Крымский мост – история с XIX века по 2018 год

Крымский мост 2021 — как проехать через Керченский пролив

В статье рассказываем, как проехать к Крымскому мосту после открытия автомобильного движения. Делимся важной информацией о движении по Керченскому мосту. Также в статье вы найдёте видео о проезде по мосту.

«Ветра здесь дуют очень сильно» Крымский мост охраняют уникальные катера, спецназ и боевые пловцы. Что известно об их работе?

Семь лет назад, 16 марта 2014 года, Крым вошел в состав России. Пять лет спустя, в декабре 2019 года, завершилось строительство Крымского моста — главной транспортной артерии, связывающей полуостров с материком. Сегодня мост считается одним из наиболее важных стратегических объектов страны. Поэтому его круглосуточно охраняют бойцы спецназа, боевые пловцы и опытные моряки, на вооружении которых состоит самая современная техника. Все они несут службу в морском отряде отдельной бригады особого назначения Росгвардии. В тонкостях работы этого уникального подразделения разбирался корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Керчь — это не город розы ветров, а сама роза ветров, говорят моряки. Летом здесь отличная погода, но в остальные времена года она непредсказуема и меняется моментально: только что было тихо и безветренно, а спустя минуту ветер буквально сбивает с ног. Проходит полчаса — и вновь тихо. При этом на берегу может быть спокойно, а выходишь в пролив — там штормит.

«Величайшее гидротехническое сооружение»

Автодорожная часть моста через Керченский пролив получит усиленную защиту от сейсмического воздействия. Её будут обеспечивать шок-трансмиттеры, которые уже начали устанавливать строители.

«На автодорожной части моста через Керченский пролив, которая сдаётся в декабре 2018 года, началась установка шок-трансмиттеров — устройств, дополнительно защищающих мостовые конструкции от сейсмического воздействия», — говорится в сообщении инфоцентра «Крымский мост».

Шок-трансмиттеры обеспечат жёсткое соединение конструкций при малейших негативных воздействиях сейсмического или иного динамического характера, например, экстренного торможения транспорта во время ДТП. Устройства могут выдержать нагрузку «в 850 и 1500 кН (расчётное усилие в 85 и 150 тонн)». На автодорожной части установят более 760 таких гидравлических приспособлений.

Эксперты отмечают, что шок-трансмиттеры позволят мосту устоять даже при землетрясении в девять баллов.

«Это величайшее гидротехническое сооружение, мост выдержит любые катаклизмы — и льды, и любое напряжение, включая землетрясение до девяти баллов», — цитирует РИА Новости руководителя экспертной группы «Крымский проект» Игоря Рябова.

Хотя, подчеркнул он, вероятность такого катаклизма в регионе крайне мала. Последнее землетрясение в Крыму, по словам Рябова, было зафиксировано в начале ХХ века.

Несмотря на это, ещё летом 2014 года целая группа учёных из Института физики Земли РАН развернула сейсмическую сеть для изучения интенсивности воздействия на мостовой переход как на берегу, так и в акватории. В результате была составлена карта возможных очагов землетрясений для ближнего региона строительства. Помимо этого в МГУ имени Ломоносова провели испытания грунтов, определив все их свойства при возможных негативных воздействиях.

Проект и характеристики

Согласно проекту, начало трассы проходит по уже существующей дамбе длиной 5 км и по острову Тузла. Следующий после острова участок моста пересекает Керченский пролив, при этом огибает самый южный мыс Керчи Ак-Бурун со стороны бухты и выходит на берег в районе Цементной слободки, недалеко от устья речки Джарджава.

Мост включает автомобильную четырехполосную трассу, способную обеспечивать проезд до 40000 автомобилей в день при расчетной скорости до 120 км/ч. Для машин транспортное сообщение с Крымом через мост бесплатное.

Первый поезд через мост был запущен 23 декабря 2019 года, он отправился из Санкт-Петербурга с Московского вокзала в 14:00 и проследовал по обновленному маршруту до Севастополя. Продажа билетов на рейс стартовала в октябре.

Вскоре после первого поезда из Санкт-Петербурга, был запущен состав, связывающий Москву и Симферополь, а к весне 2020 года в расписании появились новые поезда из Екатеринбурга, Мурманска и Кисловодска. В дальнейшем планируется расширить количество маршрутов, проходящих через Крымский мост. Ознакомиться с расписанием можно на официальном сайте перевозчика.

Проектная нагрузка на двух путях железной дороги Керченского моста — до 47 пар поездов ежедневно, как грузовых, так и регулярных пассажирских. Скорость для пассажирских составов — 120 км/ч, для грузовых — 80 км/ч. Железная дорога наряду с автострадой должна обеспечить стабильный товарооборот и пассажирский трансфер. Перед открытием в октябре 2019 года прошли испытания железнодорожных конструкций Крымского моста и настройка железнодорожной автоматики.

Судоходные арочные пролеты длиной 227 м и высотой над водой 35 м предусмотрены для сохранения судоходства в Керченском проливе.

Проект Крымского моста

Материалы по теме

«Надо идти на фронт, а то война без нас кончится»

«Бригада переднего края»

Рано утром мы поднимаемся на борт десантного катера БК-16. По трансляции звучит знакомое даже далекому от морской жизни: «Отдать носовой!», «Отдать кормовой» — швартовы скидывают с кнехтов, и мы отваливаем.

Медленно идем по «дворику» (так моряки называют бухточку, где у причалов пришвартованы катера), затем делаем поворот на 90 градусов и через створ морского поста выходим в акваторию. Буквально за несколько секунд катер разгоняется до 30 узлов (примерно 56 километров в час). Держим курс на главный пролет Крымского моста.

Мне везет: волнения на море почти нет, туман тоже не опустился (что редкость для весны в этих местах). Зрелище завораживающее: Крымский (или Керченский) мост ажурными фермами рассекает пролив на огромной высоте. Он смотрится гармонично и легко. И кажется очень уязвимым.

Позволят мосту «дышать»

Гидравлические устройства на Крымском мосту будут в случае необходимости срабатывать как ремни безопасности в машине, пояснил технический директор ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Игорь Колюшев.

«Это как ремни безопасности в автомобиле. Они позволяют пролётам моста «дышать», то есть беспрепятственно смещаться при незаметных перемещениях, вызванных температурными условиями. А во время землетрясения шок-трансмиттеры срабатывают и распределяют сейсмическую нагрузку равномерно по опорам», — рассказал эксперт.

Помимо Крымского, такими шок-трансмиттерами также оборудованы вантовый мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке и мосты в Сочи, возведённые к Олимпиаде-2014.

Сейсмической устойчивостью обладает и железнодорожная часть моста через Керченский пролив. Она достигается не за счёт шок-трансмиттеров, а за счёт особенностей крепления.

«Оно предусмотрено за счёт выполнения неподвижных и линейно-подвижных опорных частей, так что при землетрясении сейсмические силы передаются на промежуточные опоры», — отмечается на сайте инфоцентра.

Иностранный след – немецкий мост

Надо сказать, что мост через Керченский пролив не давал покоя не только нам, но и иностранцам. Так, в 1901 году идею постройки моста рассматривало британское правительство, желавшее соединить железнодорожными путями Лондон и Дели. Уже были сделаны чертежи, но нехватка средств заставила империю отказаться от проекта.

В 1943 году командование Вермахта решило ускорить переброску грузов и техники на Кавказ и весной начало строить мост через Керченский пролив. Тут и пригодились им детали, заказанные Сталиным и не отправленные немцами по назначению. Первоначально они хотели проложить железнодорожный мост и даже начали строить железную дорогу к косе Чушка со стороны Тамани. Планировалось, что длина моста составит 3,5 километра.

Советские летчики и артиллеристы получили приказ не бомбить возводившиеся чудо архитектуры, так как правящая верхушка рассчитывала воспользоваться им после изгнания нацистов с полуострова. Но время шло, мост строился, пока в один момент немцы не остановили стройку.

Подвесная канатная дорога через Керченский пролив 1943 года

Причина крылась в изменении положения на Кавказском фронте. Нужно было быстрее перебрасывать грузы через пролив и немцы решили заменить мост канатной дорогой.

подвесная канатная дорога через Керченский пролив

Уже летом 1943 года канатка была запущена. Длина ее составила 5 километров. Она могла перевозить до 1000 тонн грузов в сутки, ее мощность использовалась на 50-80%. Также она известна под именем немецкий монорельс. В ней был предусмотрен разводящий механизм для прохода судов. Работала канатная дорога через Керченский пролив до осени 1943 года и была частично взорвана немцами при отступлении.

Эксклюзивный отряд

Морской отряд отдельной бригады особого назначения был создан 1 марта 2018 года приказом директора Росгвардии, генерала армии Виктора Золотова. Вместе с руководством Крыма было определено место его дислокации в городе Керчи. О том, как начинался путь отряда, в беседе с «Лентой.ру» вспоминает его командир, капитан первого ранга Юрий П.

Крымский мост

В 2018 году Юрий был выпускником академии имени Фрунзе, который стал первым начальником штаба созданного отряда. По его воспоминаниям, там, где сегодня базируется отряд, раньше было одно-единственное здание, построенное еще в начале 70-х.

По словам командира, отбор в отряд проводился по конкурсу: люди шли со всей России. Отбирали лучших, поскольку охрана Крымского моста — не просто сложная, а сейчас уже реально боевая задача. Как отмечает командир, отряд — «абсолютно эксклюзивный», и это связано с несколькими факторами.

Во-первых, навигация в районе дислокации отряда круглогодичная: бойцы постоянно выходят в море и зимой, и летом. Во-вторых, в отряде ежедневно работают водолазы и спецназ.

Мы несем службу сразу в трех средах: под водой, на воде и на суше. И даже чуть-чуть — в воздухе. Личный состав и техника у нас задействуются очень интенсивно, а люди и машины должны иногда отдыхать

История морских частей войск правопорядка берет свое начало еще с дореволюционных времен: во время Русско-японской войны 1904-1905 годов возникла необходимость охраны с воды железнодорожных мостов через реки Енисей, Обь, Чулым, Томь, Иртыш и Иркут.

Именно на этих реках появились первые паровые баркасы с вооруженной охраной, патрулировавшие акваторию и предотвращавшие подрывы мостов диверсантами-ниндзя. Во время Первой мировой паровые суда заменили на катера с двигателями внутреннего сгорания.

В 1968 году уже во внутренних войсках была поставлена задача охраны объектов государственной важности. Быстро выяснилось, что для этого нужны морские силы — и с 1976 года началось формирование морских частей внутренних войск.

Днем основания морских воинских частей и подразделений войск Росгвардии считается 3 марта 1978 года. Морские подразделения состояли из звеньев сторожевых катеров и специальных водолазных групп, которые входили в состав воинских частей по охране объектов на коммуникациях.

Дальнейшая практика показала, что оптимальными структурами для поддержания должной боевой готовности являются морской дивизион и отряд сторожевых катеров. В результате в 1988 году в Хабаровске был сформирован дивизион сторожевых катеров на озере Байкал.

Катера охраняли мосты через реки Амур, Уссури, Зея, Бурея, Тунгуска, Селемджа, Амгунь и Хор. Большое внимание уделялось охране подводного тоннеля под Амуром в районе Хабаровска. Общая численность военнослужащих морских подразделений составляла около 400 человек и более 50 единиц катеров.

В дальнейшем для охраны важных государственных объектов и подготовки морских специалистов были созданы морские отряды в городах Мурманск, Озерск и Северобайкальск.

Нападки Киева

Против строительства моста активно выступают на Украине, требуя остановить все работы. Так, в конце 2017 года генпрокурор Украины Юрий Луценко заявил, что Киев намерен привлечь Болгарию, Грузию, Румынию и Турцию к некоему «расследованию». Он утверждал, что рабочая группа, образованная из представителей этих стран, будет заниматься оценкой ущерба, который якобы «мог быть нанесён экосистеме Чёрного моря» при возведении Россией моста через пролив.

«Агония киевского режима»: в Крыму отреагировали на заявление генпрокурора Украины о расследовании строительства моста

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, в свою очередь, требовал срочно прекратить строительство. Он заявлял, что возведение переправы стало причиной уменьшения грузооборота и снижения числа заходов судов в морские порты Мариуполя и Бердянска. Это, как утверждал Омелян, якобы произошло из-за установления габаритных ограничений для судов после монтажа арочных пролётов.

В России подчёркивают несостоятельность суждений Киева по Крымскому мосту. Так, глава Крыма Сергей Аксёнов отметил, что представители киевского режима оторваны от реальности.

«Делая подобные заявления, они, по сути, выступают в роли интернет-троллей, главная задача которых — засорять информационное пространство вокруг полуострова продуктами своей жизнедеятельности», — добавил он.

Крымский мост станет самым протяжённым в России, его длина — 19 км. Переправа состоит из автомобильной и железной дорог. Трасса начинается в Тамани, проходит по косе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег. Ожидается, что автомобильное движение по мосту будет запущено к декабрю 2018 года, а железнодорожное — 1 декабря 2019 года.

Открытие движения по Крымскому мосту

Открытие движения по мосту:

  • для легковых автомобилей — май 2018 г
  • для пассажирских автобусов — май 2018 г
  • для грузовых машин — октябрь 2018 г
  • для поездов (грузовые и пассажирские) — декабрь 2019 г

В настоящее время мост полностью функционирует.

✏️ Изначально дата открытия Крымского моста называлась середина декабря 2018 года. Однако строительство моста шло, опережая сроки сдачи. Открытие моста состоялось досрочно 16 мая 2018 года. Сама церемония открытия моста прошла 15 мая.

Поезда в Крым через мост начали движение с декабря 2019 года. Первые билеты на поезда через Крымский мост появились в продаже 8 ноября.

Советский мост через Керченский пролив 1944 года

В СССР планировали отстроить мост по немецкому проекту и даже начали строительные работы на Кубани еще до освобождения Крыма. Был выбран вариант прокладки путепровода через Чушку к поселку Опасная. Для защиты стройки использовались войска противовоздушной обороны. Решение о строительстве моста приняли 25 января, хотя Керчь освободили только 11 апреля.

Отметим, что с февраля 1944 года нашими войсками была возобновлена работа канатной дороги. Она перебрасывала в 150 вагонетках до 300 тонн груза ежедневно. Канатная дорога через Керченский пролив была заброшена после освобождения Крыма и осенью ее демонтировали, чтобы установить в Карпатах и помочь армии форсировать перевал. Но пока ее доставили на место, войска уже продвинулись далеко вперед.

мост через Керченский пролив - 1944 год фото

Но вернемся к мосту. Первая деревянная свая была забита 24 апреля, первая металлическая — 5 мая, а уже 3 ноября по нему прошел первый поезд. Длина моста составила 4,5 километра, а строительство завершили за 150 дней. Быстро, но надо сказать, что по плану стройка должна была быть закончена и вовсе к 15 июля. Стройку форсировали, чтобы успеть к праздничному 7 ноября. На стройке работало до 10 000 человек, которые уложили 2 314 металлических и 2 000 деревянных свай. Было смонтировано 15 000 тонн пролетных строений и опор. На подходах к мосту уложили 69 км железнодорожного полотна.

При создании моста использовали металлоконструкции и оборудование, которые оставили в спешке отступавшие немцы. Над фарватером установили двухпролетное 110-метровое поворотное устройство, которое разворачивалось на 90 градусов для пропуска кораблей.

Но не все конструкции были установлены. Была закончена лишь первая очередь работ. Так, было завершено возведение только 5 ледорезов (из планировавшихся 116), а бетонные конструкции моста ещё не успели застыть, как начались осенние шторма. Это и помешало завершить комплекс работ, необходимых для пропуска льда, идущего из Азовского моря.

Вторая очередь работ включала замену деревянных опор металлическими и установку ледорезов. Завершить их должны были к 1 января 1945 года. Всю зиму бушевали шторма и дул сильный ветер, мешавший работать.

В конце той зимы случалось то, чего боялись. Порывы ветра пригнали ко входу в пролив массы льда, который 18 февраля разрушил 32 опоры и часть пролетов дороги упали в море. 20 февраля были разрушены еще 42 опоры. Кстати, чтобы спасти мост от давления на ледяное поле сбрасывались шашки, его бомбили с пушек и самолетов.

После разрушения моста Сталин приказал отобрать у руководителей с тройки награды, но никого не расстрелял. Существует легенда, что Иосиф Виссарионович сказал «Наказывать не будем. Я сам в этом виноват». Было решено, что данный мост восстановлению не подлежит и начался его постепенный демонтаж. Но установленные в годы войны опоры мешали судоходству в этих местах вплоть до 1968 года.

«Крымский мост — это сильное впечатление»

Старший лейтенант Александр К. в свои 25 лет — уже ветеран: он служит в отряде с самого первого дня его создания. Он прибыл в отряд весной 2018 года после окончания военного политехнического института на должность командира взвода — и с тех пор место службы не менял, только рос в должностях.

Вообще техники редко становятся командирами военных судов, но он им стал. Теперь он — командир экипажа десантного катера БК-16.

Отлично помню, как впервые увидел Крымский мост с воды: это сильное впечатление. Тогда был только транспортный переход (так называют автомобильную часть моста), железнодорожный еще строился. Меня впечатлило, что люди работают на такой огромной высоте

«Я бы испугался туда подниматься», — говорит офицер, который в любую погоду не только выводит свой катер в море, но и при сильнейших ветрах и волнах может пристать к берегу в любом месте. Удерживая двадцатитонную махину на месте одними двигателями, командир способен еще и поддерживать десант огнем. И его реакция на Крымский мост меня поразила.

Важная информация о движении по мосту

На Крымском мосту установлено 19 видеокамер и 10 автоматических комплексов контроля. Все данные о нарушениях автоматически передаются в Госавтоинспекцию.

Что нужно знать о проезде по мосту через Керченский пролив

Правила на Крымском мосту

1. Максимальная скорость на мосту и подходах — 90 км/ч

2. Останавливаться на мосту ЗАПРЕЩЕНО. Остановка на Крымском мосту — это нарушение правил ПДД. Остановка на минутку для селфи, фото или просто осмотреться – штраф 2000-3000 руб.

Исключение — вынужденная остановка: поломка машины, закончился бензин и т.д.. Служба эвакуации заберёт сломанный автомобиль и довезёт до берега (крымского или таманского в зависимости от того куда ближе). Эвакуация по мосту до берега бесплатная, на суше придётся платить по тарифу.

3. Пешеходных и велосипедных дорожек на Крымском мосту НЕТ. Передвигаться пешком по Крымскому мосту запрещено. Велосипедисты могут проехать через пролив, но при условии, что они не будут делать остановки на мосту (19 км без остановок).

4. На подъезде к мосту с обеих сторон установлены инспекционно-досмотровые пункты. В настоящее время осуществляется выборочная проверка автомобилей (могут проверить вещи пассажиров). Проверка автомобилей занимает 5-7 минут. Все пассажиры автобусов проходят проверку через рамки.

Послевоенные проекты

После войны были разработаны новые проекты моста – в высоком уровне и низком, но с разводным пролетом. Было предложено построить сразу автомобильное и железнодорожное полотна. Стоимость проекта оценивалась в колоссальную сумму 2 млрд рублей (по ценам 1949 года). Но после установки первых свай стало понятно, что опоры не держатся на грунте и проект был отложен.

В 1949 году представили еще один проект, по которому мост должны были украшать стела с гербом и статуя Сталина.

мост через Керченский пролив - проект 1949 года

Паромная переправа Крым – Кавказ

Вместо моста наладили работу паромной переправы, которая функционирует с 1953 года. Вначале на ней работали 4 железнодорожных парома. Позже к ним добавили 3 автомобильных. Паромы для поездов сняли с линии в начале 1990-х и вернули только в 2004 году. Паромная переправа получила основное признание в период с 2014 по 2018 годы, когда крымско-херсонская граница стала закрытой и почти весь автомобильный транспорт в Крым и обратно направился через Керчь.

Смотровая площадка Крымского моста

Координаты смотровой площадки на Крымском полуострове — 45°19′28″N 36°28′24″E. Пешком недалеко от крепости Керчь. На городском транспорте получится доехать до микрорайона Нижний Солнечный, затем придется пройти около 1,5–2 км.

С материковой стороны планируются экскурсии на обзорную площадку у Памятника советским десантникам (мемориал известен как «Пушка Лендера»), координаты — 45°12′2″N 36°36′58″E.

Как проехать к мосту из Краснодара

Способ №1

  • Увеличить/уменьшить карту — используйте колёсико мышки или «+» и «-» в нижнем левом углу карты
  • Развернуть карту — нажмите на « Значок развернуть карту на экран» в правом верхнем углу, чтобы открыть карту на весь экран

Способ №2

Способ №3

Достопримечательности рядом

  • Увеличить/уменьшить карту — используйте колёсико мышки или «+» и «-» в нижнем левом углу карты
  • Открыть список мест — нажмите на значок « Значок открыть список карты» верхнем левом углу карты
  • Развернуть карту — нажмите на « Значок развернуть карту на экран» в правом верхнем углу, чтобы открыть карту на весь экран

Гора Митридат. На горе находятся руины античного города Пантикапея. Также с горы открывается неплохой вид на Крымский мост.

Скамейки «Крымский мост». Расположены на смотровой площадке с видом на мост. Есть на Таманском и Керченском берегу.

Крепость «Керчь». Памятник историко-культурного наследия. Крепость построена после Крымской войны во второй половине 19 века для обороны входа в Азовское море.

Дельфины. В Керченском проливе обитают дельфины (афалины и белобочки).

Рыбный рынок в Керчи. Отличное место, чтобы купить местные деликатесы.

Грифоны. Расположены на выезде из Керчи.

Кот Мостик. Пушистый рыжий талисман моста.

Полезные ссылки для туристов

????️ Для поиска туров используйте поисковые сервисы level.travel, travelata или onlinetours. На сайтах можно сравнить цены и предложения от 120 туроператоров, посмотреть фотографии отелей и курортов, почитать отзывы от реальных туристов.

Хотите активного отдыха в Крыму? Смотрите туры и маршруты на сайте Большая страна.

✈️ ????️ Дешёвые авиабилеты — сайты Aviasales или Skyscanner помогают искать авиабилеты по всему миру. Почему? Они сравнивают цены всех авиакомпаний и находят акции, распродажи.

???? Поиск жилья по всему миру:
Hotellook — поиск дешевых отелей
Airbnb — поиск и онлайн-бронирование комнат, квартир и частных домов в разных странах мира

????️ Страховка для путешествий:
Cherehapa — онлайн-сервис по сравнению туристических страховок
Сравни.ру — страхование туристов
Strahovkaru.ru — онлайн поисковик по страхованию

???? Как правильно выбрать страховку для выезда за границу читайте в нашей статье Страховка для путешествий: как выбрать и где лучше купить.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий