Техническое обслуживание рулевой колонки (стакана) велосипеда

Техническое обслуживание рулевой колонки (стакана) велосипеда

И так сегодня будем проводить ТО рулевого стакана для «солнечного апельсина». Грубо говоря мы поменяем смазку для подшипников в верху и внизу рулевой колонки, но прежде чем до них добраться на потребуется отсоединить руль от вилки.

Рулевая колонка велосипеда, разновидности, состав механизма, рекомендации по уходу и использованию, как выбирать

Велосипедная рулевая колонка обеспечивает плавное и легкое вращения вилки и руля в стакане рамы велосипеда. Главные элементы вращения — это подшипники. Рулевые колонки могут иметь разные конструкции и типы.

Как же произвести замену подшипника рулевой колонки на мотоцикле самостоятельно?

Эту статью я подготовил для вас — новых водителей мотоцикла. Вы из нее узнаете, какой из себя узел колонки мотоцикла. Все о его демонтаже и замены детали, пришедшей в негодность.

Смотря, в каких условиях, происходит эксплуатация мотоцикла, срок использования подшипника может быть разный.

Если вы двигаетесь по сносным дорогам, бережете ходовую часть, то продолжительность эксплуатации изделия увеличивается.

Большое значение имеет марка и производитель изделия.



Что такое рулевой стакан велосипеда?

В велосипедной конструкции рулевая труба представлена в виде двух чашек из двух подшипников — верхнего и нижнего. Опциональность заключается в работе нескольких колец, обеспечивающие поворот рулевого механизма. Также присутствует для распора выноса своеобразный якорь.

Типы рулевых колонок:

Резьбовые (Threaded) — шток вилки нужен с резьбой на конце. Устаревший тип колонки, сейчас применяется на очень дешевых велосипедах, иногда на сити-байках и серии «комфорт». Особенность этого типа — возможность изменять высоту руля, просто раскрутив колонку и вытянув шток вилки выше из стакана велосипеда.

Безрезьбовые — шток вилки нужен без резьбы. Современный тип велосипедной рулевой, который используется практически на всех велосипедах.

Безрезьбовые рулевые имеют разновидности:

Классическая неинтегрированная колонка (Aheadset или Threadless) — одна из распространенных разновидностей, широко применяется на разных типах велосипедов. Состоит из нижней и верхней чашки с проточкой под подшипники. Подшипники находятся вне рулевого стакана. Чашки впрессовываются снизу и сверху в рулевой стакан, далее влаживаются подшипники, накрываются пыльниками от грязи, по краям кольца. Соединяется вся конструкция якорем внутри штока и крышкой якоря с затяжным болтом.

Полуинтегрированная рулевая колонка (Zero Stack) — главное отличие от неинтегрированной колонки это то что подшипники находятся внутри рулевого стакана рамы, а снаружи остается только кольцо и пыльник. В остальной конструкция и фиксация в сборе схожие. Обладает хорошей пылезащитой и надежностью конструкции, также Zero Stack легко собрать и обслуживать. В полуинтегрированных колонках могут использоваться как шариковые, так промышленные подшипники.

Интегрированная рулевая колонка (Integrated System) — у этого вида рулевой отсутствуют чашки. Подшипники впрессовываются в рулевой стакан, в котором уже проточено место для них. Тут требуется совместимость рамы с подшипниками. В интегрированной колонке используют только промподшипники.

Также есть собственные разработки производителей:

Campagnolo Hiddenset — стандарт Campagnolo, требующий специально обработанной рулевой трубы. Модификация полуинтегрированной рулевой колонки, где используют конические подшипники чашки.

Perdido — полуинтегрированная рулевая колонка с особым размером подшипника и чашками, которые глубже утоплены в раму.

Рулевая Columbus является разновидностью безрезьбовой Aheadset со своими собственными типоразмерами подшипника. Рулевая труба не имеет каких-либо фрезерованных посадочных гнезд внутри, подшипники располагаются вне рамы, во внешних чашках.

Верхние подшипники рулевой колонки

Когда вы сняли руль, дальше идут простаочные кольца, у меня их 3 штуки (они используются, чтобы опускать руль ниже). Снимаем их тоже, далее идут пыльники верхних подшипников убираем и их, запомните в каком порядке все стояло. И вот они наши верхние подшипники рулевого стакана:

верхние подшипники рулевого стакана на велосипеде

Вынимаем их из посадочного гнезда и опускаем в крышку с wd-40.

Устройство рулевого механизма

Рулевой механизм состоит из следующих элементов:

  1. Руль – основа из железа или металла, при помощи которой и производится управление велосипедом во время движения. На нем располагаются особые точки хвата, аксессуары, закреплены грипсы, которые обеспечивают удобное положение рук во время движения. .
  2. Вынос – труба, при помощи которой руль крепится ко всему механизму.
  3. Рулевая колонка. Состоит из двух чашек, верхнего и нижнего подшипников, а также колец, позволяющих трубе свободно поворачиваться в стакане.

При выборе рулевой колонки следует учитывать особенности рулевого механизма, а также самого транспортного средства.

Наличие колонки не должно вызывать дискомфорт. Особых правил выбора рулевых колонок не существует, поскольку отдельные производители стараются подходить к их созданию на основе своих собственных технологий. Правильным решением будет подобрать колонку того же производителя, что и велосипед – вероятность, что в таком случае она подойдет к вашему транспортному средству, очень велика.

Стаканы

Все вышеперечисленные колонки требуют под себя конкретной модели стакана рамы. Взаимозаменяемости нет ни для одного из указанных типов. Только свои параметры.

Существуют следующие виды стаканов:

  1. Интегрированные. Их характерные черты — вогнутая внутрь поверхность + усеченные фаски. Такие детали можно встретить 4-х размеров:
    • 1 дюйм (это 26.35 мм);
    • 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм);
    • 1 и 1/8 Italian (41.95 мм);
    • 1 и 1.8 FSA Standard (41.6 мм).
  2. Полуинтегрированные. Это прямые трубы без всяких выпуклостей/вогнутостей. У таких прямая фаска под прямым углом глубиной 15 мм, не менее. Здесь тоже свои размеры, и разброс их чуть меньше, к тому же нет путаницы производителей в связи с долями дюйма:
    • 1 дюйм (это 41.35 мм);
    • 1 и 1/8 (43.95 мм);
    • 1.5 дюйма (55.9 мм).
  3. Стандартные. Они аналогичны по форме и размерам полуинтегрированным, но очевидно уже и меньше в большинстве случаев. Стандарты все те же, а размеры другие:
    • 1 дюйм (это 30.05 мм);
    • 1 и 1/8 (33.9 мм);
    • 1.5 дюйма (49.57 мм).

По указанным выше размерам возможны допуски — 0,5-1 мм. Однако следует таких допусков избегать, чтобы не допустить образования люфта вилки. В противном случае это непременно скажется на качестве езды в сторону его (качества) ухудшения.

Установка и регулировка рулевого узла велосипеда

Перед установкой колонки, рама должна быть отторцована и очищена от грязи, пыли и задир. Чашки рулевой запрессовываются в стакан специальным прессом. Важно при запрессовки обеспечить параллельность установки чашек в рулевом стакане. Так что применять молоток или другой ударный инструмент очень не рекомендуется, велик шанс не правильной установки чашек, может треснуть рулевой стакан.

Далее собрать остальные детали – вставить вилку, в чашки вложить смазанные подшипники, накрыть их кольцами и пыльниками, стянуть весь механизм вкрутив болт в якорь, который установлен в вилке.

Резьбовые колонки регулируются закручиванием верхней конусной гайки. У безрезьбовых рулевых закручиваем верхний болт на крышке якоря, предварительно раскрутив болты на выносе руля.

Если рулевая отрегулирована правильно люфт в этом узле отсутствует, а руль вращается плавно, без скрипов и запинок.

Замена подшипников рулевой

Наконец то дошло дело написать небольшую статейку о подшипниках рулевой колонки, а точнее разберем, как понять что они износились, когда их пора менять, какие признаки износа, как увеличить им жизнь и в общем все все все. Как понять что подшипники рулевой износились и их пора менять. Ну самое банальное , когда они уже в хламище развалились, это люфты в рулевой колонке, особенно при нажатии на передний тормоз. Когда подшипник изнашивается не столь страшно есть два момента. Первый –это руль становится тугой, при этом что на ходу что просто вращая на месте, разница не сильно большая, НО при вывешивании пита на подставке, руль вращается как ни в чем не бывало. Второй момент, это закусывание , то есть на ходу руль как будто замирает в одном положении, это очень сказывается на управляемости, и не заметить это сложно . Происходит все по двум причинам – из-за того что подшипники никогда не обслуживали, и они работали металл об метал, и в обойме образовались канавки от роликов, в которых руль скажем закусывает. Второй момент заключается в то, что рулевая болталась и из-за слишком большого свободного хода и итог тот же – образование выработки. В моем случае наверное было все что можно, так как рама была б.у и о существовании подшипников, и о том, что их нужно обслуживать глупцу было неведомо.


Выбить старые подшипники оказалось на самом деле очень просто. Совсем немного погрел строительным феном , один удар заваренной с обоих концов трубкой , и готово , обе обоймы лежат.


Ржавые, с выработкой от роликов, эллипсом….сложно понять, как у человека хватало идиотизма продолжать ездить с подшипниками в таком состоянии.

Новые подшипники ставить на самом деле не сильно сложнее. Очищаем посадочное место в рулевой колонке, мажем его тонким слоем подшипниковой смазкой и аккуратно направляем.


Осаживаем обойму предельно плотно, сначала через деревяшку, а потом через алюминиевую или медную поставку.


Как бы вы не старались, до конца осадить не получится, просадка будет. Увы, спустя какое то время после поездок, рулевую придется протягивать. Подшипники перед установкой в обоймы необходимо тщательно промазать СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДШИПНИКОВОЙ СМАЗКОЙ.


Таким образом, вы обеспечите им плавную работу, и увеличите срок службы, что не маловажно! После того , как верхний подшипник будет установлен , заворачиваем верхнюю гайку!


Эта гайка, как раз регулирует уровень затянутости подшипников. Не нужно тянуть ее до упора, в таком случае руль просто встанет колом и никуда вы не уедите! усилие должно быть таково, чтобы руль, свободно вращался но при этом не было люфта. По мере езды тот самый люфт будет проявляться, и при его выявлении, необходимо периодически подтягивать регулировочную гайку. Если вы самый умный и вам плевать, то можете ездить хоть вообще без подшипников, в конце концов вам потом покупать новые подшипники и тратить свои деньги .

Типы рулевых стаканов велосипеда

Среди рулевых стаканов выделают три их вида.

Стандартный

Это же резьбовые, о которых мы говорили ранее. Данный тип использовался в советском вело-строении и до сих пор многими производителями мира используется в так называемых прогулочных и дорожных моделях в силу отсутствия сильных напряжений на стакан.

Так или иначе, сравнивая надёжность этого типа с другими — она уступает нехило.

Полуинтегрированный безрезьбовой стакан

Данный тип обозначается как (ZS) — Zerostack, в переводе «нулевой подъём». Решение данного вида предполагается: по внутренному диаметру двух чашек запрессоывается во внутрь, при этом из выступающих частей снаружи вылезают либо резиновый пыльник, либо внешние кольца чашек.

Конструкция повторяет идею обычной безрезьбовой колонки, с единственным отличием — размером подшипников и их расположением внутри стакана.

Данное решение для велосипедов часто используется в узком направлении производства профессиональных моделей в силу своей дороговизны.

Можно выделить следующие преимущества:

  • В силу того, что отсутствуют выступающие части в данном элементе, руль возможно максимально низко прижать к раме.
  • Из-за буквального нахождения руля у рамы данные модели велосипедов оптимальны для некоторых велосипедных дисциплин.
  • Также в силу прижатия к раме повышается и прочность данного элемента.
  • Расположение руля максимально низко к раме также благоприятно сказывается на аэродинамическую посадку водителя велосипеда.

Интегрированный безрезьбовой стакан

Обозначение данного типа — (IS), то есть Integrated. Во многом данная разновидность элемента схожа с полуинтегрированным, но выступает уже полностью профессиональным видом. Полное слияние со стаканом велосипеда обеспечивается за счёт вставки рулевой колонки в стакан.

Реализация немного отличается от предыдущего типа — если в нём прессовались чашки, то в интегрированном запрессовываются уже сами подшипники в заранее подготовленные проточные посадочные канавки, при этом используются подшипники исключительно промышленные.

Промышленные (закрытого типа) подшипники применяются в связи с их надёжностью, т.к. иные варианты быстро выводят из строя стакан рамы. И в промах есть интересный момент — используются варианты только со скошенной нижней гранью под градусами 45-45 или 36-36, реже 36-45.

Неоспоримым достоинством данного решение остаётся привлекающая внешне система без выступающих за кромки стакана различных элементов, а также её скрытость от глаз, позволяющая произвольно регулировать высоту выноса.

Также неоспоримость вызывает тот факт, что в силу практической закрытости от пыли и прочей грязи, подшипники дольше сохраняют свои эксплуатационные качества.

Одним из серьёзных минусов данной конструкции — в случае поломки со временем или по другим причинам, она ведёт за собой поломку и посадочного места в стакане рамы. Часто ремонт подобного — чересчур дорогое удовольствие.

Что представляет собой рулевая колонка велосипеда.

Колонка состоит из руля, который представляет собой обычную перекладину. Выглядит она как прямая труба с прикрепленными к ней велоаксессуарами. Далее – вынос как недлинная труба и два крепежных болта, прикрепленных к рулю и трубе.

Вынос (или непосредственно сам руль) и корона вилки велосипеда соединяются при помощи трубы руля. Присоединяется на рулевую колонку и стакан.

Две чашки, подшипник сверху и подшипник снизу – это составляющие рулевой колонки. Чтобы труба руля с достаточной легкостью двигалась по рулевому стакану, используются специальные кольца. Чтобы сделать распорку выносного крепления используют якорь.

Подшипники колонки вставлены в фаски, которые вырезаны в середине укороченной трубы. Там же находятся и чашки. Эта область рамы – рулевой стакан.

Какие виды колонок существуют:

1.Классическая колонка, имеющая резьбу чаще всего устанавливается на недорогих, доступных по цене велосипедах. Имеет достаточно малый вес, неприхотлива в эксплуатации. Применяется уже достаточно долгое время.

Здесь на верхнюю чашку нарезается резьба, контргайка прикрепляет к ней рулевую трубу.

Отрицательной стороной можно считать недостаточную надежность, трудно настраивать данный тип колонок.

2.Колонка без резьбы. Нагрузка фиксирующей вилки не ложится на такую колонку. В состав входит чашка сверху и чашка снизу, впрессованные в стакан руля. В обеих чашках есть подшипник, сверху его закрывает кольцо качения. В этом случае в первую очередь устанавливаются простановочные кольца и вынос, и лишь после производится закрепление рулевой трубы.

Еще колонки подразделяются на полуинтегрированные и интегрированные.

Чашки в полуинтегрированной колонке в полном объеме расположены в середине стакана, внешне наблюдаются лишь пыльники.

Такая конструкция признана самой лучшей, потому что есть возможность регулировки высоты в руле. Этот тип устроен довольно сложно, и имеет немного большую цену, чем остальные виды колонок.

А в интегрированной колонке без резьбы абсолютно отсутствуют чашки. То есть в раме непосредственно впрессованы подшипники. Естественно, канавки качения отсутствуют. Здесь также применяются исключительно промышленные подшипники.

Несмотря на кажущуюся простоту и легкость, эти устройства сложнее ремонтировать и обслуживать.

Зачем снимать велосипедную вилку

Велосипедная вилка соединяет раму и переднее колесо. Также ее задачей является сглаживать все удары, снимать нагрузку, приходящуюся на руки велосипедиста. Этот механизм очень важен для велосипеда, соответственно, нужно побеспокоиться о его регулярном сервисном обслуживании.

Необходимо проверять, не требуется ли замена изношенных запасных частей, входящих в состав вилки. Чтобы убедиться, нужно ли снимать и разбирать вилку, вы должны сделать диагностику.

Главными признаками необходимости ремонта, замены пришедших в негодность деталей являются:

  • во время движения байка вы слышите стук, который ранее отсутствовал;
  • вы не можете отрегулировать вилку, так как ее заклинило;
  • износились подшипники;
  • все части громко скрипят, значит, смазка отсутствует;
  • слишком тяжело повернуть руль.

Вилка будет стучать на выбоинах и неровностях дорожного покрытия в случае усадки пружины.

Какие признаки свидетельствуют об износе подшипников? Подшипники сломаны, если вы почувствовали люфт, а руль очень туго проворачивается. Это также говорит о том, что изношены уплотнительные кольца, а вилка слишком загрязнена.

Скрипы и шумы в движении означают, что некоторые детали требуют смазки, и снимать вилку все же придется.

Позаботьтесь, чтобы во время ремонта у вас под руками были такие инструменты: различные отвертки, гаечные ключи, в том числе и раздвижной. Будет необходимо применение шестигранника и небольшого молотка. Также в зоне досягаемости положите смазочные материалы, сухие тряпки.

Рулевая колонка горного велосипеда

В рулевом механизме горных байков рулевая колонка — это самый сложный элемент. Однако и ее можно ремонтировать своими руками, если есть определенные знания или желание во всем разобраться самому.

То же самое можно сказать и о регулярном (ежесезонном) обслуживании горных велосипедов. Однако, когда речь идет о начинающих любителях экстремальной велосипедной езды или каких-то, по-настоящему серьезных поломках, лучше своевременно — ради собственной же безопасности — обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в области велоремонта.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий