Люфт трещетки заднего колеса

Содержание

Как устранить люфт на переднем или заднем колесе велосипеда?

Велосипед – это популярное средство передвижения, используемое не только детьми, но и взрослыми людьми. Велотуризм считается распространенным видом спорта, но для длительных велопрогулок необходимо хорошо разбираться в устройстве байка, чтобы при необходимости выполнить оперативный дорожный ремонт. Люфт на велосипеде – это частая проблема, с которой приходится сталкиваться многим велосипедистам. Поэтому важно знать, как справиться с такой неисправностью, чтобы можно было дальше с комфортом пользоваться оборудованием по назначению.

Люфт колеса

Люфт заднего колеса велосипеда — причины и способы устранения

Велосипедные прогулки и велотуризм набирают все большую популярность. Многие пересаживаются на велосипед вместо автомобиля и получают огромное удовольствие.

Однако в процессе эксплуатации случаются и негативные моменты, связанные с неисправностями различных деталей и механизмов. Одной из часто встречающихся проблем является люфт колеса. При несвоевременном ремонте это может привести к выводу из строя велосипеда.

Что делать если шатается колесо на велосипеде

Велосипед только на первый взгляд кажется примитивным транспортным средством, в устройстве которого нет ничего сложного. На самом деле только слаженная и безупречная работа всех его механизмов может гарантировать удовольствие от процесса езды. Поэтому так важно своевременно производить диагностику в мастерской либо самостоятельно обслуживать велик, чтобы исключить такую распространенную проблему, как люфт заднего колеса.

Проверка состояния втулки колеса

Инструмент для работы

  1. Съемник трещотки.
  2. Разводной ключ побольше или гаечный ключ, как правило, на 27 мм, но следует учесть, что есть съемники с 24-миллиметровыми гранями. Удобнее будет пользоваться накидным или торцевым ключом, так как на него можно будет давить с максимально возможной силой, не боясь, что он соскочит с граней съемника.
  3. Рожковый ключ на 14 или 15 мм для раскручивания втулки.
  4. Толстая безворсовая тряпка.
  5. Тонкий кернер, если потребуется разобрать «орех».
  6. Молоток никогда не помешает.
  7. Не литиевая смазка. Густое масло, щедро набитое внутрь узла, может стать причиной залипания собачек. После этого педали начинают частенько прокручиваться не только назад, но и вперед.

Факторы, приводящие к возникновению биения колеса

Основными причинами появления люфта можно считать:

  • значительный износ установленной втулки;
  • повреждения гаек радиусных, возникшие на дорожках для качения шариков.

В этих случаях неисправные детали просто требуется заменить. Их легко можно приобрести в качестве отдельных запасных частей в специализированных магазинах.

  • Износ специальных насечек с достаточно высоким рельефом, которые в заводских условиях наносятся на контргайки и способствуют более плотному контакту этого изделия с гайкой радиусной. Повышение сцепления поверхности гаек снижает вероятность раскручивания. Аналогичные насечки должны иметься на основных гайках, которыми колесо крепится к велосипеду. В данной ситуации гайки рекомендуется поменять на новые изделия.
  • Ослабляется поджатие между радиусной и контргайкой. Необходимо оперативно подтянуть.
  • При установке колеса на велосипед между контргайкой и задним пером (разговорное наименование «штаны») осталось пустое место, способствующее биению. Рекомендуется установить сюда шайбу, которая выберет пустоту.

Понятие люфта

Он представлен маленьким зазором, который появляется между вращающимися элементами механического типа. Такие предметы взаимосвязаны, поэтому при изменении плоскости втулки или оси вращения появляется люфт. Он заключается в том, что во время движения колесо катится не прямо, а делает восьмерки. Поэтому для комфортной и безопасной езды нужно убрать люфт на заднем колесе.

Если не выполнить оперативный ремонт, то усложняется процесс управления велосипедом, а также возникает биение на руль, поскольку колесо смещается в разные направления от оси движения.

Причины возникновения люфта колёс

обслуживание колесаПрежде всего для того, чтоб люфт не появлялся необходимо регулярно проводит проверку и обслуживание составляющих частей крепежа колеса к велосипеду. Но если люфт всё-таки произошёл, то не стоит и дальше ездить на таком велосипеде, особенно если люфт появился на заднем велоколесе велосипеда. Иначе это чревато аварией и травмами для человека. Основными причинами появления разбалтывания являются:

  • втулки, используемые могут стираться. Появление такой проблемы скорее связано со сроком службы;
  • нарушение целостности радиусных гаек, установленных для свободного движения шариков подшипника, такая поломка влечёт замену данного элемента при помощи инструментов;
  • износ особых насечек на контргайке, которая необходима для точного взаимодействия с гайкой радиусной, что исключает возможность раскручивания. Причины появления связаны с большими нагрузками на велобайк или длительным периодом эксплуатации гайки, для исправления нужна замена указанной детали и необходимые инструменты;
  • отсутствие надёжного стягивания между контргайкой и второй гайкой. Проблема решается стягиванием ключом;
  • образование свободного пространства от контргайки до рамы велосипеда. В этом случае промежуток заполняется установкой шайбы или гравера.

Устраняем биение переднего колеса

Снимаем переднее колесо. Разбираем его. Протираем и удаляем старую смазку с дорожек качения шариков и втулок.

Закладываем новую смазку и закрепляем в ней 9 шариков (если они россыпью) или 7 подшипников сепараторных.

Далее накручиваем на ось радиусную гайку, после чего устанавливаем ось во втулку, навинчиваем радиусную гайку с противоположной стороны. Затем выравниваем концы оси с резьбой, остающиеся по обе стороны (они должны быть одинаковыми).

подготовка байка

Накручиваем контргайки, развернув их насечкой к гайкам радиусным. Затем с использованием ключей, сильно их прижимаем. Важно при этом не забыть выставить нужное натяжение подшипников (шариков) правильно. Их ни в коем случае нельзя пережимать, с одной стороны, и не допускать такой крайности, как оставшееся шатание колеса, с другой.

При сборе переднего колеса радиусную и контргайки в первую очередь поджимают со стороны расположения дискового тормоза. Так как с этой стороны делать это неудобно. Гайки поджимаются двумя ключами. Удобнее всего использовать для указанных целей шведский ключ № 1 и специальный тонкий рожковый ключ, предназначенный для выполнения именно таких операций. Купить их несложно. Зато получите максимально возможное подтягивание.

детали велосипедного колеса

Переходим на другую сторону колеса. Также выставляем натяжение шариков и зажимаем гайки. При качественно подтянутой контргайке вместе с ней начинает вращаться радиусная гайка.

Но иногда возникают ситуации, когда гайки перетянуты. В этом случае их требуется слегка ослабить. Для этого радиусная гайка проворачивается против часовой стрелки (использовать тонкий рожковый ключ).
После выставления требуемого натяжения выполняется контрольная проверка и дожимаются радиусная и контргайка.

Проверяем свободный ход оси. Образующийся между «штанами» и контргайкой пустотный промежуток заполняется установкой шайбы необходимой толщины, либо одна из контргаек меняется (на каждой из сторон их две, разной толщины). Меняем местами толстую и тонкую гайки.
Устанавливаем собранное колесо на место и фиксируем накидными гайками. Проверяем накат.

Почему появляется?

Перед тем, как устранить люфт колеса, важно определить, почему возникла данная неисправность. К основным причинам ее появления относится:

  • за счет длительного эксплуатационного срока истирается втулка;
  • высокая степень износа конуса, который иначе называется радиусной гайкой;
  • из-за езды по выбоинам и ямам повреждаются дорожки качения, располагающиеся в подшипниках;
  • насечки, которые располагаются на контргайках, а также предназначены для надежного соединения с конусом, сильно истираются.

Люфт колеса

Обычно такие причины возникают у людей, которые часто пользуются своим средством передвижения. За счет существенных нагрузок на колеса и другие части велосипеда, происходят частые поломки, а также истираются основные детали. Дополнительно учитывается качество материала, из которого сделан байк. Для решения проблемы часто приходится менять детали, которые ломаются, повреждаются, смещаются или истираются.

Внимание! Для предотвращения раскручивания рекомендуется обеспечивать надежное сцепление гаек.

Не нужно заменять элементы велосипеда, если причина люфта заключается в ослаблении фиксации контргайки и радиусной гайки. Поэтому для устранения проблемы достаточно только немного затянуть данные элементы. Для этого рекомендуется пользоваться подходящим ключом. Зазор, образовавшийся после монтажа колеса между контргайкой и велосипедной рамой, заполняется специальной шайбой.

Какой инструмент понадобиться

инструментыЕсли владелец велосипеда относится к тем, кто самостоятельно проводит ремонт своего транспорта, то у него имеется уже хоть небольшой арсенал инструментов. Однако не у всех есть самые элементарные вещи. Для снятия колеса и дальнейшего ремонта необходим только ключи нескольких размеров.

Но если для устранения люфта проводят разбор заднего велоколеса, то для снятия звёзд может понадобиться съёмник трещотки или кассеты (хлыст).

Как устранить люфт заднего колеса

устранение люфта на заднем колесеУстранение люфта на заднем колесе, также разделим на несколько этапов:

  1. Для начала снимаем поджимающие гайки вынимаем велоколесо;
  2. В зависимости от установленного механизма (трещотка или кассета) используют тот или иной инструмент указанный выше для снятия звёзд с колеса велосипеда. Рассмотрим два случая отдельно:
    1. Трещотка. Фиксируем хлыстом трещотку и проворачиваем в противоположном направлении движении колеса велосипеда. Учитывайте, что необходимо будет приложить массу усилий;
    2. Кассета. Как и в первом случае, делаем фиксацию кассеты при помощи хлыста. В специальное отверстие кассеты продеваем съёмник кассет и прокручиваем пока не открутится небольшая гайка-фиксатор прилегающая к наиболее малой звезде на колесе велосипеда;

    Как выявить люфт?

    Определить данную проблему очень просто, поскольку для этого достаточно только воспользоваться тормозной системой, чтобы почувствовать, как велосипед начинает вилять в разные стороны. Это обусловлено тем, что колесо начинает делать «восьмерки». Обычно неисправность встречается на байках с бюджетными вилками.

    Внимание! Допускается минимальный люфт на великах, но он увеличивается с течением времени, поэтому целесообразно выполнить обслуживание и ремонт, чтобы не пришлось в будущем выполнять работу в дорожных условиях.

    Неисправности задней втулки велосипеда

    Самая распространенная неисправность задней втулки велосипеда, которая может привести к тому, что придется делать ремонт заднего колеса велосипеда — это произвольная затяжка или послабление конуса. Если конус задней втулки ослаблен, то в колесе будет заметен большой люфт. В другом варианте, если конус перетянут, то заметно увеличивается тяжесть хода велосипеда и может быть слышен хруст подшипников. В обоих случаях необходимо не откладывая произвести ремонт задней втулки велосипеда. Для устранения этих неисправностей необходимо снять заднее колесо с велосипеда, если это спортивный скоростной или горный велосипед, то на них могут применяться эксцентриковый зажим, и колесо в таком случае снимается без задействования дополнительных ключей. На велосипедах начальных уровней колесо может быть прикручено двумя гайками, понадобится пара ключей.

    Задняя втулка с эксцентриковым зажимом.

    Ось задней втулки.

    Как устранить люфт переднего колеса велосипеда

    устранение люфта переднего колеса

    Устранение неполадок, а именно люфта на переднем велоколесе разделим на несколько этапов:

    1. Снятие и разбор переднего колеса с велосипеда происходит проще, чем заднего, поэтому останавливаться для разъяснения данного этапа не стоит;
    2. Протираем влажной тряпочкой от пыли и других загрязнений. Вытираем смазку на месте движения шариков и втулок;
    3. Наносим новым слоем смазку и устанавливает шарики подшипника. Процесс установки может немного отличаться, в зависимости от вида подшипников;
    4. После чего выполняем следующие этапы сборки. Гайку накручиваем на ось и затем вставляем её во втулку. С обратной стороны на ость накручиваем радиусную гайку. Не забывайте, что с обеих сторон должно оставаться одинаковый свободный отрезок оси с нанесенной резьбой;
    5. затягивание радиусной гайкиПосле чего накручиваем контргайки на оставшееся свободное резьбовое место для надёжного соединения затягиваем ключом. При чём насечки должны быть повёрнуты в сторону радиусных гаек. Отдельного внимания заслуживают подшипников, так как натяжение шариков не должно быть сильным, но и не слабым. Проводят данный процесс таким образом:
      1. Сначала затягивание проводят с одной стороны, где расположен тормоз. Используя при этом используется пара видов ключей (шведский и рожковый), но можно использовать и обычные ключи подобрав необходимую толщину;
      2. С другой стороной проделывает такие же операции. После выставления натяжения подшипников, проводит затягивание гайки. Если случилось, так что затянули слишком, то поворотом в обратном направлении при помощи рожкового ключа делаем слабее и дотягиваем по необходимости. Проводит проверку движения оси;

      Ремонт

      Чтобы устранить люфт или наоборот подтянуть конус нам понадобится пара ключей, обычно это рожковый конусный ключ на 15, и рожковый на 17 мм. Сначала нам потребуется послабить контргайку, затем ослабить или затянуть конусную гайку до нужного значения, в идеале люфта быть не должно, затем снова закрутить контргайку.

      При нормально отрегулированном конусе, колесо должно с легкостью провернутся под тяжестью катафота или соска.

      Бывает момент, когда ось втулка велосипедного колеса ломается или гнется, чаще всего это происходит из-за не качественных деталей. В таких случаях необходима полная замена оси втулки на новую, более высокого качества. При замене оси втулки, или когда нужно сделать ТО или ремонт задней втулки велосипеда, для удобства можно снять трещотку, если нужно простого подтянуть или ослабить конус, то можно обойтись без этого действия.

      Искривленная ось втулки заднего колеса.

      Для того чтобы поломки происходили реже, необходимо делать периодическое ТО, в основном это регулировка конуса а также мойка, чистка деталей и смазывание подшипников, иногда замена подшипников, сальников или шайб.

      Откручивание прикипевшей трещотки

      Бывает так, что не хватает усилия, чтобы сорвать намертво затянутую на протяжении нескольких лет трещалку. В этом случае поможет удлинение рычага ключа.

      У многих в гараже найдется железная труба или пруток длиной около 60 см. Далее можно просто надеть эту трубу на ручку разводного ключа или зуб рожкового инструмента или поступить по-хитрому и собрать двухплечевой рычаг.

      1. Взять пару коротких, длиною в 6–8 см болтов М8 или М10 и подобрать две соответствующие гаечки к ним.
      2. Один из болтов вставить в отверстие съемника трещотки, а другой продеть через отверстие в ручке разводного ключа. Эти болты следует прихватить гайками, чтобы удержать их на своих местах.
      3. Вставляем трубу между двумя болтами: установленного в своё место съемника и надетого на него разводного ключа. Теперь остается только надавить на получившийся рычаг вниз, чтобы сорвать трещотку.

      Обычно с рычагом от 50 до 60 см любая трещалка откручивается практически одним движением.

      Заключение

      Люфт может возникать как на заднем, так и на переднем колесе велосипеда. Он появляется обычно при длительной эксплуатации байка. Процесс его устранения считается не слишком сложным, поэтому может выполняться своими руками. Для этого нужно только следовать правильной инструкции.

      Какие могут возникнуть трудности

      1. При разборке втулки велосипеда был утерян шарик или весь подшипник целиком или другая мелкая деталь;износ детали втулки
      2. Сложности с подбором зазора при затягивании конусных гаек;
      3. При разборке обнаружены множественные дефекты на деталях втулки;
      4. Не получилось снять трещотку.

      ТО задней влулки — разборка, профилактика и сборка

      Например, бывает такое что подшипники «выедают» в самом корпусе задней втулки ямы, возможно из-за искривления оси или недостачи смазки. При таком раскладе ремонт заднего колеса велосипеда, заключается в полной замене корпуса втулки или даже самого колеса. Поэтому, чтобы не случалось такого, необходимо перед каждым дальним выездом на велосипеде проводить осмотр своего двухколесного коня, и во время устранять неполадки.

      Как исправить люфт колеса на велосипеде

      5 минут Автор: Михаил Скворцов 356

      В процессе эксплуатации крепление колеса ослабляется и появляется люфт. Несвоевременное устранение указанной неисправности может привести к выходу велосипеда из строя в самый неподходящий момент.

      Краткие советы по ремонту трещотки

      1. После того, как вы разобрали «орех», обратите внимание на цвет смазки внутри него. Масло черного цвета, так сказать, грязное или с заметными частичками металла, свидетельствует о предельном износе рабочих поверхностей наборных подшипников. В этом случае правильнее будет заменить весь узел целиком на новый.
      2. Вынутые шарикоподшипники следует отмыть от смазки, а затем осмотреть на наличие повреждений. Шарики с вмятинами и тёмными пятнышками надо заменить на неповрежденные.
      3. Всегда проверяйте внутренние поверхности на отсутствие влаги перед сборкой. Если капельки воды всё же есть, тогда их необходимо высушить обычным бытовым феном или сжатым воздухом из компрессора.
      4. Конусную гайку нужно затягивать с силой, а регулировку небольшого люфта для звездочек трещотки относительно оси колеса следует производить с помощью наборных тонких колечек.

      Замена трещотки на велосипеде:

      Трещотка велосипеда

      Трещотка для велосипеда – это механизм, который передает крутящий момент от передних звездочек к заднему колесу. В том числе благодаря этому механизму и происходит движение. Состоит она их храповика и звезд.

      За счет этого специального механизма, велосипед продолжает движение в тот момент, когда вы спускаетесь с горы или едете накатом, не крутя педали. Это очень удобно, согласитесь? Тяжело было бы крутить педали постоянно, даже когда в этом нет особой нужды. Для этого внутрь блока задних звездочек поместили трещотку.

      Ремонт и установка

      Трещотки начали устанавливать еще во времена Советского Союза и продолжают это делать по сей день. Традиционно, трещотка навинчивается на заднюю ступицу велосипеда. Но в более новых моделях трещотка – составная часть ступицы изначально. Сбор и разбор этого механизма не то что бы сложный, но и не совсем простой. Установка вообще проходит без всяких «заморочек». Достаточно просто прокрутить немного педали и трещотка встанет на нужное место.

      А вот со снятием придется немного повозиться. Запаситесь специальным инструментом под названием шлицевой съемник. Модели паза трещоток зависят от модели самой трещотки. Совсем старые модели снабжены упрощенным надрезом и двумя или четырьмя гранями. Но, к сожалению, такие системы не долговечны и часто ломаются, не выдерживая даже сезона. А в процессе замены, есть шанс легко сломать как саму трещотку, так и инструмент, которым вы будете пользоваться.Наиболее частая из них это поломка «собачек» или пружин. Для того чтобы устранить поломку, необходимо трещотку разобрать.

      В случае если пружины неисправны, их обязательно следует заменить на новые. Удалить старые пружины можно обычными плоскогубцами. Сломанную собачку тоже, как ни странно, лучше не пытаться починить, а заменить на новую. Изготавливается этот атрибут из прочной стали при помощи умелых рук слесарей и их станков. Сначала изготавливается стержень пятки, и только потом собачку выпиливают по контуру впадины. Угол так называемого зуба у собачки должен быть сделан немного острее, чем угол самого храповика.Ну а далее следует процесс закалки стали и выпуск в массы данных запчастей.

      Храповик не цепляется за собачку обычно в двух случаях:

      • Пришло в негодность жало у зуба собачки;
      • Используется сильно густая смазка. Из-за этого пружинка не отталкивает собачку от дна впадины.

      Особенности снятия трещотки с колеса велосипеда

      Трещотка велосипеда — единица трансмиссии агрегата. Этот механизм нужен для того, чтобы передавать вращающий момент от педалей к цепи. Простым языком – чтобы цепь вращалась при кручении педалей. Трещотка состоит из храповика, двух собачек и системы звездочек. За особенность строения механизм назвали «орехом».

      Иногда возникает необходимость снять трещотку. Так можно отрегулировать затяжку подшипников на заднем колесе. При открученной кассете шарикоподшипники легко вынимаются, можно проверить уровень износа чашки или провести смазку.

      При съеме старой трещотки из нее можно достать целые собачки и заменить ими сломанные. Как правило, такие мелкие детали нельзя купить отдельно, владельцу придется купить целый узел в сборе. Поэтому данная хитрость может избавить от лишних покупок.

      Снять трещотку нужно и при сломанных зубьях звезд, тем более если они износились настолько, что уже разломились. Или если требуется замена сломанной спицы.

      Снятие, разборка и установка трещотки на велосипеде

      В один прекрасный день приходит время заменить блок ведомых звезд на велосипеде. Я как и многие велосипедисты решил заменить трещотку самостоятельно. Как оказалось, это просто, если купить необходимые инструменты. В этой статье я снял старую трещотку, установил новую и показал, как можно обслужить (смазать) ее.

      Разборка трещотки для обслуживания

      Иногда меня спрашивают: «Нужно ли обслуживать трещотку?»

      Честно скажу, я не вижу в этом никакого смысла, так как, скорее всего, у вас быстрее износятся звезды, чем исчезнет смазка внутри трещотки, плюс в ней достаточно много шариков, которые предательски рассыпаются в разные стороны. Я на своем велосипеде меняю трещотку раз в год, и проезжает она у меня около 3-5 тысяч. За это время я не смазываю внутренние шарики ни разу.

      Обслуживать трещотку, скорее всего, потребуется, только если она какая-то редкая или подверглась большим количеством воды.

      Как же я разбирал свою трещотку:

      Если у вас трещотка, то на ней вы можете увидеть два отверстия. Если таких отверстий нет, то это наверняка кассета. На фото я взял шуруп и вставил его в одно из таких отверстий, эти отверстия нужны, чтобы открутить крышку и добраться до подшипников. Резьба у этой крышки обратная, то есть, чтобы открутить ее, нужно откручивать по часовой стрелке. Я открутил крышку с помощью шурупа и молоточка. Маленькими ударами молоточком — и крышка откручена, сразу под ней вы увидите подшипники. Вот они какие маленькие:

      Но это еще не все подшипники. Когда вы начнете поднимать блок звездочек (крышка, которую мы открутили, их держала на месте) посыплются нижние подшипники трещотки, поэтому подготовьте заранее резервуар (тряпку), чтобы шарики не разбежались по полу.

      Обратная сторона звездочек трещотки:

      После снятия звезд у вас останется вторая часть трещотки на втулке колеса. Как это выглядит можно увидеть на фото выше, где я писал об откручивании трещотки.

      Чтобы, собственно, обслужить трещотку, вам потребуется почистить подшипники и дорожки, по которым они бегают, и нанести новую смазку (я использовал литол 24).

      Для переборки трещотки никаких специальных ключей не нужно! Вам потребуется только отвертка (гвоздь) и молоток.

      Установка трещотки

      Установить трещотку не составит труда. Берем новую трещотку и накручиваем ее на втулку колеса. Ключом затягивать сильно нет необходимости, в дальнейшем педалями затяните как надо. Предварительно нужно смазать литолом резьбу на втулке и трещотке, чтобы откручивать следующий раз было легче.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий