армии в нашей стране. Также организован экспорт этих автомобилей в другие страны. История развития представленного автомобиля насчитывает не один десяток лет. Об этой модели военной техники пойдет речь в нашей статье.

ЗиЛ-135 (“Ураган”): фото и техническая характеристика

Первые военные грузовики значительно отличались от того, что создается сейчас. Еще во времена Великой Отечественной Войны особую популярность получили так называемые многоцелевые фургоны, различного рода штабные транспортные средства и передвижные ремонтные составы.

Именно война ускорила развитие машиностроения, а также в дальнейшем вывела его на более высокий и совершенный уровень. Для того чтобы удовлетворить все желания и потребности армии, необходимы специализированные транспортные средства. Благодаря заинтересованности военных ведомств такой транспорт, как военные грузовики, выпускался с невероятной скоростью, и с каждым разом становился все более совершенным.

военные грузовики

При сравнении с первыми образцами техники современный транспорт кажется чем-то необычным и высокотехнологичным.

Автомобиль ЗИЛ-135 – уникальная советская разработка

Ракетный комплекс на базе ЗИЛ-135

Ещё до начала Великой Отечественной войны специальное конструкторское бюро ЗИЛ работало над созданием мощных внедорожных автомобилей, имеющих четыре оси. Несмотря на многочисленные попытки, данные грузовики имели очень низкую проходимость и не могли даже претендовать на серийный выпуск.

После того, как советские заводы начали серийный выпуск весьма удачных полноприводных двухосных грузовиков, модели с четырьмя осями были признаны бесперспективными, и их разработки свёрнуты. Появившийся в конце 1950-х годов ЗИЛ-135ЛМ сумел не только добиться признания в СССР, но и заслужить уважение в ряде зарубежных стран. Машина выпускалась до 1993 года и до сих пор используется в армиях СНГ и некоторых других стран.

Общая информация о ЗиЛ-135

Первоначальная конструкция получилась необычной и уникальной, в последующих разработках отталкивались от неё. Автомобиль ЗиЛ-135 имел два мотора (по 120 лошадиных сил). Их поместили за кабиной. Силовой агрегат отвечал за вращение колёс своего борта. Это конструкционное решение повысило максимальный срок эксплуатации машины и боевую устойчивость.

Первый опытный образец лишили упругой подвески. Это вызвано наличием колёс с пониженным давлением и желанием конструкторов снизить вес авто. Отсутствие упругой подвески привело к существенному недостатку — появилось продольное раскачивание. В последующих моделях разработчики вернули независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колёса крайних мостов. Конструкция средних мостов осталась неизменной — сохранилось жёсткое соединение с рамой.

Единственным сходством всех машин семейства стала поворотность крайних осей. Остальные характеристики и параметры менялись от модификации к модификации (габариты, грузоподъёмность, возможность плавать и т.д.).

ЗиЛ-135 на бездорожье

Конструкция

Машина оборудовалась двумя двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 л.с. каждый, установленными за кабиной (на следующих моделях автомобиля использовались двигатели ЗИЛ-375). Каждый двигатель вращал колёса своего борта, что обеспечивало дополнительную надёжность. Ввиду использованияшин низкого давления, а также из-за стремления максимально уменьшить массу машины, конструкторы приняли решение отказаться от упругой подвески как таковой, впоследствии на моделях 135Л/ЛМ для ликвидации галопирования (продольного раскачивания), которым отличались предыдущие машины 135-го семейства, решило вернуть независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колеса крайних мостов, сохранив при этом жёсткое крепление к раме двух средних мостов.

Колёса крайних осей выполнены поворотными. Остальные параметры, включая габариты, грузоподъёмность, конструкцию подвески, возможность плавать, колёсную базу, и т. д., широко варьировались от одной модели к другой.

Кабина выполнялась из стеклопластика для облегчения машины и увеличения грузоподьемности.

Кабина

ЗИЛ-135ЛМ имеет бескапотную двухдверную кабину со стеклопластиковыми внешними элементами. Масса всей конструкции составляет 490 килограмм. Внутри присутствует четыре посадочных места. На водительском сидении имеется механизм регулировки положения.

На панели расположены самые необходимые приборы, информирующие водителя о текущем состоянии всех основных узлов и агрегатов. Кроме этого кабина оснащалась специальным оборудованием, контролирующим радиационный уровень.

Тыльная часть конструкции оборудована тремя топливными баками. Вместимость главного бака составляет 300 литров, когда вспомогательные имеют объем в 110 литров.

Особенности «Дельфина»

Технические характеристики ЗИЛ 135 П «Дельфин» впечатляют. Масса этого транспортного средства составляет 12,5 т. При этом грузоподъемность составляет 10 т. Габарит «Дельфина» довольно большие. Длина составляет 14,2 м, а ширина – 3,3 м. Высота транспортного средства – 3,1 м.

«Дельфин» обладает водоизмещающим несущим корпусом, который был изготовлен из стеклопластика полиэфирного типа. Причем из этого материала была выполнена как внутренняя, так и внешняя обшивка. Пространство между этими слоями заполнили пенопластом.

Пространство внутри корпуса разделяется на три отсека. Они изолированы друг от друга. В кабине экипажа предусмотрено место для 4 человек. В грузопассажирском отсеке можно перевозить 22 десантника. Также транспортное средство могло перевозить груз. Вместо пассажиров оно могло принять на борт 10 т веса.

Так как корпус был изготовлен из стеклопластика, можно было не бояться появления коррозии. Особенность корпуса состояла в том, что при рваной пробоине вода не попадала внутрь сплошным потоком. Через пробитое неоднородное стекловолокно жидкость просачивалась струями. Если же подобная пробоина появляется в корпусе из листовой стали, вода проникает внутрь сильным потоком. Водооткачивающие установки практически не справляются с такой скоростью наполнения.

Рассмотрев особенности и модификации такого транспортного средства, как ЗИЛ 135, можно понять, почему его называют легендарным. Это особая техника, которая до сих пор не теряет своей актуальности. Ее применяют во всем мире.

ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Первые разработки

ЗИЛ 135, фото которого можно увидеть в нашей статье, разрабатывался несколько лет перед тем, как был создан первый грузовик этой марки. Впервые конструкции военных грузовиков стали проектироваться еще в 1955 году. На эту технику был сделан заказ руководством СССР. Первым прототипом ЗИЛа стал макет ЗИС-Э134. Вместо привычной конструкции, которую выпускали на этом заводе, автомобиль получил некоторые доработки. Так, он имел 4 оси. Планировалось включить в состав машины двигатель мощностью 130 л. с., гидроусилитель и гидротрансформатор. Также разрабатывалась система регулировки давления в шинах.

Пробные разработки

Через год был собран второй макет. Это был военный низкопрофильный транспорт. Он получил способность передвигаться по воде. Для этого применялась такая разработка, как водометное движение. Это система была такой же, как у танков ПТ-76. Макет автомобиля обладал корпусом из металла. Двигатель в разработке имел мощность 120 л. с. На рулевой механизм было установлено 2 гидроусилителя. Именно здесь была упразднена подвеска. Испытания модели показали, какие изменения нужно внести в конструкцию.

Модель ЗИЛ 135 была разработана несколько позже. На основе созданного макета получила развитие модель ЗИЛ 134. Она внешне отдаленно напоминала 135 модель. Новая разработка получила два двигателя общей мощностью 240 л. с. Мотор имел в общей сложности 12 цилиндров. Также в конструкцию была включена уникальная подвеска гидромеханического типа. Также на все колеса были установлены торсионные подвески. Эта машина могла перевозить до 4 тыс. кг груза (или 8 чел.). По воде транспортное средство передвигалось за счет вращения колес. При этом оно развивало скорость 2 км/ч.

Предварительная разработка, которой являлась 134 модель, была разбита на 2 категории. Первая из них применялась для общих целей. Вторая имела в маркировке букву «А». Эту модификацию применяли на аэродромах. Этот транспорт мог перевозить самолеты по ВПП при загруженном кузове.

Однако испытания выявили множество недочетов. 134 модель подверглась серьезной доработке. Работы над этой модификацией прекратились. Вместо этого силы конструкторов были направлены на разработку 135 модели. Она была совершеннее.

Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135

ЗИЛ-135 с ракетой

Первые же попытки запуска ракет с плывущих автомобилей оказались неудачными. Машина показала склонность к опрокидыванию при запуске. Кроме того, при взлёте ракета могла изменить траекторию своего полёта, что в свою очередь могло привести к повреждениям кузова автомобиля. Именно по этой причине конструкторы были вынуждены отказаться от мыслей сделать автомобиль ЗИЛ-135 плавающей базой для ЗРК.

Было принято решение ограничить функции нового внедорожного шасси сухопутными задачами. Несмотря на это, даже запуск с земли не решал проблему с повреждением деталей кабины из-за избыточного давления пороховых газов. В конце 1950-х годов революционную идею предложил Цыбин. По его замыслу, кабину автомобиля ЗИЛ-135 нужно было изготавливать из стеклопластика.

В ходе испытаний выяснилось, что хотя новая кабина и деформируется при запуске ракеты, она вскоре принимает прежнюю форму, поэтому производство кабин из стеклопластика было решено поставить на поток.

В 1960 году на заводе изготовили ещё две машины ГАЗ-135, получившие в своём индексе букву «Е». Вместо старых шестицилиндровых двигателей они получили V-образные восьмёрки ЗИЛ-375. Испытания показали, что новые моторы значительно добавили автомобилю мощности. При этом подвески как таковой до сих пор не появилось. Колёса были просто жёстко прикреплены к раме.

Из-за этого устойчивость машины была недостаточной, поэтому было решено разработать новую модификацию, оснащённую подвеской. Пришлось разрабатывать специальную подвеску для колёс шасси. В результате был произведён автомобиль ЗИЛ-135Л.

Платформа

Монтажная платформа данного грузовика представлена открытой рамной конструкцией, имеющей длину в 5200 миллиметров. На нее устанавливалось различное спецоборудование. Над колесами установлены стеклопластиковые крылья.

Появление ЗИЛ-135ЛМ и гражданские модификация внедорожного шасси

Гражданская модификация ЗИЛ-135

Новый внедорожный грузовик планировалось использовать не только в армии, но и в обычной гражданской жизни. Несмотря на то, что новинку разработали на московском заводе имени Лихачёва, выпуск планировали наладить на Брянском автомобильном заводе, который в те годы являлся секретным оборонным предприятием. В Брянске должны были освоить выпуск следующих модификаций:

  • Военных шасси;
  • Гражданских тягачей;
  • Трубовозов;
  • Бортовых грузовиков повышенной проходимости для бездорожья.

На Брянском заводе предложили свою альтернативу – БАЗ-930. Однако эта модель оказалась технически несовершенной, хотя данное шасси было тяжелее, чем шасси производства ЗИЛ. Брянский прототип проиграл московскому грузовику по всем параметрам, кроме расхода топлива.

Было решено наладить производство новых автомобилей ЗИЛ в Брянске, но руководство завода категорически высказалось против автоматической трансмиссии, указывая на то, что завод не в состоянии делать такие коробки передач. В результате появилась новая модель, получившая индекс ЗИЛ-135ЛМ. Именно эта модификация стала на конвейерное производство, и знаменитые комплексы «Ураган» имеют шасси ЗИЛ-135ЛМ.

Брянский автомобильный завод наладил выпуск не только военных моделей. С конвейера сходили и гражданские модификации, но их было очень мало. Именно по этой причине в настоящее время невозможно встретить ЗИЛ-135 на дорогах общего пользования.

ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135П «Дельфин»
Конструкторы Грачёв, Виталий Андреевич
Производитель СССР, Завод имени Лихачёва
Колёсная формула 8 × 8 / 4 (первая и последняя оси)
Масса 12500 кг
Грузоподъёмность 10000 кг
Ширина × Высота 3300×3100 мм
Скорость по воде 18-20 км/ч

— плавающая платформа, вездеход, десантно-транспортная амфибия. Конструкция разработана в1965 году на базе ЗИЛ-135.

Вездеход широко эксплуатировался в Заполярье, Балтийском и Баренцевомморях.

Выдерживает пятибалльный шторм и может штурмовать тонкие льды. Передний и задний мосты — поворотные, что позволяет делать развороты на месте.

Машина прошла успешно все испытания, но на вооружение в Вооружённые силы СССР не поступила и серийно не выпускалась.

Московская область, № 77-77 ЮББ — ЗИЛ-135ЛМ

ЗиЛ-135Е

Весной 1960 года собрали сухопутный вариант военного грузовика повышенной проходимости, в основу которого легли предыдущие разработки. За передвижение отвечали два силовых агрегата ЗиЛ-375Я, мощность которых вкупе составляла 360 лошадиных сил. Кабина состояла из 11 пластиковых панелей, которые крепились между собой эпоксидной смолой. Она рассчитана на водителя и двух пассажиров. Для защиты окон от повреждений имелись откидные бронезащитные стенки.

Особенностью стеклопластика стала «эластичность». Под воздействием высоких температур и пороховых газов после запуска ракеты он также, как и металлический вариант, деформировался, но затем возвращался в исходную форму.

Первые опытные образцы оснастили ракетным комплексом «Луна». Испытание в боевых условиях выявило серьёзный недостаток — при передвижении возникают продольные резонансные раскачивания корпуса вокруг средних осей. Исправить ситуацию попытались внедрением ограничителя скорости, но специалисты не рекомендовали руководству страны использовать на вооружении транспорт без подвески.

ЗиЛ-135 с открытым кузовом

Модификации серии Л

Стоит отметить, что в советское время БАЗ в Брянске являлся секретным предприятием оборонного комплекса. Кроме ЗИЛа здесь предлагали собственную разработку БАЗ-930. Однако он значительно уступал ЗИЛу. Разработка Брянского автомобильного завода потребляла больше бензина. Поэтому получила развитие именно модификация ЗИЛ 135 ЛМ. «Ураган» и «Луна-М» устанавливались на шасси именно этого транспортного средства. Стабильный выпуск этого автомобиля производился в 70-80 гг. В 1993 году из-за распада СССР производство модификации ЛМ прекратили.

ЗИЛ 135 "Ураган"

Для ЗИЛ 135 ЛМ «Ураган» комплектовали заряжающей машиной. Разработки, которые были применены при создании этой модели, до сих пор не теряют своей актуальности. Эти модификации до сих пор применяют в разных странах мира. Это армейский грузовой транспорт.

В настоящее время стали редкостью гражданские разновидности серии ЛМ. Эти транспортные средства выпускали в значительно меньшем количестве. Сегодня гражданские ЗИЛы этой модели можно встретить в музее. Они работали на промышленных предприятиях, перевозили различные грузы.

Автомобиль ЗиЛ-135К и М

Шасси 135К также не получило подвески. В его основе лежала уникальная концепция, которая не давала высоких характеристик мощности и проходимости. Всё дело в назначении машины — её планировали использовать для установки высокоточных крылатых ракет. Длительные поездки от комплекса не требовались, поэтому технические моменты отошли на второй план.

Длина модификации — 11,4 метров. Технические узлы представляли собой раздельные части, соединённые между собой карданными валами. Модель оборудована обтекаемой кабиной от 135Е. В 1961 году от неё отказались, сделав выбор в пользу упрощённого варианта из стеклопластика с алюминиевым поддоном. Лобовые стёкла имеют обратный наклон. Такое решение принято для исключения возможности появления бликов, которые могут раскрыть расположение автомобиля ЗиЛ-135.

Испытание на бездорожье пройдены отлично — машина проходила ямы шириной до 2,4 метров, поднималась в горки с наклоном 29 градусов. Поездка по шоссе показала старые недостатки: остались две зоны резонансных колебаний, а на маленькой скорости весь грузовик монотонно подпрыгивал.

ЗиЛ-135Е

Военному руководству, несмотря на рекомендации военных специалистов, новый продукт понравился. Дали указание монтировать на шасси ракетный комплекс для запуска крылатых ракет С-5 с боеголовками различного вида. Руководству СССР машина также понравилась, поэтому сделали мгновенный заказ на сборку шести экземпляров. В конце 1961 года 135К приняли на вооружение армии Союза. В этот же год сборку перенесли на автомобильный завод в Брянске.

В 1962 году команда специалистов предложила улучшенную версию модели «К», которая получила индекс «М». Опытный образец использовали для установки противокорабельного ракетного комплекса. Длина платформы сократилась на метр. Благодаря этому получилось увеличить кабину. Новый вариант вмещал команду из 5 специалистов. Тестирование нового продукта и исправление ошибок продолжалось до 1966 года.

ЗиЛ-135К

Использование парного мотора

Применение системы из двух двигателей на ЗиЛ-135 было вызвано нежеланием увеличить уровень надежности данного подвижного состава. Главная причина заключалась в том, что на момент создания военной машины во всем СССР не было ни одного автомобильного силового агрегата, который бы отличался столь большой мощностью. Несмотря на это, надежность действительно стала в несколько раз выше, чем у предшественника. Главный минус – уровень расхода горючего, он был просто катастрофическим. В связи с этим возникало очень много нареканий.

зил 135 лм характеристика

Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135П

Созданный в 1965 году ЗИЛ-135П получил революционный корпус из новых типов панелей, известных сейчас как «сэндвич». Как ни странно, основой корпуса послужила знакомая многим эпоксидная смола, которая в сочетании с несколькими слоями стеклоткани была достаточно крепкой. Эта армированная ткань выступала в виде оболочки с двух сторон. В середине находился пенополиуретан.

Корпус имел обтекаемую форму, восемь колёсных ниш, четыре поперечины между ними и две балки. Всё навесное оборудование крепилось к корпусу с помощью болтов, специального клея и технологии приформовывания. ЗИЛ-135П был первым в мире автомобилем подобного класса, корпус которого был полностью изготовлен из полимерных материалов.

Для движения в воде использовались специальные водные винты в количестве двух штук. Так как машина должна была долгое время находиться в воде, все наружные агрегаты и механизмы были герметизированы. Так как традиционные для автомобилестроения системы уплотнений не давали надёжной защиты от воды, конструкторы вынуждены были использовать инновационную систему нагнетания воздуха. Система закачивала воздух под давлением в корпусные детали, не давая воде попадать внутрь.

Чтобы машина не теряла своих ходовых качеств, выехав на сушу, тормоза и двигатели тоже тщательно герметизировали. В кабине экипажа находилось всё необходимое для моря оборудование. Имелась даже навигационная система. Все силовые агрегаты, трансмиссия и органы управления были аналогичны стандартному ЗИЛ-135. Только двигатели были размещены на самой корме.

Что касается грузового отсека, то он выполнен в виде единой конструкции. В салоне имеется две двери и два люка в крыше. Кабина рассчитана на четырёх человек, причём им будет там очень комфортно. Особенностями кабины является прекрасная обзорность и бронировка стёкол.

Технические характеристики серии ЛМ

Особого внимания заслуживают технические характеристики ЗИЛ 135 ЛМ «Ураган». Этот военный вездеход-тягач имеет массу 19,8 т. При этом его грузоподъемность составляет 9 т. Габариты транспортного средства внушительные. Длина составляет 9,27 м, а ширина – 2,8 м. В высоту этот автомобиль-шасси достигает 2,53 м. Дорожный просвет у ЗИЛа 135 «Ураган» составляет 58,9 см. Радиус поворота – 12,5 м.

ЗИЛ 135 фото

Двигатель в серии ЛМ установлен карбюраторный. Количество цилиндров – 8 шт. Два мотора марки ЗИЛ-375Я имеют объем по 7 тыс. см³ каждый. Их называют левым и правым. Общая их мощность составляет 360 л. с. Емкость топливного бака также внушительная. Она составляет 520 л. Грузовик может достигать скорости в 65 км/ч.

В брод транспортное средство способно преодолевать реку глубиной 1,2 м. Колесная база равняется 6,3 м, а колея – 2,3 м.

Марка АКБ на ЗИЛе 135 ЛМ может быть 6СТ-140. Также подойдет 12СТ-70. Их установлено в системе 4 штуки.

Заправку проводят при помощи горючего АИ-93. Расход топлива составляет 120 л на 100 км. Если машина передвигается по грунту, этот показатель увеличивается. Он составляет 150 л на 100 км. Запас хода по топливу составляет 600 км. При этом контрольный расход составляет 88 л на 100 км.

Испытания ЗИЛ-135П

ЗИЛ-135П на испытаниях

Сразу после завершения строительства машина отправилась на испытания. Первые маневры проходили недалеко от Москвы. Сначала было решено проверить её ходовые качества на суше. В ходе испытаний ЗИЛ-135 продемонстрировал следующие характеристики:

  • Скорость гружёного автомобиля на шоссе могла достигать 65 км/ч. По пересечённой местности машина могла ехать со скоростью до 50 км/ч;
  • Подъёмы с уклоном до 42 градусов преодолевались с лёгкостью, несмотря на габариты автомобиля. Затяжные подъёмы могли достигать крутизны в 35 градусов;
  • Машина преодолевала стены высотой до 600 мм и траншеи до 2650 мм;
  • Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно передвигалась по снежному покрову высотой до 700 мм.

Кроме того, ЗИЛ-135П уверенно передвигался по болотам, песчаным почвам и мелколесью. Можно с уверенностью сказать, что машина показала одни из лучших результатов среди внедорожной техники.

После этого ЗИЛ-135П начали испытывать на воде. Испытания проходили в Балтийском море. Машина легко входила в воду и так же с лёгкостью выходила из неё. К тому же амфибия продемонстрировала отличные ходовые качества по морю. Так как в ноябре на Балтийском море уже появился лёд, машина смогла продемонстрировать, что тонкий лёд не является для неё проблемой.

Моряки высоко оценили мореходные качества новинки. Машина могла выдержать шторм до пяти баллов. Более того, она уверенно выполняла свою работу. На воде амфибия могла перевозить грузы до 15 тонн. Скорость машины на воде достигала 18 км/ч, что для машин такого класса было абсолютным рекордом.

ЗИЛ-135П принимал участие во многих десантных операциях, которые проходили с участием СССР. Машины прекрасно зарекомендовали себя в арктических экспедициях, где они выполняли функции нескольких видов техники. Амфибии использовались в качестве разгрузочных судов, катеров для буксировки и обычных грузовиков на суше.

ЗИЛ-135П в воде

Несмотря на успехи, ЗИЛ-135П так и не стал серийным изделием. Машина смогла опередить зарубежные аналоги на несколько десятилетий, благодаря цельному кузову из стеклопластика и высоким ходовым характеристикам. В истории Российского автомобилестроения ЗИЛ-135П так и остался непобеждённым рекордсменом. Сухопутные военные автомобили ЗИЛ-135ЛМ до сих пор несут службу в войсках СНГ.

Тропический вариант

Для стран с тропическим климатом был создан специальный экспортный вариант ЗиЛ-135 ЛМТ. Главное отличие данного экземпляра от базового транспортного средства – усиленная система охлаждения, а также специально разработанное герметичное электрооборудование. Внешний вид тоже изменился, ЗиЛ был покрашен в песочный цвет. Вместе со всеми изменениями в программу вошло и специализированное шасси, обладающее двумя аккумуляторами. Стоит отметить, что в базовой машине установлено четыре батареи. Изменилась конструкция, а также крепления крышек в отсеке с двигателем. Данные крепления необходимы для монтажа дополнительной машины для зарядки марки ТЗМ 9Т29.

Тормозная система

За функционирование тормозной системы отвечал гибридный механизм пневматической и гидравлической системы. Сама же тормозная система имеет два контура, как и на обычных грузовых автомобилях.

ЗиЛ-135МШ

Модификация специального назначения, не увидевшая серийного производства. Появилась в результате работы над крупным космическим проектом. Советские специалисты создали космический аппарат Н-1. Большой проблемой стала его транспортировка из Самары до космодрома Байконур. Комплекс Н-1 делился на несколько блоков, масса каждого из которых составляла не менее 10 тысяч килограмм. Оптимальным вариантом перевозки в те годы считалась железная дорога, но правила перевозки грузов требовали разделения Н-1 на более мелкие части, что не устроило инженеров проекта.

Доставку разбили на две части: баржей по воде до Гурьева, откуда движение начиналось по дороге. Руководитель проекта Н-1 выдвинул требование, что грузоподъёмность транспорта должна быть не меньше 25 тысяч килограмм. Такой вариант позволял перевозить третью часть с установленным оборудованием.

ЗиЛ-135ЛМ в индустрии компьютерных игр

Опытный образец автомобиля собрали в 1967 году. Он получил уникальную конструкцию. Колёсная формула определялась как 4х4+2х2, чего прежде в истории автомобилестроения не видели. Пара передних колёс получила стойки с пневмогидравлическими амортизаторами, которые использовались на некоторых самолётах. Это позволяло менять высоту подвески в процессе движения.

Минимальный дорожный просвет — 1 метр. Каждое переднее колесо получило электродвигатель, установленный в ступицу. Мотор ЗиЛ-375 имел объём 7 литров и развивал до 180 лошадиных сил. Транспорт мог разгоняться до 20 километров в час, что превосходило показатели аналогичных вариантов того времени. Рулевой механизм позволял поворачивать передние колёса на 90 градусов. Это определяло высокую манёвренность машины таких габаритов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, её вынесли за пределы колёсной базы вперёд.

После окончания необходимых испытаний руководство проекта МШ перешло к другому человеку, который принял решение о прекращении работ. Он считал, что транспортировка Н-1 по пустынной местности опасна. Поэтому для транспортировки выбрали более дорогостоящие и неудобные варианты. Машину отложили в долгий ящик, информация о ней появилась в 1976 году в рамках проекта платформы с гидравлическими подвесками опор французской компании «Николя».

ЗиЛ-135МШ

Прототип

Новый прототип облегченного модернизированного шасси 135 ЛМП был создан в 1972 году. Данное шасси проектировалось в качестве универсального транспортного средства. От предшественника прототип отличался усовершенствованными амортизаторами, а также более мощным усилителем тормозов. Появился и новый отопитель в салоне машины. Усовершенствование коснулось внешнего вида, появился новый кожух, в котором размещалось дополнительное оборудование. Он был вынесен за переднюю часть облицовки кабины. После испытаний установили контрольный расход горючего, который повысился уже до 100 литров на 100 км пробега. Вместе с этим уменьшился запас хода, он стал равен 520 км.

зил 135

Какой можно сделать вывод?

Автомобиль ЗиЛ-135 — одна из самых успешных и секретных разработок советского машиностроения. Она принесла пользу не только советской армии, но и подразделениям многих стран мира. Шасси использовали во многих боевых операциях. Высокое качество доказывается долгим сроком выпуска — более 30 лет.

Серия МБ: особенности

ЗИЛ 135 МБ (135М) стал модернизированной версией шасси модификации КМ. Он начал разрабатываться в марте 1961 года. Эта новая модификация получила вместительную кабину. Это было необходимо из-за требования военных. На подобном грузовом транспортном средстве требовалось установить самоходную пусковую установку СПУ-35. Это береговой ракетный комплекс противокорабельного действия. Решение о создании подобного транспортного средства было принято в августе 1960 года.

Конструкция определялась конфигурацией ракетной системы. Ее комплекс помещался внутрь ТПК цилиндрической формы. Здесь имелась передняя и задняя крышка. Длина ТПК сократилась и теперь составляла 10,5 м. Это позволило сделать кабину шире. Экипаж в новой модификации состоял из 5 человек. Причем посадочные места располагались в два ряда друг за другом. Задняя часть кабины была удлиненной.

Новая кабина была установлена на старое шасси, которое принадлежало модели 135К. Новая модификация была переименована в 135М. После этого были собраны два пробных шасси. Их изготовили в 1962 году. Отличием этой модификации от 135К было наличие пары шестерен. Они находились в раздаточной коробке. Передаточное отношение было иное. Это позволило увеличить скорость до 65 км/ч. В этом же году на новых шасси были установлены СПУ-35. Это были пробные версии, которые проходили впоследствии ряд испытаний. После них были сделаны определенные доработки. Этот процесс длился до 1966 года.

Стоит сказать, что сборку 135М было решено передать Брянском заводу. Всю необходимую информацию из Москвы передали на это производство в 1963 году. К полученному заданию конструкторы Брянского завода подошли серьезно. Доработки были гораздо масштабнее, чем в модели 135М. В результате появился совершенно новый грузовик, который стали называть ЗИЛом серии 135МБ.

ЗИЛ 135 МБ

В представленном автомобиле-шасси был теперь установлен только один дизельный двигатель. Также устанавливалась одна механическая коробка передач. Это несколько ухудшило технические и эксплуатационные характеристики транспортного средства. В машинах присутствовал эффект продольного раскачивания. Причем эта модель производилась до 1990 года.

Однако преимуществом модели стала наиболее высокая проводимость. По этому показателю модель 135МБ превосходит все современные шасси специального назначения. После 1991 года на базе этой модели был разработан новый грузовик. Он получил маркировку МБК. Его грузоподъемность составляла 14 т. МБК был оборудован бортовой платформой.

В 1993 году была создана еще одна модификация ЗИЛа серии МБ. Она получила название МБЛ. Он имел в конструкции лебедку, которая применялась для перевозки понтонного парка. Эта модель была запущена в серийное производство в 1994 году.

Заключение

Грузовик полностью устраивал военных с технической точки зрения, но с мнением ученых, занимавшихся разработкой новых прототипных его вариантов, нельзя было не считаться. К примеру, модификация ЗиЛ-135 Е так и осталась в качестве опытного образца, несмотря на улучшенные технические характеристики. Для 135Е было доработано шасси базовой машины 135Л, которое в итоге оборудовалось торсионной подвеской как на передних, так и на задних колесах. Данное транспортное средство было практически лишено недостатков предыдущих прототипов, но по непонятным причинам так в серию и не пошло.

Мореходная амфибия 135П

Одной из самых интересных модификаций, созданных на базе ЗИЛа, стала мореходная амфибия 135П. Это был первый в СССР автомобиль такого типа. Он мог выходить в море даже при волнении до 4 баллов. При этом рекорд скорости 135П до сих пор не смогли побить иные амфибии мира. Этот показатель составляет 16,4 км/ч.

Идея создать подобное транспортное средство возникла в 1961 году. СКБ ЗИЛ получил заказ на производство самоходного плавающего автомобиля-вездехода. Он должен был нести на себе секции складного типа для создания понтонного моста. Палуба при этом должна была служить проезжей частью. Машина по расчетам могла выдерживать сопротивление ветра и волн. Грузоподъемность составляет 40 т.

В 1963 году было принято решение о постройке опытного образца автомобиля-амфибии. Заказ был отдан Брянскому автомобильному заводу. Они предложили проект автомобиля-парома, который обладал металлическим корпусом. К тому же их транспортное средство обладало совершенно иной конструкцией, и руководство было готово выпускать эту модель серийно. Финансирование модели 135П прекратилось.

Спустя некоторое время на СКБ ЗИЛ предложили новую модификацию 135П. Ее назвали «Дельфин». Это была перекомпонованная предыдущая версия модели. Она предназначалась для транспорта десанта. Рубка теперь размещалась в носовой части. Пассажирский салон при этом был в центральной части. Руководство предприятия искало нового заказчика. Было направлено обращение в Главное управление кораблестроения. В 1964 году совнархоз выделил активы для доработки «Дельфина».

Особенности «Дельфина»

Технические характеристики ЗИЛ 135 П «Дельфин» впечатляют. Масса этого транспортного средства составляет 12,5 т. При этом грузоподъемность составляет 10 т. Габарит «Дельфина» довольно большие. Длина составляет 14,2 м, а ширина – 3,3 м. Высота транспортного средства – 3,1 м.

«Дельфин» обладает водоизмещающим несущим корпусом, который был изготовлен из стеклопластика полиэфирного типа. Причем из этого материала была выполнена как внутренняя, так и внешняя обшивка. Пространство между этими слоями заполнили пенопластом.

Пространство внутри корпуса разделяется на три отсека. Они изолированы друг от друга. В кабине экипажа предусмотрено место для 4 человек. В грузопассажирском отсеке можно перевозить 22 десантника. Также транспортное средство могло перевозить груз. Вместо пассажиров оно могло принять на борт 10 т веса.

Так как корпус был изготовлен из стеклопластика, можно было не бояться появления коррозии. Особенность корпуса состояла в том, что при рваной пробоине вода не попадала внутрь сплошным потоком. Через пробитое неоднородное стекловолокно жидкость просачивалась струями. Если же подобная пробоина появляется в корпусе из листовой стали, вода проникает внутрь сильным потоком. Водооткачивающие установки практически не справляются с такой скоростью наполнения.

Рассмотрев особенности и модификации такого транспортного средства, как ЗИЛ 135, можно понять, почему его называют легендарным. Это особая техника, которая до сих пор не теряет своей актуальности. Ее применяют во всем мире.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий