Взыскание ущерба без учета износа с виновника ДТП. Примеры из судебной практики

Содержание

Износ с виновника ДТП по ОСАГО – как взыскать, насколько законно и как избежать?

Износ с виновника по ОСАГО – судебная практика и образец

ОСАГО работает не в полной мере по части покрытия полного ущерба потерпевшему в ДТП. Это известно с самого основания этого вида страхования. Вот только новая возможность даёт право взыскать разницу с учётом износа и без такового напрямую с виновника аварии. Насколько это законно, какова правильная процедура взыскания и можно ли получить выплату полной суммы покрытия на ремонт, как правильно написать претензию виновнику и другие тонкости нашего вопроса мы и рассмотрим в статье.

Потерпевший требует разницу по износу по ОСАГО – что делать?

Взыскание износа с виновника

Когда страховая компания выплачивает потерпевшему в ДТП меньше положенного, то это несправедливо – здесь никто не спорит. Но страховщик рассчитывает сумму выплаты или стоимость ремонта с учётом износа. Если этих денег не хватает, то потерпевший в 2021 году может взыскать ещё денег за ущерб – причём, как со страховщика по ОСАГО в определённых случаях, так и напрямую с виновника. Справедливо ли это? Как и почему такое возможно, а главное законны ли такие претензии, разберем в данной статье.

Взыскание разницы ущерба с учетом износа и без учета износа при ДТП

Взыскание разницы ущерба с учетом износа и без учета износа при ДТП

Несмотря на то, что обязательное страхование автогражданской ответственности установлено с целью обеспечения защиты прав потерпевших в результате ДТП граждан, в том числе в части возмещения причиненного вреда, предусмотренные законом об ОСАГО суммы, далеко не всегда покрывают понесенные потерпевшей стороной расходы.

Да и выплаты по полису ОСАГО носят несколько отсроченный характер. Иными словами, страховая компания возмещает не сразу и не все, например, износ запчастей и деталей кузова.

Важно! Согласно разработанной Банком России Единой методике расчета величины расходов, связанных с восстановлением поврежденного в ДТП транспортного средства, при определении суммы ущерба и затрат на ремонт:

  • учитывается износ отдельных запасных частей и деталей кузова;
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

В итоге получалось, что водитель помимо того, что ежегодно оплачивал немалую стоимость страховки, еще и вынужден был в случае аварии доплачивать за ремонт транспортного средства из собственного кармана.

И так было на протяжении двадцати лет, пока Конституционный суд не пришел к иному выводу и не вынес соответствующее разъяснительное постановление.

Как взыскать УТС по ОСАГО: пример расчета и образцы заявлений в 2021 году

заявление на утс по осагоВозмещение УТС по ОСАГО в 2021 году

В законодательных актах утеря товарной стоимости определяется, как снижение цены машины из-за повреждения, полученного в ДТП. Такая трактовка УТС даётся в постановлении Верховного суда РФ №58. Следовательно, два автомобиля одинаковой модели и одного года выпуска будут стоить по-разному, если один из них побывал в аварии, а другой – нет. Это рыночное правило действует, даже если полученные в аварии повреждения незначительны.

Де-юре, УТС автомобиля относится к реально полученному транспортным средством вреду. Поэтому он подлежит компенсационному возмещению по ОСАГО. Но это правило действует не во всех ситуациях.

Можно ли получить выплату по ОСАГО без учёта износа? Судебная практика Верховного суда

Способ получить выплату без износа

Автовладельцы уже много лет негодуют от одной важной и неприятной тонкости в законодательстве об ОСАГО – расчёт выплат осуществляется с учётом износа деталей и комплектующих. То есть потерпевший вроде и застраховал свою ответственность, рассчитывая, что и виновник это сделал. Вот только на ремонт машины выплаченных денег всё равно не должно хватить. Придётся искать б/у запчасти! Между тем, уже давно есть экспертные мнения о том, что такую практику могут изменить в законе. И “час икс” наступил – хотя и не совсем то, что ожидалось. Верховный суд вынес определение об одном распространённом случае, когда страховая выплата по ОСАГО при ДТП обязана быть произведена без износа. А вообще, в этой статье мы рассмотрим 2 рабочих способа получить возмещение без учёта износа.

Порядок взыскания нанесенного ущерба автомобилю с виновника аварии в 2021 году

Страхование автогражданской ответственности призвано защитить водителя от необходимости самостоятельного возмещения ущерба пострадавшему. Однако размер выплаты ограничен. Ее может быть недостаточно для полного закрытия обязательств. В этой ситуации закон позволяет истребовать остаток средств с виновника происшествия. Аналогичное правило действует и в случае, когда полис ОСАГО у гражданина отсутствует.

Взыскание ущерба с виновника ДТП в 2021 году может быть выполнено в добровольном или судебном порядке. Пострадавшему предстоит подготовить доказательную базу и составить исковое заявление.

В чём дело? Исходные данные

Итак, действующий на 2021 год закон “Об ОСАГО” обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.

Единая методика расчёта и взыскание разницы выплаты по ОСАГО с виновника

И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.

То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.

Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас. Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Взыскание выплаты по ОСАГО – практика судов 2021 года

Что изменилось

Логика простая. Предположим, что гражданин приобрел за свои деньги имущество. Это имущество принадлежит ему на праве собственности, следовательно, возмещение любого причиненного ему вреда осуществляется в рамках гражданской ответственности.

Если транспортное средство, принадлежащее гражданину на праве собственности, кто-то повредит, то этот кто-то обязан возместить владельцу ущерб в необходимом для приведения автомобиля в первоначальное состояние объеме.

При этом первоначальное состояние не всегда предполагает автомобиль, только что сошедший с конвейера. В большинстве случаев это бывшее в употреблении транспортное средство, в связи с чем и подлежащие замене детали должны быть неновыми.

Рассуждая подобным образом, Конституционный суд пришел к выводу, что, правильнее возместить пострадавшему сумму ущерба с учетом износа, но в соответствии с фактически произведенными затратами на ремонт.

До 2017 года страховщик рассчитывал величину ущерба с учетом износа, выплачивал водителю компенсацию в рамках ОСАГО и на этом ставил точку, в то время как пострадавший вынужден был доплачивать за ремонт автомобиля самостоятельно.

Именно это становилось причиной множественных обращений в суды, где пострадавшие граждане пытались отстоять свое право на получение дополнительных выплат.

Но все эти попытки оборачивались повсеместными отказами, аргументированными тем, что поврежденный в ДТП автомобиль не новый, а б/у запчасти купить нельзя.

В свете сформировавшейся судебной практики, назрела необходимость урегулирования вопросов, связанных с выплатами по ОСАГО.

Поэтому 10 марта 2017 года Конституционный суд РФ принял постановление, согласно которому Единая методика расчета ущерба с учетом износа не нарушает права пострадавших, однако последние вправе взыскать исключенную из расчета сумму износа, с виновного в совершении ДТП водителя.

В вынесенном постановлении Конституционный суд ссылается на положение статьи 1072 Гражданского кодекса РФ, согласно которому пострадавшая сторона, застрахованная в соответствии с требованиями законодательства, в случае если назначенные по страховке выплаты не покрывают величину фактически причиненного вреда, вправе обратиться в суд за взысканием возмещения образовавшейся разницы.

Обратите внимание! В ходе анализа сложившейся практики высший судебный орган нашей страны пришел к следующим выводам:

  • разработанная и действовавшая до сих пор Единая методика расчета, с точки зрения закона, правильная;
  • если средств, выплаченных страховой компанией потерпевшему лицу, недостаточно, последний вправе взыскать с виновника аварии разницу между суммой, исчисленной без учета износа и суммой с износом.

Как ранее работало возмещение с учётом износа?

Всё было достаточно просто. Впрочем, такое в большинстве случаев вы встретите и на сегодняшний день. Просто это необходимо будет оспаривать (об этом мы ещё поговорим немного ниже).

Итак, при наступлении страхового случая и убытка по нему, в 2021 году возмещение может быть произведено двумя способами

  1. потерпевшему выдаётся направление на ремонт вместо выплаты денег,
  2. потерпевшему выплачивают денежные средства, и на них вы самостоятельно восстанавливаете автомобиль.

Судебная практика по ремонту или выплате

Причём, распространённое мнение о том, что страховая компания может сама выбирать (а автовладелец – не может), выплату произвести или ремонт, ошибочно. По умолчанию страховщик обязан выдать исключительно направление на ремонт (пункт 15.1 статьи 12 закона Об ОСАГО). Только если выполняется хотя бы одно условие, перечисленное в пункте 16.1 этой же статьи, выплачиваются деньги.

Таким образом, выбора – ремонт или выплата, нет ни у страховой компании, ни у потерпевшего. Есть обязанность выдать направление в автосервис. Но если есть условия из пункта 16.1 статьи 12, то производится только выплата. Впрочем, одним из таких условий является письменное соглашение между страховщиком и потерпевшим. Поэтому строго обоюдный выбор всё же есть.

Но самое главное заключается в другом. А именно в расчёте износа при этих 2 видах возмещения:

  • при выдаче потерпевшему направления на ремонт, его стоимость по ОСАГО рассчитывается без учёта износа,
  • в случае же выплаты деньгами размер возмещения считается с износом.

Такое положение дел устанавливает пункт 19 статьи 12 ФЗ Об ОСАГО. В нём как раз указывается, что износ учитывается при расчёте страхового возмещения, кроме случаев возмещения в порядке пункта 15.1 (где и говорится про направление на ремонт). Кроме того, обязанность страховой организации считать ремонт без учёта износа подтвердил Верховный суд в Постановлении Пленума №58 от 26.12.17 г., где в пункте 59 указал прямо, что износ комплектующих при направлении на ремонт не учитывается.

При всём этом, страховщику запрещено производить ремонт неоригинальными и б/у запчастями, деталями и комплектующими (что, впрочем, не мешало разводить клиентов на доплату за установку оригинала).

Что случилось?

Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.

Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).

Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.

Что произошло?

Всё очень просто. У любого человека есть право на свою собственность, которую он купил за свои деньги – это конституционное право. Исходя из простого наличия такого права, логично заключить, что и вред, причинённый такой собственности, подлежит возмещению в гражданском порядке. У вас есть автомобиль, если его кто-то ударил, то по закону обязан возместить вред в той степени, чтобы привести машину в изначальное состояние.

Но что такое изначальное состояние? Это определённо б/у автомобиль – значит, и обязанность у виновника есть заплатить за б/у запчасти. Логично? Да. Вот только купить такие запчасти и детали с пробегом в строгом соответствии с изношенностью вашего авто вы вряд ли сможете. Поэтому правильнее было бы возмещать виновнику вред с учётом износа, но по фактическим затратам владельца машины на такое восстановление.

Именно этого же мнения и придержался Конституционный суд.

Что же произошло? А вот что! До марта 2017 года нормальной была практика, когда страховая считала причинённый ущерб с учётом износа, выплачивала потерпевшему по ОСАГО, и на этом всё – все расходились, а собственник в итоге доплачивал свои деньги за ремонт.

Изредка вспыхивали судебные дела по вопросу нехватки выплаченных денег на ремонт, но судебная практика сложилась такая, что все попытки владельца машины отстоять своё конституционное право на собственность разбивались о законодательство – автомобиль, попавший в аварию, не новый, поэтому Единая методика рассчитана на учёт износа деталей, а то, что б/у детали нигде не купить, в законе не прописано, и точка.

10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление, согласно которому было утверждено, что всё верно – Единая методика считает возмещение с учётом износа, однако, если потерпевшему не хватает этих денег, то он может уверенно взыскать износ с виновника ДТП.

В таком решении КС сослался на статью 1072 Гражданского кодекса, в которой прямо говорится о том, что, если денег по страховому возмещению на восстановление не хватает, то выгодоприобретатель (владелец повреждённого авто) вправе взыскать эти деньги напрямую с виновника ДТП.

Таким образом, основные выводы из Постановления такие:

  1. расчёт страхового возмещения с учётом износа, согласно Единой методики, правилен по закону,
  2. но если этого возмещения потерпевшему не хватает для покрытия ремонта, то тот вправе взыскать сумму (разницу между расчётом без износа и с таковым) напрямую с виновника ДТП.

Конституционный суд о взыскании износа с виновника по ОСАГО

Почему ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП полностью?

Когда только вводился институт автогражданки, то ущерб в большинстве случаев возмещался страховыми компаниями в полном объеме, и потерпевшие были довольны выплатами. Но постепенно вносились все возможные поправки и изменения в ФЗ об ОСАГО, была утверждена методика определения расходов на восстановление ТС, появился справочник РСА со средними ценами на запчасти и в конечном итоге водители получили некий продукт, который обязателен для всех, но страхует ответственность только частично.

Почему частично и когда виновник обязан доплатить за ДТП, указал Конституционный суд РФ в новом для своего времени Постановлении 6-П от 10.03.2017 года.

Если обобщить написанное в документе, то страховщик по ОСАГО страхует ответственность причинителя вреда только на условиях, которые изложены в Законе об ОСАГО. А, если суммы, которая будет рассчитана на основании методики определения ущерба, справочника РСА и правил ОСАГО потерпевшему будет недостаточно, то по общим нормам Гражданского кодекса доплатить должен причинитель вреда.

При этом, в общем случае на потерпевшего не может быть возложена обязанность по поиску б/у запчастей и ремонту автомобиля этими запчастями, поскольку в основном ремонт сводится к замене деталей на новые.

Претензий больше всего именно к справочнику РСА, по которому цены на заменяемые детали, как правило, меньше рыночных, отсюда и разница, которую придется выплатить виновнику. Но и это еще не всё!

Если страховщик производит выплату деньгами, то платит сумму с учетом износа деталей, который рассчитывается, исходя из года выпуска авто и его пробега. Максимальное значение износа по Закону об ОСАГО – 50%. В таком случае виновник ДТП может заплатить потерпевшему почти столько же, сколько и страховщик, а иногда даже больше.

Закон об утрате товарной собственности

Правила возмещения реально полученного ущерба прописаны в ст.5 ФЗ №40 «Об ОСАГО…». Согласно этому законодательному акту, подобный ущерб подлежит возмещению в соответствии с договором автогражданской ответственности. Некоторые страховые компании отказываются компенсировать УТС, ошибочно или преднамеренно ссылаясь на ст.2 ФЗ №40. В этом случае они приравнивают УТС к упущенной выгоде.

Однако, ВСРФ в постановлении №58 однозначно указывает на неправомерность подобного истолкования закона. Утрата товарной стоимости автомобиля Верховным судом приравнивается к реальному ущербу. Поэтому, потерпевшая сторона вправе требовать компенсации, в соответствии со ст.1064 и ст.1072 Гражданского законодательства.

Если речь идет о европротоколе

Что касается варианта с использованием европротокола, то на основании этого документа потерпевшая сторона соглашается на получение выплат от страховой компании без права возмещения дополнительных расходов.

На первый взгляд, разницы между оформлением европротокола и фиксацией факта ДТП с участием сотрудников Госавтоинспекции нет.

Расчет компенсации и в том, и в другом случае производится в соответствии с утвержденной методикой, если бы не один нормативно-правовой акт.

Согласно п. 39 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 25.01.2015:

  • европротокол является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком;
  • вследствие применения упрощенного порядка оформления ДТП потерпевшая сторона лишается права предъявления требований относительно возмещения износа после осуществления выплат страховой компанией виновного водителя.

В своем постановлении Верховный суд ссылается на положения статьи 408 Гражданского кодекса РФ, что фактически приравнивает европротокол к расписке, выдаваемой должником своему кредитору, на основании которой последний вправе потребовать исполнения обязательств виновника аварии у страховщика.

В свою очередь страховая компания производит выплату средств, после чего обязательства виновного водителя считаются надлежаще исполненными.

Таким образом, соглашаясь на упрощенный порядок оформления дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона лишает себя права возмещения разницы между расчетом с учетом износа и расчетом без износа.

Посмотрите видео. Что делать для получения 100% выплаты по ОСАГО без суда и без юриста в течение 10 дней:

А если ДТП оформлено по европротоколу?

В случае с европротоколом законодательство в последние годы сильно меняется то в одну, то в противоположную сторону.

Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.

Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:

  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.

Таким образом, до недавних пор судебная практика часто приравнивала европротокол к расписке о неимении претензий потерпевшего ни к виновнику, ни к страховой компании. Однако, всё изменислось в конце 2017 года, когда Верховный суд выпустил новое Постановление Пленума №58. В нём ППВС от 2015 года признано утратившим силу (пункт 103 по ссылке). В то же время новый документ Верховного суда никак не выразил мнение по европротоколу в разрезе взыскания разницы износа. Поэтому на 03 Ноября 2021 года судебная практика работает аналогично обычному оформлению ДТП с сотрудниками полиции.

С меня хотят взыскать износ – что делать?

План действий будет в первую очередь зависеть от того, каким образом вы узнали, что с вас хотят взыскать износ.

  • Если вам позвонили или прислали досудебную претензию о взыскании ущерба в виде разницы по износу, что в принципе не обязательно, то мы бы рекомендовали выйти на связь с потерпевшим и попросить у него экспертизу, фотографии его поврежденного авто или поврежденных деталей. Эти документы помогут вам понять, обоснованы ли требования хозяина второго авто, а также могут в дальнейшем пригодиться в суде, если до этого дойдет.
  • Если вас сразу приглашают в суд даже в качестве третьего лица, не стоит игнорировать данный процесс. Необходимо сразу же ознакомиться со всеми материалами дела, чтобы узнать, кто, что и с кого требует, а также в каком размере.

В самом начале важно понять, обоснованы ли требования потерпевшего, откуда берется такая сумма, спорить с ней или нет. Поэтому, можно на данном этапе проконсультироваться у юристов, но только у тех, кто, действительно, разбирается в таких ситуациях и знает все нюансы, иначе можно не только выплатить потерпевшему разницу, но и заплатить деньги юристам.

Возмещение ущерба по ДТП без учета износа: Верховный Суд

Суды при принятии решения о взыскании стоимости восстановительного ремонта без учета износа могут руководствоваться пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»:

«Если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то, что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения. Размер подлежащего выплате возмещения может быть уменьшен, если ответчиком будет доказано или из обстоятельств дела следует с очевидностью, что существует иной более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений подобного имущества».

Основания для получения

Пострадавший в аварии автомобиль нельзя будет продать по цене нового. Особенно это обидно для владельцев, которые приобрели своего стального коня недавно. Но сегодня все автомобили должны быть застрахованы по полису ОСАГО.

Отсутствие полиса это прямой путь к штрафам. Полис создан для защиты добросовестных водителей от действий других, менее аккуратных участников дорожного движения.

Однако в Законе об ОСАГО в ст. 6 нет слов о возмещении УТС. Этим и пользовались страховщики, отказывая в возмещении, поскольку в законе нет такого основания.

Однако в 2021 году было Пост. Пленума Верховного Суда. Этот документ разъясняет правоприменителям, как необходимо толковать ту или иную норму закона.

В постановлении № 58 от 26.12.17 « О применении судами закона об ОСАГО» в п. 37 четко указано, что УТС относится к реальному ущербу и подлежит возмещению.

Таким образом совершенно очевидно что УТС входит в страховое возмещение. Но справедливости ради, надо сказать что к практике ВС мало кто обращается.

Более того, большая часть страховщиков даже не знает о том, что есть подобные разъяснения.

В этом же пункте сказано что УТС –представляет собой уменьшении стоимости ТС вызванного более ранним ухудшением:

  • товарного вида;
  • эксплуатационных свойств;
  • снижением прочности деталей.

Если же говорить о добровольном страховании, а именно о полисе КАСКО, то есть более раннее пост. Пленума ВС от 27.06.13 «О применении судами законодательства о добровольном страховании».

В п. 41 также сказано, что УТС – то уменьшение стоимости ТС вследствие дорожного происшествия и ремонта. Верховный суд также относит УТС к реальному ущербу, так же как и стоимость ремонта и деталей. Таким образом в возмещении страховая компания отказать не может

Однако есть ряд нюансов. Автомобиль, владелец которого претендует на возмещение УТС должен отвечать следующим характеристикам:

  1. Это должно быть первое ДТП данного автомобиля. Правило вполне логичное, поскольку утратить стоимость машина может только один раз, пострадав в ДТП.
  2. Возраст автомобиля не должен превышать:
    Импортные автомобили не более 5 лет
    Отечественные не более 3

Возрастные границы вызваны тем, что есть естественный износ автомобиля, который возникает вследствие его движения по дорогам и его цена объективно снижается.

Также возмещение не должно превышать суммы, которая указана в договоре страхования. Ответственность страховщика в случае ДТП и возмещения ущерба лежит только в пределах этой суммы. Все остальное придется взыскивать с виновника ДТП.

Рабочий способ получить выплату без износа

Если написанное выше немного сложно, то поясним на более простом примере, который по сути является самым простым возможным способом получить такое возмещение по ОСАГО.

  1. Вы обращаетесь в страховую компанию после ДТП за возмещением ущерба с необходимым набором документов.
  2. В заявлении при этом вы не конкретизируете способ возмещения.
  3. Страховщик в течение отведённых на это 20 дней производит выплату деньгами на ваш счёт с учётом износа.
  4. Так как (в случае если) оснований для выплаты не было, то страховая компания обязана была выдать направление на ремонт, и в этом случае расчёт должен был быть произведён без учёта износа.
  5. Соответственно, по закону и при выплате тоже расчёт должен быть без амортизации. Но это только в том случае, если не было оснований для денежной компенсации.
  6. Далее подаётся заявление о разногласиях в страховую компанию с требованием доплатить разницу между этими двумя расчётами. При этом, заказывать независимую экспертизу для нового расчёта не нужно, потому как калькуляция уже есть в самой страховой компании.
  7. В случае отказа в доплате подаётся обращение к финансовому уполномоченному.
  8. И уже при отказе в удовлетворении требований у финупа подаётся исковое заявление в суд.

Подробный такой порядок обращений (из пунктов 6-8 списка выше) с образцами заявлений мы рассматривали в специальной статье о разногласиях со страховщиком.

Как получить выплату без амортизации в 2021 году

Важный недостаток судебной практики

Обратите внимание, что вышеописанный способ на основании определения Верховного суда можно вполне считать рабочим. Однако, не лишён он и недостатков, которые ставят перспективу получения разницы по износу не такой радужной.

И дело здесь в двух важных тонкостях.

  • Во-первых, в определении указанной судебной практики 2021 года дело немного другое. Там речь шла об отказе на том основании, что повреждения были получены якобы в другом ДТП. И потому с учётом конкретного вашего случая выплату деньгами без учёта износа могут и не присудить ни на каком из этапов (заявление о разногласиях, финансовый уполномоченный, суд).
  • Во-вторых, и это самое главное. Основания для выплаты перечислены не только в пункте 16.1 статьи 12 закона Об ОСАГО. В пункте 15.2 этой же статьи приведена ещё одна законная причина, которой страховая компания может в выгодных для себя целях манипулировать.

В пункте 15.2 говорится буквально, что, если у страховщика нет пунктов СТОА, отвечающих требованиям закона Об ОСАГО (например, находящихся в пределах 50 км от ДТП или места жительства потерпевшего или официальных дилеров для автомобилей младше 2 лет и так далее). Таким образом, при подаче вами претензии о доплате денег без учёта износа страховщик может просто указать на то, что у него не было автосервисов, отвечающих требованиям закона. Тогда основание для выплаты будет законным, а вместе с ним и законность расчёта суммы с износом.

Необходимые доказательства для взыскания

Приказ МВД №664 от 23 августа 2017 года отменил потребность в выдаче справки о ДТП. Вся информация о произошедшем вносится в протокол. В документе отображается дата и время случившегося, место происшествия, список лиц, которые участвовали в аварии, перечень допущенных нарушений и их привязка к действующему законодательству.

Однако для успешного взыскания выплаты с виновника ДТП одного протокола мало. На основании согласованных со всеми участниками аварии сведений, фиксируются следующие данные:

  1. Схема движения. Документально отражается местоположение каждого лица на время происшествия.
  2. Вещественные доказательства. Они приобщаются к протоколу. Затем данные о них вносятся в опись.
  3. Фотографии или видеозаписи с места аварии.
  4. Показания свидетелей. Они могут помочь разъяснить произошедшие события.
  5. Видение событий сотрудником дорожной полиции. Информация фиксируется в рапорте.

В протоколе присутствует графа, в которой перечисляются допущенные нарушения. Виновного могут привлечь к гражданской или административной ответственности. Если основание отсутствует, дело не возбуждается. Информация об этом фиксируется в протоколе. Вместо стандартной справки сотрудник ГИБДД предоставляет иные документы:

  1. Копию протокола. Оформляется на месте аварии.
  2. Постановление о совершении правонарушения. Оформление документа производится в соответствии с административным регламентом.
  3. Решение о возбуждении административного производства по факту аварии или отказ выполнения процесса.

На основании опроса свидетелей обязательно фиксируется следующая информация;

  1. Скорость автомобиля. Если точное значение показателя неизвестно, указывается примерная цифра.
  2. Присутствие пассажира в автомобиле, наличие тяжёлого груза или иных особенностей.
  3. Расстояние до автомобиля в момент, когда потерпевший осознал опасность.
  4. Поврежденные узлы автомобиля и степень их поломки.
  5. Мнение о соответствии места аварии со схемой движения.
  6. Момент принятия водителем мер для защиты от столкновения. В этом пункте указывается, когда лицо попробовало затормозить или выполнить поворот рулём. Затем указывается примерный путь следования до столкновения.

Обращаясь в 2021 году в суд для взыскания ущерба с виновника ДТП, потерпевший обязан приложить к иску весь вышеуказанный перечень документов и иных доказательств. Дополнительно стоит составить ходатайство об истребовании административного дела, которое было возбуждено по факту аварии. Главным доказательством выступает экспертное заключение. Оно составляется по результатам оценки поломки узлов автомобиля и стоимости работ, которые необходимы для их восстановления.

Судебная практика и почему нужно не просто посчитать разницу?

Один важный момент, на котором обосновывается судебная практика (точнее, судьи) с момента выхода постановления КС – сам факт наличия разницы между расчётом без износа и с износом ещё нужно доказать.

Суть такой логики заключается в том, что если Вы подадите иск на виновника о взыскании разницы просто по результатам оценки страховой компании или экспертизы, то суд такие основания не зачтёт как достаточные. То есть Вы могли отремонтировать автомобиль по ценам и с учётом износа, несмотря на расчёты. А в суд необходимо предоставить доказательства того, что Вы реально понесли расходы на восстановительный ремонт больше, чем насчитала страховая компания – просто калькуляции для этого недостаточно.

Таким образом, судебная практика будет не на Вашей стороне, когда Вы подаёте иск о взыскании разницы напрямую с виновника, в случаях, если:

  • Вы даже не ремонтировали автомобиль, и Вам нечем обосновать, кроме расчёта независимой экспертизы,
  • в том числе если Вы продали машину и также, разумеется, её не ремонтировали,
  • отремонтировали автомобиль, но не сохранили доказательств оплаты.

Вот цитат из судебной практики одного из решения судов:

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.03.2017 года N 6-П не предполагается безусловного взыскания с виновного лица стоимости восстановительного ремонта поврежденного автомобиля без учёта его износа, согласно экспертному заключению, не превышающей лимит страхового возмещения. Иные надлежащие доказательства того, что им понесены реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, и они превышают сумму страхового возмещения, в материалах дела отсутствуют.

Как взыскать износ с виновника?

Если вы оказались потерпевшей стороной в ДТП, то инструкция по взысканию по ОСАГО износа достаточно проста.

Ситуация с получением возмещения от страховой стандартна:

  1. на основании документов и вместе с ними вы подаёте заявление о получении возмещения по ОСАГО в страховую компанию,
  2. в течение 20 дней после подачи всех документов страховая обязана произвести выплату или дать направление на ремонт (на своё усмотрение),
  3. по итогам выплаты вы понимаете, что суммы недостаточно, либо направление на ремонт сопровождается требованием доплатить автосервису, так как работники последнего не соглашаются ремонтировать авто за те деньги, что перечислила им страховая.

И теперь для вас возможны 2 варианта взыскания денег.

Первый способ

  1. вы не рассчитываете отдельно сумму, подлежащую возмещению, а вместо этого получаете в страховой акт расчёта – там всегда будут указаны 2 суммы: с износом и без; у нас есть специальная статья о том, как получить акт калькуляции страховой,
  2. далее вам нужно в первую очередь предложить виновнику в добровольном порядке предложить возместить разницу с учётом износа,
  3. в случае отказа необходим написать досудебную претензию виновнику, где привести расчёт, приложить копию акта расчёта страховой и преложить возместить указанную сумму в разумный срок (указывается обычно от 10 до 20 дней),
  4. в случае неудовлетворения “досудебки” вам следует подавать иск в суд на виновника, иск подаётся в мировой суд, если стоимость спора по износу не превышает 50 тысяч рублей, или в районный, если превышает; иск подаётся по месту нахождения ответчика – то есть по адресу регистрации виновника.

Образец досудебной претензии в обмен на деньги

Второй способ

Второй вариант аналогичен первому, с теми лишь различиями, что:

  • вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
  • подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
    • в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
    • виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,

    На этапе подачи иска в суд крайне рекомендуем обратиться к экспертному юристу, так как само написание искового заявления – процедура непростая, а в суде есть ещё ряд тонкостей, которые нужно знать. Так, вам необходимо будет по запросу судьи подтвердить реальные расходы на восстановление автомобиля.

    Заплатить сразу или по суду?

    Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно знать, сколько может потребоваться денег для защиты в суде и сравнить эту сумму c требуемой.

    1. Первым делом юристы. Стоимость их услуг сильно варьируется от региона и рынка юридических услуг, но в целом по состоянию на 2021 год можно говорить о сумме в 20-30 тысяч рублей. Здесь же стоит упомянуть и представителя истца. Ведь собственник второго авто, скорее всего, тоже наймет представителя для ведения дела в суде, и потом, в случае проигрыша, вы обязаны будете возместить судебные расходы. А вот если проиграет истец, то уже он возмещает все ваши расходы.
    2. Второе – это доказательства. Истец, подавая иск в суд, чем-то обоснует свои требования о взыскании ущерба без учёта износа – скорее всего, экспертизой ущерба. А спорить с этой экспертизой можно будет, только представив другую. Но опять же, поскольку дело будет в суде, то вероятнее всего будет назначена судебная экспертиза, стоимость которой может варьироваться от 20 до 40 тысяч рублей и зависеть в том числе от количества вопросов, поставленных перед экспертом. Изначально оплачивает её сторона, которая ходатайствовала о её проведении, то есть вы.
    3. В число судебных расходов, которые будет распределять суд, также входит и стоимость экспертизы истца, она в 2021 году обычно дешевле, но не стоит про неё забывать.

    Если суд вынесет решение в вашу пользу и откажет истцу или удовлетворит его требования о возмещении суммы без учёта износа автомобиля частично, то ваши расходы будет оплачивать он, полностью или также в части, пропорционально удовлетворенным требованиям.

    Ситуации, когда суд полностью отказывает потерпевшему, случаются не так уж часто, поэтому, если с вас требуют относительно небольшую сумму денег, то есть смысл рассмотреть вариант заключения мирового соглашения на эту сумму или даже меньше.

    Ведь владелец поврежденного авто хочет как можно быстрее получить деньги и произвести ремонт, а не судиться несколько месяцев, а то и год, а потом еще пытаться получить присужденную сумму с вас. В связи с этим можно договориться, что вы платите сразу, но меньше. Таким образом, интересы обеих сторон будут учтены.

    Выплата добровольно фактического ущерба виновником ДТП

    Когда осуществляется возмещение УТС авто по ОСАГО

    Даже после хорошо произведённого ремонта, когда внешних признаков нанесённых машине повреждений нет, её рыночная цена всё равно снижается на 15-30%. Особенно это актуально для новых автомобилей – падение цены на 1/4 в итоге выливается в значительные финансовые убытки.

    Но рассчитывать на компенсационные выплаты могут не все водители, опавшие в ДТП. Согласно методическому руководству ФБУ при Минюсте, потеря товарной стоимости компенсируется, если:

    • Общий срок эксплуатации ТС меньше 5 лет.
    • Автомобиль до этого не попадал в дорожные аварии с получением повреждений.

    Предельный размер выплат за утерю товарной стоимости авто по ОСАГО не может превышать 400 тыс. руб. Такой лимит устанавливается положениями ФЗ №40.

    Оценка ущерба при ДТП

    Перед обращением в суд для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2021 году необходимо получить экспертное заключение. Для этого предстоит обратиться в независимую компанию, у которой присутствует допуск к проведению подобных мероприятий. Эксперт должен полноценно установить степень нанесенного автомобилю урона. Это достаточно тонкий процесс. Специалист должен обладать навыками и иметь опыт работы. Эксперт определит сумму, необходимую для возмещения ущерба авто.

    Чтобы провести независимую экспертизу, потребуется подготовить пакет документов. В перечень нужно включить:

    • ПТС;
    • протокол, составленный на месте происшествия;
    • СТС;
    • удостоверение личности гражданина.

    Список бумаг может меняться в зависимости от внутренней политики выбранной организации. Проведение экспертизы занимает до 5 рабочих дней. Допустимо сокращение процесса до 1-2 суток. Однако ускоренная оценка повреждений может стоить дороже.

    Ещё один рабочий способ возмещения без учёта износа

    Это уже старый способ, если вы о нём ещё не знаете.

    Дело в том, что, потерпевший в ДТП вправе рассчитывать восстановление автомобиля до доаварийного состояния. Что же делать, если страховщик посчитал выплату с учётом износа на законных основаниях?

    Здесь в игру вступает статья 1072 Гражданского кодекса РФ. Она прямо указывает, что в случае, если денег на восстановление имущества потерпевшего со страховой выплаты не хватает, то остаток обязан возместить причинитель вреда – то есть виновник ДТП.

    Такое же заключение сделал однажды Кассационный суд, и за ним пошла вполне успешная судебная практика по взысканию разницы между расчётом страховой компании с учётом износа и без его учёта с виновников аварий.

    О порядке взыскания, в каких случаях это возможно, а когда – нет, как правильно действовать в этих целях, вы можете подробно ознакомиться в нашей отдельной статье.

    Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?

    В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.

    Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о назначении судебной экспертизы. Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.

    Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.

    Расчёт выплаты с виновника по судебной экспертизе

    Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.

    Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.

    Для оценки перспективы судебного процесса, будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.

    Проконсультироваться с автоюристом онлайн

    • Только практикующие автоюристы
    • Анонимно
    • Бесплатно

    Образец претензии виновнику происшествия

    Закон не предусматривает строго регламентированного образца досудебной претензии.

    Учтите! Составить документ разрешается в произвольной форме при условии того, что текст документа будет содержать следующие обязательные сведения:

    • данные виновника аварии и потерпевшего лица (документ должен содержать фамилии, имена и отчества конфликтующих сторон, контактную информацию и подпись потерпевшего);
    • сведения об обстоятельствах ДТП (место, время, дата, марки и номера автомобилей, суть происшествия и его последствия, данные свидетелей, сведения о виновнике аварии);
    • сумма к взысканию с обоснованием ее величины. Если претензия адресована виновнику ДТП, а расчет затрат на ремонт произведен на основании заключения независимого эксперта, указывается сумма, исчисленная экспертом (можно без учета износа) либо сумма по смете автосервиса. Дополнительно можно включить утрату товарной стоимости пострадавшего автомобиля.

    Если претензия, направляемая в адрес виновника ДТП, содержит требование о взыскании разницы между назначенной страховщиком компенсации и величиной реальных затрат, в документ вносится информация о величине страхового возмещения и стоимости реального ремонта. Помимо этого, допускается включение и других видов требований, например, о возмещении стоимости экспертизы.

    Кроме того, текст претензии должен включать:

    • отсылки к нормативно-правовым актам для обоснования предъявленных требований. Готовая претензия дополняется приложением, состоящим из документа, подтверждающего факт ДТП (протокол ГИБДД), документа из страховой компании, отчета об оценке, а также документов, подтверждающих величину произведенных водителем затрат;
    • продолжительность периода, в течение которого необходимо исполнить требования потерпевшей стороны;
    • сведения о способе возмещения суммы ущерба.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Моральный вред по ОСАГО.

    Параллельно с направлением претензии виновнику аварии аналогичный документ с измененными требованиями направляется страховщику (с приложением того же перечня документов).

    В качестве копий документов приложения предоставляются не размноженные на ксероксе документы, а копии, полученные непосредственно в организации, заверенные надлежащим образом. На документе с пометкой «копия» должны стоять подпись и штамп.

    Если в досудебном порядке требования не будут исполнены, в любом случае при подаче иска в суд потерпевший вправе предъявить еще и требование о компенсации морального вреда.

    От чего зависит сумма ущерба?

    На размер компенсации ущерба автомобилю с виновника ДТП в 2021 году оказывает влияние перечень факторов. Во внимание принимаются:

    1. Цена деталей, поврежденных во время аварии, с учетом амортизации, а также сами работы по восстановлению авто.
    2. Затраты на проведение экспертной оценки повреждений транспортных средств.
    3. Если в результате ДТП произошла тотальная порча имущества, производится возмещение зафиксированной в договоре купли-продажи суммы с учетом амортизации, а не цены нового авто.

    Авария может повлечь за собой иные материальные затраты. Процесс их взыскания и компенсации регламентирует гражданский кодекс РФ. Нормы закреплены в статьях 15, 1064 и 1072. Требовать с виновника происшествия можно следующие выплаты:

    • денежные средства, которые пришлось заплатить за вызов эвакуатора и последующую стоянку поврежденного автомобиля;
    • сумма за доставку пострадавших в медицинское учреждение;
    • компенсация за прохождение лечения, реабилитацию, приобретение медикаментов;
    • заработная плата, потерянная в результате неспособности осуществлять трудовую деятельность;
    • погребальные услуги, если авария повлекла за собой летальный исход.

    В сумму взыскания с виновника ДТП можно включить и выплату за моральный ущерб. Возмещение осуществляется в судебном порядке, если добиться добровольного согласия на предоставление денежных средств не удаётся.

    Абсурдность законности взыскания выплаты с виновника

    Между тем, эксперты в области законодательства предвещают недолгую жизнь такой позиции нового закона и судебной практики, которые теперь повсеместно руководствуются вышеприведённым постановлением КС РФ и взыскивают разницу без износа с виновника.

    Дело здесь в нелогичности этого постановления и противоречия целому ряду постулатов действующего законодательства. Рассмотрим самые распространённые из них.

    Обоснование Комментарий
    ОСАГО — это страхование автогражданской ответственности, а не её части. Ответственность может быть либо застрахована, либо нет. В действующем на 2021 год законодательстве нет ни одного упоминания части застрахованной ответственности.
    Согласно ст. 3 ФЗ “Об ОСАГО”, основным принципом ОСАГО является экономическая заинтересованность водителей в страховании. Фактически, если по ОСАГО возмещается только часть ответственности, то некоторым водителям, редко попадающим в ДТП, но вынужденным страховаться ежегодно на внушительные суммы, становится невыгодно оформлять полис ОСАГО.
    Исходя из логики взыскания с виновника разницы между расчётом с износом и без, то и в случае полной гибели автомобиля возмещению подлежит сумма стоимости новой машины. Да, в случае с ремонтом потерпевший нигде не найдёт б/у деталей для этого, хотя автомобиль с пробегом, и здесь есть логика выплаты без учёта износа. А вот в случае гибели авто законодательная логика аналогична, но ведь потерпевший не продал бы небитый такой автомобиль до ДТП по цене нового.
    Согласно ФЗ “Об ОСАГО”, водитель, заключая договор ОСАГО, передаёт страховой все обязательства по выплате в результате ДТП в пределах страховой суммы, а страховая берёт на себя все имущественные претензии третьих лиц, а также определяет порядок выплаты. Соответственно, все претензии должны быть только к страховой компании. В защиту такой позиции говорит также статья 15 ГК РФ, которая устанавливает, что потерпевший может требовать полного возмещения вреда, если законом или договором не установлено уменьшение такого возмещения. И в нашем случае ФЗ “Об ОСАГО”, устанавливая методику расчёта по единой базе, фактически уменьшает сумму компенсации.

    Следует иметь в виду, что все вышеперечисленные постулаты дают обоснование в нелогичности постановления КС РФ. Но они не будут доводами в суде в целях отмены иска о взыскании выплаты без износа по ОСАГО, кроме разве что последнего пункта, который основан на прямой норме законодательства.

    Требовать деньги может не только потерпевший, но и страховщик!

    Ситуации, когда к виновнику ДТП с требованиями заплатить обращаются страховщики, не редкость. Такие требования бывают либо в порядке регресса, либо в порядке суброгации.

    Регрессные требования вытекают из Закона об ОСАГО. В статье 14 прямо прописаны ситуации, когда виновник будет оплачивать причиненный ущерб, который за него возместил страховщик. Например, когда он скрылся с места аварии или же находился в состоянии опьянения. Также регресс ждет тех, кто не был вписан в полис как водитель, допущенный к управлению авто, или когда договор ОСАГО был заключен на определенный период, но ДТП произошло в другое время.

    Суброгация – это когда возмещение ущерба требует страховщик потерпевшего, а не виновника. То есть в случае, когда у потерпевшего было КАСКО. Возместив весь ущерб, страховая компания приобретает такое же право требовать выплатить ущерб, причем без учета износа, как если бы с виновника требовал сам потерпевший. В такой ситуации необходимо смотреть, что там чинил и ремонтировал страховщик по КАСКО, ведь в счет могут попасть детали, которые и не пострадали в ДТП. Но ситуация омрачается тем, что у виновника может не быть фотографий поврежденного авто и деталей, чтобы предметно спорить со страховщиком и проводить экспертизу.

    Важно еще знать, что ущерб без учета износа, а фактически разницу между стоимостью ремонта по рынку и по ОСАГО нужно считать не по ценам дилера, а по среднерыночным ценам в регионе. Это особенно актуально для ситуаций с КАСКО, так как во многих договорах, возмещение осуществляется путем ремонта у официалов.

    Пошаговая инструкция возмещения ущерба с виновника ДТП мирным путем

    Если у виновника происшествия нет ОСАГО, или нанесенный урон превышает допустимый лимит, денежные средства придётся истребовать с водителя. В 2021 году процесс возмещения ущерба с виновника ДТП можно выполнить мирным путём. Для этого рекомендуется попробовать договориться. Порядок называют досудебным взысканием ущерба. Чтобы обязать виновника происшествия предоставить выплату, необходимо:

    1. Получить протокол. В документе присутствует информация обо всех гражданах, которые причастны к аварии. Там фиксируются адреса регистрации всех лиц, дата и место происшествия, а также марки автомобилей, фигурирующих в случившемся.
    2. Обратиться в собственную страховую компанию, запросить справку о возможном возмещении или получить официальный отказ в выплате.
    3. Обратиться в независимую экспертную компанию. Здесь будет назначен день проведения экспертизы. О проведении процедуры нужно оповестить вторую сторону. Действия необходимо выполнить за 3 дня до осмотра автомобиля экспертом.
    4. Написать досудебную претензию. В документе обозначается размер запрашиваемых денежных средств, способ произведения расчёта и срок, в течение которого нужно предоставить денежные средства. Претензия должна быть дополнена пакетом документов.
    5. Подождать указанный период. Если лицо самостоятельно производит расчет, обязательства считаются выполненными. В иной ситуации рекомендуется обратиться в суд. Исковые требования нужно выдвигать лишь через 7 дней с момента предъявления претензий.

    Требование о взыскании ущерба с виновника ДТП нужно составлять юридически грамотно. Если правовые знания отсутствуют, нужно привлечь к разбирательству автоюриста.

    Какие нужно предоставить документы

    После того как случилось ДТП необходимо следовать правилам дорожного движения. Согласно им происшествие должно быть оформлено в соответствии с законом.

    На сегодня при незначительным ДТП можно обойтись без сотрудников ГИБДД и оформить так называемый европторокол. Но в этом случае нужно быть очень внимательными, поскольку ошибки при оформлении могут послужить основанием в отказе от возмещения.

    Итак после того как ДТП оформлено нужно обращаться за возмещением. Естественно, по ОСАГО возмещение получает только невиновный владелец.

    В страховую компанию необходимо предоставить следующие документы:

    • паспорт заявителя;
    • заявление на возмещение ущерба, включая УТС;
    • извещение о ДТП;
    • справка из ГИБДД о аварии;
    • протокол из ГИБДД, где указана степень вины водителя;
    • постановление о возбуждении адм/уголовного делопроизводства.

    К заявлению прикладываются только копии документов. В случае отказа и обращения в судебные органы оригиналы документов потребуются там.

    Заявление необходимо распечатать в двух экземплярах. Один отдается сотруднику страховой компании, а на втором он делает отметку о принятии с указание числа, времени подписи и должности. Это будет подтверждением того, что водитель не пропустил указанный в законе срок в 5 дней.

    Как избежать взыскания износа самому виновнику?

    Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.

    Как видно из судебной практики 2021 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.

    Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.

    Таким образом, вам придётся выбрать из двух зол:

    • выплатить указанную разницу по износу в досудебной претензии потерпевшего, где сумма по экспертной оценке, скорее всего, будет завышена,
    • ожидать суда, где истец может и не подтвердить реально затраченные деньги расходы на ремонт, и судья откажет в иске, либо сможет, но тогда сумма, скорее всего, окажется меньше той, что указана в “досудебке”, но вам также придётся выплатить услуги представителя, а также небольшой моральный вред.

    Судебная практика в 2021 году

    На сегодняшний день судебных разбирательств с виновниками ДТП стало только больше. Потерпевшие узнают свои права и подают иски, ведь срок исковой давности 3 года с момента ДТП. В основном, как уже говорилось ранее, суд удовлетворяет такие иски, поскольку в данный момент у нас такое законодательство.

    В качестве примера, представим вам дело, в котором суд первой инстанции отказал во взыскании разницы с виновника, но суд апелляционной инстанции это исправил. Апелляционное определение размещено на сайте Ленинградского областного суда.

    Единая методика расчёта УТС

    Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

    Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

    • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
    • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
    • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

    Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

    Порядок оформления

    Для того чтобы произвести расчет выплаты необходимо провести экспертизу автомобиля. То есть оценить насколько сильно он пострадал и перевести это в денежный эквивалент.

    Есть специальное метод. рук-во по определению стоимости ТС с учетом естественного износа № РД 37.009.015-98. В п. 4.7.3. указана последовательность расчета УТС. Эти данные используются для выяснения того сколько именно машина потеряла.

    Согласно ему для расчета УТС необходимо иметь следующие данные:

    ССдо средняя стоимость до ДТП
    Зр Затраты на ремонт
    См стоимость материалов
    К корректирующий коэффициент

    В итоге формула будет выглядеть так:

    УТС = 0,01*(ССдо+Зр)* К

    Значение коэффициента высчитывается по специальной таблицы, которая есть в данном руководстве.

    Также есть метод Хальбгевакса, который активно используется в Европе. В России он рекомендован для определения УТС автомобилей импортного производства.

    В любом случае, независимо каким методом будет пользоваться эксперт страховой, есть высокая вероятность, что расчеты окажутся неутешительными. В этом случае необходимо провести независимую экспертизу.

    Для этого необходимо:

    • выбрать компанию, хорошо зарекомендовавшую себя на рынке и имеющую все необходимые лицензии;
    • назначить время и место экспертизы;
    • в обязательном порядке уведомить всех заинтересованных лиц: второго водителя;
    • страховую компанию.

    Уведомление лучше производить посредством телеграммы с заверенной на почте ксерокопией, для подтверждения что все лица получили идентичный текст. Уведомить необходимо за 3 дня до начала экспертизы.

    После этого, при наличии на руках документа подтверждающего что все были должным образом уведомлены, можно спокойно проводить экспертизу. Для водителя теперь уже не важно будет ли кто-то из страховой компании присутствовать на ней или нет.

    После проведения экспертизы, эксперт дает заключение, которое необходимо предоставить в страховую компанию и на основании него требовать возмещение УТС

    Вполне понятно, что для того чтобы иметь право требовать возмещение УТС нужно серьезно подготовиться, поскольку страховщики отказывают в большей половине случаев ссылаясь на неграмотность водителей.

    Им предлагается найти в законе об ОСАГО хотя бы одну фразу, где упоминается УТС и поскольку таковой нет, то следует отказ.

    В этой ситуации не стоит опускать руки. Если водителю отказала страховая компания, то необходимо требовать письменный отказ на бланке компании с четким обоснованием причин и ссылок на законы. Имея его на руках можно с чистой совестью идти в суд и требовать то, что положено.

    Что делать, если отказано в выплате

    Законодательные нормы обязывают страховщиков выплачивать клиентам УТС по ОСАГО. Но далеко не все агентства выполняют это предписание – они под разными предлогами пытаются оказать в компенсации. В таком случае владелец пострадавшего ТС вправе обратиться за защитой своих интересов в судебные органы.

    Перед подачей иска в суд, водителю следует собрать максимально полную документальную базу, доказывающую его правоту. Это копия претензии, поданной страховщику, его письменный отказ в выплате компенсации, заключения независимых оценщиков и т.п. По итогам рассмотрения дела, судья выносит вердикт о принудительном взыскании со страховой фирмы стоимости УТС в пользу истца.

    Если виновник ДТП не собственник машины

    На практике за рулём автомобиля может находиться не его собственник. Законом допускается подобное, если хозяин автомобиля внёс гражданина в полис ОСАГО, или машина была передана на основании договора долгосрочной аренды лизинга. В этой ситуации ответственность по возмещению ущерба ложится на виновника происшествия. Прямое указание на это в гражданском законодательстве отсутствует. Однако судебная практика показывает, что суды признают виновным лицом, управлявшее транспортным средством в момент аварии. При этом не учитывается, кто действительно является хозяином машины.

    Компенсация ущерба с виновника аварии с учетом износа или без учета износа

    В новой редакции ФЗ №40 об ОСАГО говорится, что компенсация не будет предоставляться наличными. Деньги можно направить на проведение ремонта. Цена устанавливается в зависимости от степени износа поврежденных компонентов. Размер выплаты не может быть больше 400000 руб. Чем старше машина, тем меньшее количество денежных средств предоставит страховщик.

    Однако выполнить реальный ремонт на предоставленную сумму практически невозможно. Поэтому лицо вынуждено производить оплату из личных средств. Недостающую сумму можно взыскать с виновника происшествия. Процедура выполняется после того, как ремонт будет осуществлен. Часть средств придётся оплатить самостоятельно. Когда машину отремонтируют нужно получить справку, подтверждающую размер затрат на ремонт. Документ берётся в страховой компании. В справке отражается размер выплаты, предоставленной учреждением. Бумаги прикладываются к исковому заявлению и передаются в суд.

    Судебные решения

    Обычно суд принимает решение в пользу страхователя. Виновника дорожно-транспортного происшествия обязывают предоставить денежные средства. Однако истец обязан соблюдать все установленные нормы и формальности.

    У страховых компаний присутствует право выдвинуть встречные требования. Подобное допускается, если правонарушение было совершено в нетрезвом виде или в состоянии наркотического опьянения. В этой ситуации действует регресс. Аналогичное правило применяется, если пострадавшему была предоставлена выплата, а у лица, виновного в случившемся, отсутствовала обязательная страховка. В 2021 году гражданин автоматически признается виновным в происшествии в следующих ситуациях:

    • автомобилем управляло лицо, которое не имеет прав или не смогло сдать экзамен на знание правил движения и вождения;
    • за рулём находился гражданин, который был лишён доступа к управлению авто;
    • у лица имелось водительское удостоверение, но оно было предоставлено на иную категорию транспортных средств;
    • гражданин преднамеренно скрылся с места происшествия.

    Если виновник случившегося не вписан в страховку, обязательно выдвигается встречный иск на возмещение убытков.

    Нюансы

    Закон позволяет взыскать ущерб с виновника дорожно-транспортного происшествия в 2021 году, если присутствуют законные основания выполнения процедуры. Действие осуществляется в случае, если размер ущерба превышает оговоренную полисом сумму. Вторая сторона в этом случае может попытаться отказаться от покрытия причиненного ущерба автомобилю, доказав, что предъявленное требование незаконное. Можно решить проблему мирным путем, постаравшись договориться о снижении размера взыскания. Получить денежные средства с виновника происшествия вполне реально. Однако гражданин должен быть готов к тому, что потребуется затратить время. Для выполнения процедуры необходимы юридические знания.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий