Теория и практика применения датчиков угла поворота на основе СКВТ

Содержание

Теория и практика применения датчиков угла поворота на основе СКВТ

СКВТ, изобретенные еще в 1930‑х годах, до сих пор остаются актуальными и успешно применяются в качестве датчиков угла поворота.

Свою известность СКВТ обрели благодаря относительно простой конструкции, надежной работе в самых тяжелых условиях эксплуатации и очень высокой точности измерения (в двухотсчетном варианте) угла поворота вала в следящих системах сервисных прецизионных приводов. Конструкция и принцип работы СКВТ изложены в литературе [1, 2]. Примеры внешнего вида показаны на рис. 1.

Внешний вид синусно-косинусных вращающихся трансформаторов СКВТ

Рис. 1. Внешний вид синусно-косинусных вращающихся трансформаторов СКВТ:
а) в корпусном варианте ВТ 2.5;
б) в бескорпусном варианте ВТ 71

Современные датчики угла поворота, использующие альтернативные физические принципы (фотоэлектрический, магниторезистивный, эффект Холла, вибро-, гироскопический и др.), привлекательны, но, к сожалению, не могут конкурировать с СКВТ ни по диапазонам, ни по совокупности параметров условий эксплуатации. Поэтому именно СКВТ сегодня наиболее востребованы в специальной и военной аппаратуре: до сих пор им нет равных по указанным параметрам.

Главные проблемы СКВТ, всегда сдерживавшие их широкое практическое применение, заключаются в необходимости разработки сложных схемотехнических приемов подсоединения и способов выделения результатов измерений.

Напомним кратко, с привлечением временных диаграмм, суть известных способов применения СКВТ для измерения углов поворота выходного исполнительного вала.

Подключение датчика холла к Ардуино

Датчик Холла представляет собой устройство, регистрирующее, когда изменяется напряжение магнитного поля. Он применяется, чтобы измерять:

  • скорость вращения — прибор применяется в автомобилестроительной отрасли, прочих сферах, где нужно устанавливать скорость, с которой вращается предмет; датчики, основанные на эффекте Холла, заменили собой герконы;
  • приближение — в качестве примера можно назвать складной чехол телефона, подсвечивающий дисплей при раскрытии;
  • поворотный угол;
  • уровень вибрационного воздействия;
  • параметры магнитного поля — прибор задействуется в магнитометрах, цифровых компасах;
  • силу электротока;
  • воздушные зазоры, количество жидкости.

Основные преимущества данного прибора:

  • выполнение нескольких функций — посредством устройства можно определять расположение, скорость, вектор движения;
  • длительный эксплуатационный период — в приборе нет подвижных элементов;
  • отсутствие необходимости в особом техобслуживании;
  • высокая прочность;
  • невосприимчивость к вибрационному воздействию, защита от пылевых частичек, влаги.

Минусы прибора заключаются в следующем:

  1. Невозможность измерения электротока на дистанции больше 0.1 м. Решить данную проблему возможно, используя мощный магнит, генерирующий поле большой ширины.
  2. Влияние внешних полей на показания прибора.
  3. Повышенные температурные показатели действуют на сопротивлении проводника. Это отражается на подвижности носителя электрозаряда, делает устройство менее чувствительным.

Автомобильный датчик Холла

Датчик Холла является составной частью систем управления работой двигателей внутреннего сгорания, иногда встречается в промышленном оборудовании. Повреждение или поломка элемента приводит к сбоям в работе силового агрегата. Моторы со впрыском топлива оснащаются несколькими сенсорами на основе эффекта Холла, установленными на коленчатом или распределительном вале.

Датчик холла

Датчик Холла автомобиля ВАЗ-2106

Владельцы ранних моделей Жигулей помнят и знают, какие проблемы возникали в связи с эксплуатацией трамблёров с механической системой распределения зажигания. Время от времени автомобиль начинал странно себя вести: то глох на холостом ходу, то вдруг начинал двигаться рывками. Причиной этому в большинстве случаев становились подгоревшие контакты механического прерывателя. С появлением электронного зажигания и датчика Холла на автомобиле ВАЗ-2106 эта проблема сразу отошла на второй план.

Виды и принципы действия датчиков угла поворота

Точное определение угла поворота вала – одна из главных задач, стоящих перед конструкторами, разрабатывающими электроприводы, станки с ЧПУ и различные роботизированные комплексы. Датчики поворота обеспечивают обратную связь с исполнительными механизмами, позволяя реализовывать сложные алгоритмы управления. Датчики угла поворота могут работать на различных физических принципах и обладать различными характеристиками. В этом обзоре я постараюсь понятно изложить информацию о наиболее часто используемых датчиках.

На сегодняшний день можно выделить несколько видов датчиков угла поворота, активно использующихся в промышленности. В первую очередь датчики угла поворота различны по физическим принципам действия: резистивные, индуктивные, магнитные и оптикоэлектронные. Далее датчики разделяются по диапазону измеряемых углов, на неполнооборотные, однооборотные и многооборотные. Также датчики различаются по возможности однозначного определения положения после включения питания – на инкрементальные и абсолютные.

Датчики Холла и принципы их применения

Датчик Холла (тока, фаз) фиксирует колебания магнитных полей, особенно, возникающих с токами, и их напряженность, что затребовано в чрезвычайно большом спектре приборов для мониторинга положения их узлов. В смартфоне датчики тока обеспечивают работу компаса, «умных» чехлов. В автомобилях измеряют угол распредвалов, коленвалов, момент искрения зажигания, параметры вращения колес, приближение к объектам. Все чаще фазные сенсоры устанавливают вместо геркона. Рассмотрим, что такое датчик Холла, как устроен и типы с описанием где используются.

Датчики Холла: принцип работы, типы, применение, как проверить

Электромагнитное устройство, именуемое датчиком Холла (далее ДХ), применяется во многих приборах и механизмах. Но наибольшее применение ему нашлось в автомобилестроении. Практически во всех моделях отечественного автопрома (ВАЗ 2106, 2107, 2108 и т.д.) бесконтактная система зажигания для бензинового двигателя управляется этим датчиком. Соответственно, при его выходе из строя возникают серьезные проблемы с работой двигателя. Чтобы не ошибиться при диагностике, необходимо понимать принцип работы датчика, знать его конструкцию и методы тестирования.

Задача на сегодня: как определить угол поворота инкрементального энкодера?

Дальше в комментариях было много теоретизирования, которое лучше пропустить. Давайте лучше попробуем протестировать в железе, насколько это тупик. Для начала, что такое инкрементальный энкодер? Тот, кто помнит эпоху до-оптических мышек, ответ знает точно. Внутри энкодера есть диск с прорезями, вот для наглядности я сделал фотографию диска с пятьюстами прорезями:

С одной стороны этого диска помещают светодиод, с другой фотодиод:

Вращаясь, диск то пропускает свет на фотодиод (если прорезь напротив пары светодиод-фотодиод), то не пропускает. При постоянной скорости вращения на выходе фотодиода получается красивая синусоида (не забываем, что поток света может быть перекрыт частично). Если этот сигнал пропустить через компаратор, то получится сигнал прямоугольной формы. Подсчитывая количество импульсов сигнала, получим насколько провернулся вал датчика.

Как же определяется направление вращения? Очень просто: в датчике не одна, а две пары светодиод-фотодиод. Давайте нарисуем наш диск, точки A и B показывают положение фотодатчиков. При вращении вала энкодера снимаем два сигнала с этих фотодатчиков:

Датчики поставлены на таком расстоянии, чтобы при вращении с постоянной скоростью генерировался меандр, свинутый на четверть периода. Это означает, что когда фотодатчик А стоит напротив середины прорези, то фотодатчик B стоит ровно на границе прорези. Когда датчик крутится (условно) по часовой стрелке, то при восходящем фронте на сигнале B сигнал A равен единице. Когда же датчик крутится в обратную сторону, то при восходящем фронте на сигнале B а равен нулю.

Амплитудный способ получения данных СКВТ

Этот способ традиционно используется чаще других и заключается в возбуждении первичной обмотки синусоидальным током, полученным от генератора высококачественного гармонического сигнала с частотой от 1 до 20 кГц в зависимости от типа СКВТ. Далее, для выделения данных, заложенных в амплитудах считанных сигналов с косинусной и синусной обмоток, необходимо их демодулировать.

Временные диаграммы возбуждающего и выходных напряжений на обмотках СКВТ показаны на рис. 2.

Временные диаграммы напряжений на обмотках СКВТ

Рис. 2. Временные диаграммы напряжений на обмотках СКВТ:
1. Красный график — сигнал модуляции на первичной обмотке возбуждения.
2. Синий график — ФКМ-сигнал на выходной синусной обмотке.
3. Зеленый график — ФКМ-сигнал на выходной косинусной обмотке.
4. Черный график — косинусный сигнал СКВТ на выходе фазового демодулятора.
5. Черный график — косинусный сигнал СКВТ после фильтрации модулирующей частоты

По виду сигналы на рис. 2 (второй и третий сверху) принято называть фазо-кодо-манипулированными (ФКМ). Они описываются известными формулами:

Формула

где j(t) — угол поворота выходного вала СКВТ. (Показан случай равномерного вращения.)

Функциональная схема формирования сигналов управления и обработки данных СКВТ показана на рис. 3а, а на рис. 3б приведена схема одного из главных узлов фазового демодулятора.

Функциональная схема обработки сигналов СКВТ

Рис. 3.
а) Функциональная схема обработки сигналов СКВТ;
б) схема фазового демодулятора

Ведущий генератор меандра Gen2 синхронизирует генератор синусоидального тока Gen1 и, кроме того, передает этот меандр в фазовые демодуляторы. Фазовый демодулятор представляет собой повторитель напряжения с управляемой полярностью сигнала на выходе. Отфильтрованный выходной косинусный сигнал (пятый график на рис. 2) и есть результат работы СКВТ.

Аналогично поступают с ФКМ-синусным сигналом.

Ответственными узлами за точность полученных результатов работы, а потому и схемотехнически сложными, являются генераторы модуляции Gen1 и Gen2, формирующие меандр и высококачественный гармонический сигнал со стабилизированной амплитудой, фазовые демодуляторы и фильтры.

Полная электрическая схема обработки сигналов СКВТ оказывается непростой и обычно вызывает у разработчиков желание поискать какой-нибудь датчик попроще…

Общая информация о датчике Холла

Во второй половине XIX в. Эдвин Холл проводил опыты с помещением металлических прямоугольных пластин, находящихся под постоянным напряжением, в магнитное поле. При прохождении потока и подаче питания в прямоугольном элементе возникала разность потенциалов, направленная под прямым углом к внешнему возмущающему воздействию.

Генерируемое напряжение оказывалось пропорционально интенсивности потока и силе пропускаемого тока. Эффект был назван по фамилии ученого, а впоследствии стал использоваться в датчиках Холла.

Принцип работы

В конструкцию датчика для машины входят постоянный магнит и микросхема с поддержкой эффекта Холла. Элементы установлены с воздушным зазором, в котором вращается металлический диск с выступами и впадинами. Поверхность обеспечивает периодическое экранирование потока. Сигнал от чипа подается на усилитель, а затем используется для работы системы зажигания или блока управления впрыском бензина.

Сферы применения

Датчик применяется для:

  • определения положения коленчатого и распредвалов;
  • фиксации вибрационных или ударных нагрузок;
  • расчета частоты вращения или угла поворота исполнительного привода в оборудовании (например, в безколлекторных электродвигателях).

Сферы применения

Резистивные (потенциометрические) датчики углового положения

Резистивные – самый простой по реализации датчик, представляющий из себя поворотный переменный резистор, например такой как на фото ниже:

Переменный резисторЭто вариант а-ля Советский Союз, дешево и сердито. Из недостатков – линейность характеристики выходного сигнала мягко говоря, хромает. Точность зависит от наличия помех и качества АЦП, диапазон измеряемого угла в пределах 240-310 градусов. Однако на рынке есть и профессионалльные потенциометрические датчики, в том числе и многооборотные. На фото ниже – потенциометрический датчик Burster 8820.

Потенциометрический датчик угла поворота Burster 8820

Такие датчики являются профессиональными изделиями – корпус с классом защиты IP 65, нелинейность не более 0,5 %, ресурс 100х10 6 циклов, малый момент реакции, делают возможным применение таких датчиков в весьма ответственных установках. Чувствительный элемент таких датчиков обычно выполняется из износостойкого пластикового резистивного элемента, в качестве контактов ползунка используются многоточечные позолоченные контакты. Температура эксплуатации датчиков 8820 от -55 o С до 100 o С, скорость вращения вала до 600 об/мин. К ограничениям потенциометрических датчиков можно отнести небольшой диапазон угла поворота – обычно до 360 градусов. Хотя имеются и многооборотные датчики, например BOURNS 3590S. Рабочий диапазон этого датчика составляет 10 оборотов, что при цене в районе 4 долларов делает его очень популярным в среде радиолюбителей и электроников. Многооборотный резистор BOURNS 3590S

Кратко о принципе работы

В основу принципа действия датчика зажигания положен эффект Холла, получивший свое название в честь американского физика, открывшего это явление в 1879 году. Подав постоянное напряжение на края прямоугольной пластины (А и В на рис. 1) и поместив ее в магнитное поле, Эдвин Холл обнаружил разность потенциалов на двух других краях (С и D).

Демонстрация эффекта Холла

Рис .1. Демонстрация эффекта Холла

В соответствии с законами электродинамики, сила Лоренца воздействует на носители заряда, что и приводит к разности потенциалов. Величина напряжения Uхолла довольно мала, в пределах от 10 мкВ до 100 мВ, она зависит как от силы тока, так и напряженности электромагнитного поля.

До середины прошлого века открытие не находило серьезного технического применения, пока не было налажено производство полупроводниковых элементов на основе кремния, сверхчистого германия, арсенида индия и т.д., обладающих необходимыми свойствами. Это открыло возможности для производства малогабаритных датчиков, позволяющих измерять как напряженность поля, так и силу тока, идущего по проводнику.

Это всё прекрасно, но что мне копипейстить в мой проект?

Давайте объясню, как этот код работает. Я тестирую код на ATmega328p (Arduino nano), выходы энкодера поставлены на пины d8 и d9 arduino nano. В терминах ATmega328p это означает, что младшие два бита порта PINB дают текущее состояние энкодера. Функция ISR будет вызвана при любом изменении в этих двух битах. Внутри прерывания я сохраняю состояние энкодера в переменную AB:

Для чего? Давайте посмотрим на предыдущий график, в нём пунктирными линиями обозначены моменты вызова прерывания (любой фронт на любом сигнале). Для каждого вызова прерывания цифры внизу — это состояние переменной AB:

Видно, что при вращении по часовой стрелке переменная AB меняется с периодом в четыре значения: 231023102310. При вращении против часовой стрели переменная AB меняется 013201320132.

Если у нас оба фотодатчика были перекрыты (переменная AB=0), а при вызове прерывания AB становится равной 2, то датчик вращается по часовой стрелке, добавим к счётчику единицу. Если же AB переходит от 0 к 1, то датчик вращается против часовой стрелки, отнимем единицу от счётчика. То же самое и с другими изменениями переменной AB, давайте составим таблицу:

Обратите внимание, что таблица заполнена не до конца. Что вставить на месте вопросительных знаков? Например, по идее, главная диагональ таблицы не должна использоваться никогда, прерывание вызывается при изменении переменной AB, поэтому перехода 0->0 случаться не должно. Но жизнь штука тяжёлая, и если микроконтроллер занят, то он может пропустить несколько прерываний и таки вызваться. В таком случае предлагаю ничего не прибавлять и не отнимать, так как нам явно не хватает данных; заполним недостающие клетки нулями, вот наша таблица:

Теперь, надеюсь, код понятен полностью.

В итоге на один период сигнала A у нас вызывается четыре прерывания, что при вращении датчика в одну сторону увеличит счётчик не на 1, но на 4. То есть, если на инкрементальном энкодере написано 2000PPR (две тысячи прорезей на диске), то реальное его разрешение составляет 1/8000 оборота.

Способ фазового сдвига сигналов СКВТ

Этот способ используют гораздо реже, чем первый, хотя бы из-за того, что в нем требуется не один, а два высококачественных гармонических сигнала: синусоидальной и косинусоидальной формы со стабилизированными амплитудами и с частотой от 1 до 20 кГц в зависимости от типа СКВТ.

В отличие от первого способа возбуждение СКВТ производят гармоническими токами синусной и косинусной формы, подавая их на соответствующие «синусную» и «косинусную» обмотки. Они порождают в магнитопроводе СКВТ вращающееся магнитное поле, в которое помещена еще одна, выходная обмотка. В ней-то и индуцируется выходное напряжение, сдвинутое по фазе на угол поворота вала датчика относительно опорного сигнала, например относительно сигнала «синусной» обмотки.

В качестве опорного можно использовать сигнал «косинусной» обмотки с соответствующими поправками в расчетах.

Затем фазовый сдвиг, как правило, измеряют подсчетом заполняющих высокочастотных импульсов (рис. 4, четвертый график). Чем выше частота их следования, тем выше точность измерений СКВТ. Временные диаграммы возбуждающих и выходных напряжений на обмотках СКВТ показаны на рис. 4.

Временные диаграммы возбуждающих и выходных напряжений на обмотках СКВТ

Рис. 4. Временные диаграммы возбуждающих и выходных напряжений на обмотках СКВТ:
1. Красный график Y = U0sin(ωt) — сигнал возбуждения, подаваемый на выходную «синусную» обмотку.
2. Синий график — сигнал возбуждения, подаваемый на выходную «косинусную» обмотку.
3. Зеленый график Y = U0sin(ωt+j) — выходной сигнал СКВТ на входной «возбуждающей» обмотке, сдвинутый по фазе на угол j поворота выходного вала.
4. Черный график — выходной сигнал «меандр», модулированный частотой генератора счетных импульсов

Видно, что выходной сигнал «меандр» счетных импульсов нужно синтезировать по формуле:

где f — логический сигнал, формируемый высокочастотным генератором счетных импульсов с частотой, стабилизированной кварцем.

Полная электрическая схема, построенная по этому способу, ничуть не проще схемы предыдущего варианта.

Как подключить модуль с датчиком Холла к плате «Ардуино»

Устройство, базирующееся на эффекте Холла, включает в себя такие элементы:

  • резистор подстройки;
  • компаратор с 2 каналами;
  • несколько резисторов для согласования;
  • 2 светодиодных элемента;
  • сенсор.

Резистор подстройки предназначен для того, чтобы настраивать чувствительность сенсора. 1-й светодиодный элемент показывает, есть ли напряжение электропитания на модуле. 2-й светодиод подает сигнал, когда магнитное поле превышает определенный порог срабатывания.

Устройство содержит 4 вывода. Подключение датчика Холла к Arduino выполняется так:

  • вывод G подключается к разъему GND на плате «Ардуино», служит для заземления;
  • + подсоединяется к 5V, предназначен для электропитания от +2 до +10 В;
  • AO подсоединяется к A0, представляет собой аналоговый вывод, служит для измерения напряжения магнитного поля;
  • DO подключается к 12, является цифровым выводом, который подает сигнал, когда магнитное поле превышает установленный уровень напряженности.

датчик холла

Таким же образом можно подключить четыре и более датчиков Холла к Arduino, но постарайтесь не забыть расширить программу для всех устройств, это будет делаться обычным копированием и заменой номеров пинов.

Разновидности датчиков Холла

Сенсоры принято разделять на категории по принципу работы:

  • аналоговые;
  • цифровые.

Линейные (аналоговые)

Устройство обеспечивает преобразование магнитной индукции в электрический ток. Напряжение находится в прямой зависимости от возмущающего тока. Изделия отличаются простотой конструкции и низкой себестоимостью. Используются в измерительных приборах (например, в определителях вибрационных нагрузок или в сенсорах угла поворота).

Работают от цепи переменного или постоянного питания, но не отличаются высокой точностью замеров.

Цифровые

Сенсор срабатывает только в крайних положениях, соответствующих появлению или исчезновению внешнего поля. Чувствительный элемент – при достижении фиксированного значения индукции. Узлы распространены в автомобильной промышленности (находятся в трамблерах бесконтактных систем зажигания или отвечают за определение фазы газораспределения).

датчик Холла, установленный в мобильном телефоне, может автоматически определять положение корпуса в пространстве для включения подсветки

Цифровые

Устройства принято делить на:

  1. Униполярные. Реагируют на заданную силу магнитного потока. При падении интенсивности воздействия чувствительный элемент возвращается в исходное состояние.
  2. Биполярные. Ориентированы на определение полярности поля. Переключение полюсов позволяет использовать сенсор для включения и отключения оборудования.

Линейные (аналоговые) датчики Холла

В линейных датчиках напряжение Холла (напряжение на гранях А и С) будет зависеть от напряженности магнитного поля. Или простыми словами, чем ближе мы поднесем магнит к датчику, тем больше будет напряжение Холла. Это и есть прямолинейная зависимость.

В линейных датчиках Холла выходное напряжение берется сразу с операционного усилителя. То есть в линейных датчиках вы не увидите триггер Шмитта, а также выходного переключающего транзистора. То есть все это будет выглядеть примерно вот так:

линейный датчик холла

О чего же зависит напряжение на гранях А и С? В основном от магнитного поля, создаваемым либо постоянным магнитом, либо электромагнитом; толщиной пластинки, а также силой тока, протекающего через саму пластинку.

Теоретически, если подавать ну очень сильный магнитный поток на датчик Холла, то напряжение Холла будет бесконечно большим? Как бы не так). Выходное напряжение будет лимитировано напряжением питания. То есть график будет выглядеть примерно вот так:

линейный датчик холла график

Как вы видите, до какого-то момента у нас идет линейная зависимость выходного напряжения датчика от плотности магнитного потока. Дальнейшее увеличение магнитного потока бесполезно, так как оно достигло напряжения насыщения, которое ограничено напряжением питанием самого датчика Холла.

Благодаря этим параметрам с помощью датчика Холла были построены приборы, позволяющие замерять силу тока в проводнике, не касаясь самого провода, например, токовые клещи.

токовые клещи датчик холла

Существуют также приборы, с помощью которых можно замерять напряженность магнитного поля. Датчики Холла, используемые в этих приборах, называют линейными, так как напряжение на датчике Холла прямо пропорционально плотности магнитного потока.

Линейные датчики, как я уже сказал, могут быть использованы в токовых клещах. Они позволяют измерять силу тока, начиная от 250 мА и до нескольких тысяч Ампер. Самым большим преимуществом в таких токовых клещах является отсутствие механического контакта с измеряемой цепью. Иными словами, токовые измерители на эффекте Холла намного безопаснее, чем измерители на основе шунта и амперметра, особенно при большой силе тока в цепи, которую нередко можно встретить в промышленных установках.

Типы и сфера применения

Несмотря на разнообразие элементов, применяющих эффект Холла, условно их можно разделить на два вида:

Датчики тока, использующие эффект Холла, могут измерять как переменный, так и постоянный ток

  • Аналоговые, использующие принцип преобразования магнитной индукции в напряжение. То есть, полярность, и величина напряжения напрямую зависят от характеристик магнитного поля. На текущий момент этот тип приборов, в основном, применяется в измерительной технике (например, в качестве, датчиков тока, вибрации, угла поворота). Датчики тока, использующие эффект Холла, могут измерять как переменный, так и постоянный ток
  • Цифровые. В отличие от предыдущего типа датчик имеет всего два устойчивых положения, сигнализирующих о наличии или отсутствии магнитного поля. То есть, срабатывание происходит в том случае, когда интенсивность магнитного поля достигла определенной величины. Именно этот тип устройств применяется в автомобильной технике в качестве датчика скорости, фазы, положения распределительного, а также коленчатого вала и т.д.

Следует отметить, что цифровой тип включает в себя следующие подвиды:

  • униполярный – срабатывание происходит при определенной силе поля, и после ее снижения датчик переходит в изначальное состояние;
  • биполярный – данный тип реагирует на полярность магнитного поля, то есть один полюс производит включение прибора, а противоположный – выключение.

Как правило, большинство датчиков представляет собой компонент с тремя выводами, на два из которых подается двух- или однополярное питание, а третий является сигнальным.

Устройство

При переходе на бесконтактную систему зажигания (БСЗ) был усовершенствован трамблёр. Была изменена конструкция самого распределителя зажигания, и добавлено коммутаторное устройство — электронный блок управления зажиганием. Крышка и бегунок остались те же, а вот место прерывателя занял датчик Холла и была установлена соосная с валом чашка синхронизации (экран с прорезями).

ДХ крепится двумя винтами к держателю подшипника под крышкой трамблёра. От него через разъём тянутся три провода к коммутатору: два из них питание (+ и 0), а третий передаёт контрольный сигнал в коммутатор. Датчик состоит из двух частей: измерителя и магнита. Между ними проходит борт вращающейся чашки с 4 вырезами (по числу цилиндров двигателя).

Расположение ДХ

Принцип работы ДХ

Вал распределителя зажигания шлицами входит в косозубую шестерню, которая в свою очередь соединяется со звёздочкой коленвала. Смена проёмов чашки, попадая в «поле зрения» датчика, вызывает колебания электромагнитного поля, что отражается пропорциональным изменением напряжения в сигнальном проводе, «оповещающим» об этом коммутатор. Тот в свою очередь синхронно подаёт ток высокого напряжения на центральный провод крышки трамблёра, откуда через бегунок и провода ток попадает в свечи.

Такая бесконтактная система зажигания безусловно более совершенна, чем трамблёр с контакт-прерывателем. И всё же, по сравнению с современными модулями электронного зажигания БСЖ ВАЗ-2106 больше подвержена поломкам из-за наличия подвижных частей. Именно они чаще всего становятся причиной возникающих неисправностей в его системе зажигания.

БСЖ ВАЗ 2106

Как считать показания с прибора

После подключения сенсора к плате можете выполнить проверку работы системы. Для этого можно создать стандартный скетч, выводящий полученные параметры в порт. Выполните загрузку скетча, проверьте, какая информация выводится в порт.

датчик холла

От теории к практике

  • Софтверно на ATmega328p
  • ATmega328p, опрашивающая хардверный счётчик

Пример использования аналогового элемента

Рассмотрим в качестве примера конструкцию датчика тока ы основе работы которого используется эффект Холла.

Упрощенная схема датчика тока

Упрощенная схема датчика тока на основе эффекта Холла

Обозначения:

  • А – проводник.
  • В – незамкнутое магнитопроводное кольцо.
  • С – аналоговый датчик Холла.
  • D – усилитель сигнала.

Принцип работы такого устройства довольно прост: ток, проходящий по проводнику, создает электромагнитное поле, датчик измеряет его величину и полярность и выдает пропорциональное напряжение UДТ, которое поступает на усилитель и далее на индикатор.
https://www.youtube.com/watch?v=fmLs9WsKx3I

Как установить быстроту кручения предмета

Для вычисления скорости кручения нужно применять информацию с цифрового вывода сенсора на эффекте Холла. Подобная схема будет полезна, если вы, например, создаете велосипедный спидометр.

Расположите устройство так, что оно было неподвижным. Например, можете использовать тиски. На поверхности крутящегося объекта зафиксируйте постоянный магнит. В качестве крутящейся платформы можно использовать HDD, где закреплен магнит.

Угловая скорость равна частному от деления поворотного угла на время, за которое произошел поворот. В данном случае угол будет равняться 360 градусам. Требуется только посчитать время, за которое поворачивается диск.

В скетче будут происходить «отлов» поступления информации с устройства от HIGH к LOW, вычисление разницы между 2 производимыми последовательно переходами. Чтобы определить временной промежуток, воспользуйтесь базовой функцией millis(), возвращающей число миллисекунд, которые прошли после запуска платы «Ардуино».

Выполните загрузку скетча, запускайте кручение предмета с магнитом. Период оборота и угловая скорость будут выведены в консольное окно. Если на маленькой дистанции друг за другом на диске расположить 2 магнита, то можно будет установить не только скорость кручения, но и вектор. Для этого потребуется более сложный скетч.

Если говорить именно о велосипедном спидометре, то понадобится вспомнить еще одну формулу, показывающую зависимость линейной скорости от угловой. Соответственно с ней, линейная скорость равна произведению угловой скорости и радиуса велосипедного колеса. Благодаря данной формуле можно сделать усложненную версию скетча и определить направление вращения.

датчик холла

Возможные поломки и неисправности

Основные признаки поломки электронного датчика Холла:

  1. Внезапное увеличение расхода топлива, сопровождающееся затрудненным пуском или падением динамики разгона. Причиной является поломка или загрязнение датчика, вызывающее некорректную работу форсунок. Избыток бензина выбрасывается с потоком отработавших газов в полость каталитического нейтрализатора. Повышение температуры из-за догорания смеси приводит к разрушению керамической вставки и закупорке каналов отвода выхлопных газов.
  2. Перевод автоматической трансмиссии в режим аварийной работы с ограничением скорости движения. При повторном пуске двигателя проблема может пропадать на несколько минут. Блок управления фиксирует ошибочный сигнал и переключает электронику в аварийный режим работы. Симптом наблюдается на некоторых автомобилях импортного производства.
  3. Нестабильная работа мотора при повреждении датчика распределительного или коленчатого вала, когда может плавать стрелка тахометра. Такое поведение двигателя приводит к росту расхода топлива. При поломке датчика в системе зажигания пуск силового агрегата блокируется либо мотор глохнет при попытке набора оборотов.
  4. Включение контрольного индикатора Check Engine с одновременной записью кода ошибки в памяти блоков управления. Информацию считывают при помощи тестера, подключаемого к колодке диагностики OBD-II. Некоторые владельцы сталкиваются с отключением индикатора после прогрева мотора или повышения частоты вращения силового агрегата.

Возможные поломки

Магнитные энкодеры

Магнитные энкодеры в своей основе имеют датчики Холла. Конструктивно магнитные энкодеры чаще всего бывают двух видов – с использованием магнитного кольца либо с использованием цилиндрического магнита. Энкодеры с использованием магнитного кольца используются в тормозных системах автомобилей в качестве датчика антиблокировочной системы.

Магнитный энкодер с кольцевым магнитом

В энкодерах с применением цилиндрического магнита используются магниты с диаметральной поляризацией. Ярким примером таких энкодеров являются датчики, построенные на основе специализированных микросхем австрийской компании AMS (Austria MicroSystems). Микросхемы AS представляют собой два датчика Холла, помещенные в одном корпусе и повернутых на 90 градусов относительно друг друга. Магнитные энкодеры AMS обладают высокой точностью (до +-0,5 градуса) и возможностью измерений на высокой скорости вращения – до 30000 оборотов в минуту. В линейке микросхем имеются модели со встроенным счетчиком оборотов, которые при определенных схемотехнических решениях можно использовать в качестве многооборотных абсолютных энкодеров. Также одной из отличительных черт продукции AMS является наличие режимов пониженного и сверхнизкого энергопотребления, что делает продукцию привлекательной для применения в сфере “интернета вещей”.

Назначение ДХ в системе зажигания автомобиля

Разобравшись с принципом действия элемента Холла, рассмотрим, как используется данный датчик в системе бесконтактного зажигания линейки автомобилей ВАЗ. Для этого обратимся к рисунку 5.

Принцип устройства СБЗ

Рис. 5. Принцип устройства СБЗ

Обозначения:

  • А – датчик.
  • B – магнит.
  • С – пластина из магнитопроводящего материала (количество выступов соответствует числу цилиндров).

Алгоритм работы такой схемы выгладит следующим образом:

  • При вращении вала прерывателя-распределителя (движущемуся синхронно коленвалу) один из выступов магнитопроводящей пластины занимает позицию между датчиком и магнитом.
  • В результате этого действия изменяется напряженность магнитного поля, что вызывает срабатывание ДХ. Он посылает электрический импульс коммутатору, управляющему катушкой зажигания.
  • В Катушке генерируется напряжение, необходимое для формирования искры.

Казалось бы, ничего сложного, но искра должна появиться именно в определенный момент. Если она сформируется раньше или позже, это вызовет сбой в работе двигателя, вплоть до его полной остановки.

Внешний вид датчика Холла для СБЗ ВАЗ 2110

Внешний вид датчика Холла для СБЗ ВАЗ 2110

Неисправности ДХ

Нарушения работы двигателя ВАЗ-2106 могут быть вызваны не только выходом из строя ДХ. Поэтому выявление причин сбоев проводят поэтапно, проверяя питание, состояние катушки, проводов, контактов и пр. Только исключив другие причины, можно сделать вывод о негодности датчика Холла.

Ухудшение работы ДХ ВАЗ-2106 характерно возникновением следующих неисправностей:

  • резко возрастает расход топлива;
  • двигатель во время движения автомобиля захлёбывается и может заглохнуть;
  • мотор не заводится.

После того, как были проверены все варианты причин нарушения работы ДВС (двигателя внутреннего сгорания), переходят к проверке работоспособности датчика Холла.

Подключение

Софтверный счётчик

Подключение простейшее, достаточно два провода от энкодера завести на ноги d8 и d9 ардуины.

HCTL-2032

Подключение hctl-2032 к ардуине выглядит примерно вот так:

Чтобы не занимать все ноги ардуины, я поставил ещё 74hc165.

BeagleBone Blue

BeagleBone Blue имеет встроенный квадратурный декодер, поэтому 3.3В энкодеры можно просто завести на соответствующий коннектор. У меня энкодер имеет 5В логику, поэтому я добавил двусторонний преобразователь уровней на bss138:

Способ преобразования ФКМ в АМ и рефлексивного усиления сигналов СКВТ

Этот, предлагаемый автором, способ отличается тем, что в схеме один и тот же усилитель выполняет сразу несколько операций: преобразования ФМ в АМ, детектирования, фильтрации и рефлексивного усиления выпрямленного выходного косинусоидального напряжения СКВТ, тем самым дополнительно уменьшается количество элементов в электрической схеме.

Вариант функциональной схемы, работающей по этому способу, показан на рис. 7. Синусоидальное напряжение СКВТ следует подать на компаратор для определения знака синусного выходного напряжения.

Функциональная схема преобразователя ФКМ в АМ с детектированием, фильтрацией и рефлексивным усилением сигналов СКВТ на одном операционном усилителе

Рис. 7. Функциональная схема преобразователя ФКМ в АМ с детектированием, фильтрацией и рефлексивным усилением сигналов СКВТ на одном операционном усилителе

Номинал резистора R3 задает коэффициент усиления, а резистором R8 можно, при необходимости, регулировать глубину АМ-модуляции.

По этому способу были построены и проверены в работе несколько оригинальных электрических схем на базе СКВТ типа ВТ‑71 с использованием распространенных серий радиочастотных интегральных микросхем: АМ-детекторов, синхронных АМ-детекторов, УВЧ и УНЧ.

Показатели аналогового канала

Определим, что означают показатели датчика тока. Он показывает напряжение, изменяемое в зависимости от параметров поля. Индукционный вектор поля исчисляется в Гауссах. Соответственно с техническим описанием сенсора, измерительные пределы устройства 49Е – от −1.2 тыс. до +1.2 тыс. Гаусс. Примерная чувствительность прибора равна 2.9 мВ/Гс.

Возвращаемся к 1-му скетчу. Значения, которые сняли с датчика Холла связанного с Ардуино, менялись в диапазоне 508–525 отсчетов. Если конвертировать их в вольты, то это будет как раз приблизительно нулевая точка шкалы отсчета сенсора, или 2.5 В. Если приблизить магнит полюсом к сенсору, то значения будут изменяться от 0 в одну сторону. При изменении полюса они будут меняться в противоположную сторону. Делаем вывод, что по показаниям аналогового выхода сенсора можно определять параметры поля, направление силовых линий.

Проявление неисправности и возможные причины

Нарушения в работе ДХ можно обнаружить по следующим косвенным признакам:

  • Происходит резкое увеличение потребления топлива. Это связано с тем, что впрыск топливно-воздушной смеси производится более одного раза за один цикл вращения коленвала.
  • Проявление нестабильной работы двигателя. Автомобиль может начать «дергаться», происходит резкое замедление. В некоторых случаях не удается развить скорость более 50-60 км.ч. Двигатель «глохнет» в процессе работы.
  • Иногда выход из строя датчика может привести к фиксации коробки передач, без возможности ее переключения (в некоторых моделях импортных авто). Для исправления ситуации требуется перезапуск мотора. При регулярных подобных случаях можно уверенно констатировать выход из строят ДП.
  • Нередко поломка может проявиться в виде исчезновения искры зажигания, что, соответственно, повлечет за собой невозможность запуска мотора.
  • В системе самодиагностики могут наблюдаться регулярные сбои, например, загореться индикатор проверки двигателя, когда он на холостом ходу, а при повышении оборотов лампочка гаснет.

Совсем не обязательно, что перечисленные факторы вызваны выходом из строя ДП. Высока вероятность того, неисправность вызвана другими причинами, а именно:

  • попаданием мусора или других посторонних предметов на корпус ДП;
  • произошел обрыв сигнального провода;
  • в разъем ДП попала вода;
  • сигнальный провод замкнулся с «массой» или бортовой сетью;
  • порвалась экранирующая оболочка на всем жгуте или отдельных проводах;
  • повреждение проводов, подающих питание к ДП;
  • перепутана полярность напряжения, поступающего на датчик;
  • проблемы с высоковольтной цепью системы зажигания;
  • проблемы с блоком управления;
  • неправильно выставлен зазор между ДП и магнитопроводящей пластиной;
  • возможно, причина кроется в высокой амплитуде торцевого биения шестеренки распределительного вала.

Эксперимент первый

Я взял свой стенд с маятником, который уже описывал:

Каретка ездить не будет, просто повешу три счётчика на энкодер маятника. Почему именно маятник? Потому что сила тяжести даёт неуплывающий маркер: каждый раз, как маятник успокаивается в нижем положении, счётчики должны показывать число, кратное 8000 (у меня энкодер 2000ppr).

Вот три счётчика, подключенные параллельно, сверху вниз: биглбон, софтверный счётчик, hctl2032. ШИМ-драйвер для двигателя каретки в данном тесте не используется:

Начало испытаний, маятник неподвижен, два монитора последовательных портов и счётчик биглбона, запущенный по ssh:

Рукой делаю один полный поворот маятника, жду, пока он снова успокоится в нижнем положении:

Все три счётчика показывают ровно 8000, как и положено! Хорошо, из комментариев мы вынесли, что из-за дребезга софтверный счётчик должен сильно ошибаться при низких скоростях маятника. Десять раз повторяю процедуру: качаю маятник так, чтобы он сделал один оборот, а затем жду, пока полностью успокоится. Затем снова качаю, жду, покуда успокоится. Трение низкое, одна итерация занимает пару минут, в итоге примерно полчаса работы счётчиков.

Ха, а ведь опять ни один не ошибся!

Способ формирования сигналов СКВТ с возбуждением от генератора тока пилообразной формы

Этот способ концептуально отличается от известного «амплитудного» способа тем, что вместо возбуждающего генератора гармонического напряжения в нем применен генератор периодического тока пилообразной формы.

Идея основана на том, что полный магнитный поток в магнитопроводе СКВТ при таком возбуждении будет также периодически линейно изменяться. СКВТ является дифференцирующим элементом. Поэтому напряжения на синусной и косинусной обмотках будут пропорциональны первым производным по времени от их соответствующих нормальных проекций полного магнитного потока, то есть ЭДС на них пропорциональны, соответственно, sinj и cosj угла поворота выходного вала.

На рис. 8 приведены временные диаграммы работы СКВТ по предложенному способу.

Временные диаграммы работы СКВТ с возбуждением от генератора пилообразного тока (в эксперименте соответствовали j = 18°30′)

Рис. 8. Временные диаграммы работы СКВТ с возбуждением от генератора пилообразного тока (в эксперименте соответствовали j = 18°30′):
• зеленый график — ток возбуждения СКВТ;
• коричневый график — напряжение на выходной «косинусной» обмотке;
• красный график — напряжение на выходной «синусной» обмотке

С помощью этого способа можно непосредственно, без дополнительной обработки, формировать выходные синусные и косинусные сигналы СКВТ в виде импульсов прямоугольной формы с амплитудами, пропорциональными, соответственно, sinj и cosj поворота вала. Постоянное «плато» сигналов прямоугольной формы позволяет увеличить время их апертуры до полупериода и подавать их на входы АЦП для считывания без предварительного традиционного сохранения в устройстве выборки-хранения (УВХ).

Устранение поломок и неисправностей

При обнаружении повреждения корпуса, влияющего на работоспособность датчика, или выходе из строя микросхемы следует произвести установку нового изделия.

Не рекомендуется восстанавливать старый сенсор клеем или при помощи изоляционной ленты.

Владельцу автомобиля необходимо подобрать запасной элемент (например, по каталогу) и выполнить ремонт самостоятельно или в сервисе.

Устранение поломок

Поломки датчика тока

Частые поломки и признаки неисправности датчика Холла:

  • не стартует мотор, перебои с запуском;
  • нестабильные холостые;
  • при высоких оборотах дергание (частый признак), ТС глохнет.

Неисправный сенсор может замыкать на корпус, провоцируя проблемы с зажиганием.

Недостаток диагностики состоит в том, что перечисленные симптомы могут быть характерными и при поломках других узлов. Обстоятельство отчасти сглаживается методами не слишком сложными, под силу пользователям с элементарными познаниями в технике.

Датчик Холла

Как проверить работоспособность датчика Холла?

Есть разные способы, позволяющие проверить исправность датчика СБЗ, кратко расскажем о них:

  1. Имитируем наличие ДХ. Это наиболее простой способ, позволяющий быстро провести проверку. Но его эффективности может идти речь только в том случае, если не формируется искра при наличии питания на основных узлах системы. Для тестирования следует выполнить следующие действия:
  • отключаем от трамблера трехпроводной штекер;
  • запускаем систему зажигания и одновременно с этим «коротим» проводом массу и сигнал с датчика (контакты 3 и 2, соответственно). При наличии искры на катушке зажигания, можно констатировать, что датчик СБЗ потерял работоспособность и ему необходима замена.

Обратим внимание, что для выявления искрообразования высоковольтный проводок должен находиться рядом с массой.

  1. Применение мультиметра для проверки. Это способ наиболее известный, и приводится в руководстве к автомобилю. Нужно подключить щупы прибора, как продемонстрировано на рисунке 7, и произвести замеры напряжения.

На исправном датчике напряжение будет колебаться в диапазоне от 0,4 до 11 вольт (не забудьте перевести мультиметр в режим измерения постоянного тока). Следует заметить, что проверка осциллографом будет намного эффективней. Подключается он таким же образом, как и мультиметр. Пример осциллограммы рабочего ДХ приведен ниже.

  1. Установка заведомо рабочего ДХ. Если в наличии имеется еще один однотипный датчик, или имеется возможность взять его на время, то данный вариант тоже имеет место на существование, особенно если первые два сделать затруднительно.

Ест еще один вариант проверки, по принципу напоминающий второй способ. Он может быть полезен, если под рукой нет измерительных приборов. Для тестирования понадобиться резистор номиналом 1,0 кОм, светодиод, например, из фонарика зажигалки и несколько проводков. Из всего этого набора собираем прибор в соответствии с рисунком 9.

Светоиндикаторный тестер для проверки ДХ

Рис. 9. Светоиндикаторный тестер для проверки ДХ

Ремонт и замена своими руками

При повреждении элементов конструкции ремонт датчика невозможен. Владельцу автомобиля необходимо поменять деталь на оригинальный сенсор или найти по справочникам либо каталогам аналог. Алгоритм установки нового датчика зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Для выполнения работ нужен набор слесарного инструмента (гаечные ключи и отвертки). Процедура занимает 10–20 минут.

Чтобы заменить неисправный датчик положения распределительного вала, необходимо (на примере Lada Priora с 16-клапанным мотором):

  1. Найти точку установки сенсора по электрической схеме или жгуту проводки, подведенному к передней крышке двигателя рядом со шкивом коленчатого вала.
  2. Снять колодку проводки и отвернуть 2 болта, а затем аккуратно вынуть датчик из посадочного гнезда.
  3. Осмотреть изделие. Если на корпусе имеются следы механического воздействия, снять пластиковый кожух и проверить состояние газораспределительного механизма. В противном случае установить новый сенсор, завернуть крепежные болты и подключить сигнальный кабель. При монтаже убедиться в наличии резинового уплотнителя.

Ряд производителей автомобилей рекомендует проводить замену датчика Холла через 100–150 тыс. км пробега.

Подобные требования обусловлены жесткими условиями эксплуатации (узлы работают в условиях перепадов температуры и подвергаются вибрационным нагрузкам). Циклы нагрева и охлаждения негативно влияют на полупроводники и способны разрушить пластиковый корпус. Вода или конденсат проникает в трещины и ускоряет выход датчика из строя.

Ремонт и замена

Для замены датчика в трамблере следует:

  1. Отстегнуть защелки и снять крышку.
  2. Установить метки на шкиве коленчатого вала и газораспределительного механизма.
  3. Отвернуть болты крепления и снять распределитель зажигания для дальнейшей разборки.
  4. Демонтировать неисправный датчик и произвести осмотр и обслуживание элементов конструкции.
  5. Установить новый сенсор и произвести сборку в обратной последовательности.
  6. Проверить работоспособность двигателя и произвести регулировку зажигания (при необходимости).

Подведём итог:

1. Считать на прерываниях вполне можно, 15 оборотов в секунду — это всё же весьма приличная скорость. Но если нужно обрабатывать больше одного счётчика, всё становится резко хуже. Выбор энкодера играет сильную роль, так как в хороших энкодерах подавление дребезга есть внутри, поэтому хороший энкодер и копеечный 8-битный микроконтроллер — вполне себе решение.

2. Хардверные счётчики надёжнее, но дороже.

3. hctl2032 существенно дешевле BeagleBone Blue, но и сложнее подключается к контроллеру, а биглбон и сам себе контроллер, и умеет четыре энкодера разом обрабатывать. Да и усилитель для двигателя там уже есть на борту, поэтому стенд с маятником можно собрать вообще малой кровью. С другой стороны, даже будучи довольно экзотичной, hctl-2032 стоит пять долларов за штуку, и может спасти ситуацию, когда схема с каким-нибудь пиком или атмелом уже есть, и сильно менять её не хочется.

4. Говорят, stm32 и дёшев, и имеет хардверный счётчик. Но цена вхождения (в смысле времени) в вопрос больно кусается.

В общем, как обычно, идеального решения нет, всё зависит от задачи и от доступных ресурсов.

Заключение

Главный недостаток СКВТ — сложные электрические схемы подсоединения и дорогие способы выделения результатов измерений.

Применение предложенных новых способов управления и считывания данных СКВТ дадут им «вторую» жизнь, сделав их удобными для использования совместно с цифровыми микросхемами и микроконтроллерами, например, типов AVR и PIC со встроенными аналоговыми усилителями/компараторами и АЦП.

Преимущества и недостатки

Положительные стороны сенсоров, использующих в работе принцип Холла:

  • многофункциональность (датчики могут использоваться в различном измерительном оборудовании);
  • высокая надежность за счет снижения количества движущихся частей;
  • устойчивость к внешним воздействиям (на работу сенсоров может повлиять только толстый слой грязи);
  • невосприимчивость к вибрационным нагрузкам;
  • простота конструкции, не требующей обслуживания в процессе эксплуатации.

Основные недостатки сенсоров Холла:

  • необходимость близкой установки магнита и считывающего чипа (для увеличения зазора более 100 мм требуется мощное поле);
  • постоянное изменение потока, приводящее к нестабильному сигналу (проблема сглаживается использованием усилителей и фильтров);
  • зависимость показаний от температуры (при нагреве повышается чувствительность датчика).

Замена

Рассмотрим, как эталонную процедуру замены датчика холла ВАЗ. Процесс элементарный даже для начинающих автолюбителей.

Порядок как заменить датчик Холла:

  1. Снимают трамблер, демонтируют его крышку.
  2. Совмещают метки механизма газораспределения, коленвала.
  3. Демонтируют крепежи гаечным ключом. При этом рекомендовано пометить, запомнить (сфотографировать на смартфон) расположение трамблера.
  4. Фиксаторы, стопоры в корпусе также демонтируют.
  5. Вынимают вал из трамблера.
  6. Отсоединяют клеммные контакты, откручивают монтажные болты, через щель вытаскивают обнаружитель.
  7. Подключить датчик исправный — действия в обратном порядке.

Схема подключения в автомобиле как таковая отсутствует, так как датчик имеет кабель питания со штекером, то есть распиновка уже есть, а фишка снабжена «защитой от дурака», ключами (выступами), делающими невозможным неправильную установку. На коробочке обнаружителя есть отверстия под болты для посадочного места.

В других устройствах Hall effect sensor припаивается согласно расположению ножек и контактов под них на плате. Если взять «голый» датчик, впрочем, и если есть корпус, расположение контактов аналогичное. Нужную ножку для припаивания на плату определяют просто, как на нижеуказанной схеме.

Дополнительная информация

При диагностике датчиков в автомобиле следует проверять сопряженные узлы. Например, причиной плохой работы зажигания может стать влага в контактах или надломленная жила в жгуте проводки. Некоторые владельцы сталкиваются со скрытыми дефектами в блоках управления (окислением или отгоранием дорожек на печатной плате). Чрезмерный износ шестерен привода распределителя может стать причиной периодических сбоев в системе зажигания.

При некорректной работе датчика на машинах с распределенным впрыском топлива в память контроллера записываются ошибки. После проведения ремонта возможно включение предупредительных ламп в комбинации приборов. Для сброса кодов необходимо отключить аккумулятор от бортовой сети на 5–7 минут. Если процедура не помогла, то стереть идентификаторы неисправностей можно при помощи диагностического сканера, подключенного к разъему OBD-II.

Ремонт

В ремонте датчиков Холла смысла нет, так как затраты на это превысят его стоимость, которая в границах 3–5$.

Датчик Холла

Если ради интереса кто-то захочет заняться починкой, то это можно попробовать сделать для автомобильных изделий, но ремонт будет касаться не самой сердцевины сенсора, а «фишки» и кабеля: часто сгорает конденсатор, его и провода можно перепаять. Причина неисправности может крыться в закисших контактах, их зачищают.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий