Кайдзен по-русски: как на самом деле собирают LADA Vesta в Ижевске

История «АвтоВАЗа» — от «копейки» до криминальных войн и кризисов

20 июля 2016 года «АвтоВАЗ» отметил 50-летний юбилей. Обозреватель vc.ru из Тольятти рассказал историю крупнейшей автомобильной компании России — от строительства предприятия до наших дней.

Кайдзен по-русски: как на самом деле собирают LADA Vesta в Ижевске

Про рождение предприятия в Ижевске до сих пор ходит немало легенд и слухов. Говорят, что оно увидело свет «благодаря» внутренним интригам в Политбюро ЦК КПСС. Тогдашний куратор оборонного комплекса страны министр обороны Устинов предложил построить автозавод в пику Косыгину, который «заведовал» автопромом. Брежнев поддержал оборонщиков, и завод заложили в 1965 году.

Первым ижевским автомобилем стал «Москвич-408». Произошло это 12 декабря 1966 года. А к началу девяностых заводчане освоили выпуск собственной модели — Иж-2126 «Ода». Вроде бы дела налаживались, но случился развал СССР, который серьезно скорректировал все планы завода.

ПО-НОВОМУ

Трудностей было много, но в итоге в 2011 году завод стал частью АВТОВАЗа. Тогда же на предприятии началась масштабная модернизация производства с целью полной смены модельного ряда. К тому времени в Тольятти уже «наелись» потребительской критикой классических «Жигулей».

В итоге, в 2014 году в Ижевске начали собирать лифтбэк LADA Granta, который отличался и от «классики» и от семейства «Самар». А в сентябре 2015-го тут были выпущены первые серийные LADA Vesta. Эта модель и вовсе кардинально отличалась от всего того, что АВТОВАЗ строил ранее, а значит, и подход к выпуску модели должен был быть совершенно иным.

И тут будет уместно напомнить, что в 2012 году АВТОВАЗ вошел в Альянс Renault-Nissan. Новое руководство прекрасно понимало, что автомобили уже давно никто не делает в одиночку. Это — международный продукт.

РОБОТЫ ВАМ В ПОМОЩЬ!

Если театр начинается с вешалки, то автомобильный завод — с прессового производства. На этот счет в Ижевске теперь все круто. Штамповочные детали изготавливают на линиях таких известных компаний, как Clearing и Erfurt. Ну, а настоящая жемчужина — роботизированная прессовая линия особо крупной штамповки, где делают панели боковин, дверей и крыши.

«Выбивают машины, чуть не до драки доходит»: что не так с авторынком, где за Lada Vesta просят больше миллиона

Во многих автосалонах — дух запустения

Обстановка в дилерских шоурумах всё больше напоминает дурной сон: в условиях глобального дефицита машин их цена сражает наповал даже экспертов авторынка, не говоря уже об обывателях. Например, ниже — фотография прайс-листа на компактный кроссовер Kia Seltos одного из дилеров марки в Петербурге. Цена беззастенчиво начинается от 2,1 миллиона рублей при официальном уровне в 1,3 миллиона, то есть «дилерская наценка» — сразу 800 тысяч. И пример отнюдь не единичен. О том, что происходит на авторынке и когда ждать его нормализации, мы спросили представителей бизнеса и экспертов.

Снимок прайс-листа в одном из питерских автосалонов Kia. Модель Seltos предлагают с наценкой сразу 800 тысяч от официальных цен

Фото: Илья Огородников

А вот еще пара примеров. В Новосибирске некогда бюджетный Volkswagen Polo продают за 1,861 миллиона рублей в средней комплектации Respect с 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач: по прайсу такая машина должна стоить 1,1 миллиона. Renault Logan теперь стоит около миллиона, причем такие деньги просят за версию с 82-сильным мотором: цена объясняется пакетом допов почти на 170 тысяч.

На Skoda Rapid накидывают опций на треть миллиона рублей

Немногим лучше дела у «Лады». Мы позвонили одному из самарских дилеров АВТОВАЗа с вопросом, есть в наличии недорогие седаны Vesta. Оказалось, есть: нам предложили красный автомобиль в версии Comfort за 1,011 миллиона рублей, хотя по прайсу он вроде бы должен стоить 857 тысяч. Чем объясняется наценка в 154 тысячи? Во-первых, пакетами заводского оборудования (Winter Enjoy), во-вторых, дилерскими опциями на 70 тысяч. Есть, правда, и «Весты» подешевле, от 881 тысячи, но уже без кондиционера. А если время терпит, можно подождать около трех недель, когда ожидаются поставки нескольких машин в начальных комплектациях с допами по цене 910–940 тысяч рублей. Правда, эта цифра в договоре не фиксируется, то есть стоимость может измениться в любой момент.

Срок поставки машины под заказ увеличились до 4–7 месяцев, причем без каких-либо гарантий. А потому вернулись такие забытые явления, как продажа места в очереди. Так, в Москве за бюджетный Volkswagen Polo стоимостью рублей нужно будет отдать рублей, если хотите поставку в течение месяца. В Челябинске за кроссовер Toyota RAV4 стоимостью рублей просят рублей гонорара. В Тюмени, по данным сервиса «Авито», готовы отдать место в очереди на дорогостоящий Toyota Land Cruiser Prado уже за рублей. В Санкт-Петербурге можно получить место на кроссовер Volkswagen Taos стоимостью рублей за рублей.

А средневзвешенная цена автомобиля в России впервые превысила планку в 2 миллиона рублей: для сравнения, еще в начале года она была на уровне 1,6 миллиона.

Строительство завода и первые годы работы

К середине 1960-х годов у советского правительства встал вопрос развития автомобильной промышленности в стране. Предполагалось создать крупный завод полного цикла с привлечением иностранных партнёров. Правительство рассматривало 54 строительные площадки по всему СССР, но выбор был сделан в пользу Тольятти.

В 1950-х годах недалеко от города была построена Жигулёвская ГЭС, которая могла обеспечить стройку и завод электроэнергией. Ещё одним фактором стала транспортная доступность — недалеко от Тольятти располагались автомобильная дорога (ныне федеральная трасса М-5 «Урал») и крупный железнодорожный узел в Куйбышеве (ныне Самара).

Площадь Свободы, Тольятти. Источник: Livejournal.com/Chronograph

Иностранным партнёром был выбран итальянский Fiat. 15 августа 1966 года президент Fiat Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на итальянскую компанию возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

Первым директором завода стал Виктор Поляков. До назначения на ВАЗ, он работал директором Московского завода малолитражных автомобилей и занимал руководящие посты в Совете народного хозяйства Москвы. Поляков руководил строительством завода и самим предприятием в первые годы его работы.

Первый директор ВАЗа Виктор Поляков. Источник: Livejournal.com/Chronograph

В 1970 году на заводе началась сборка автомобилей. Первой моделью стала легендарная «копейка» — ВАЗ 2101. Её прообраз — автомобиль FIAT-124. 19 апреля того года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей, а в октябре отправлен первый эшелон «Жигулей» в Москву.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода. 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке второй очереди. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года.

Развитие «АвтоВАЗа» непрерывно связано с Тольятти. Параллельно с возведением завода строился новый, Автозаводский район. Благодаря строительству и привлечению строителей и рабочих, население города за 1962-1982 годы увеличилось более чем в 6 раз.

В 1971 году выпущен первый автомобиль модели ВАЗ-2102, в 1972 — ВАЗ-2103. В 1973 году был выпущен миллионный автомобиль, а в 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. В 1975 году директор ВАЗа Виктор Поляков перешёл на должность министра автомобильной промышленности СССР. В 1995 году Виктору Полякову присвоено звание почётного гражданина Тольятти. Около здания заводоуправления «АвтоВАЗа» установлен памятник первому директору.

Инстинкт самолюбования: первый тест-драйв нового LADA XRAY Cross Instinct

Что вообще происходит?

Причина эскалации цен общеизвестна: дефицит автокомпонентов (в частности, микропроцессоров) привел к существенному сокращению производства машин и ограниченному предложению у дилеров. Так, за первые девять месяцев 2021 года рынок не досчитался более чем 200 тысяч автомобилей — производство упало на 20,5%. В сентябре оно сократилось еще сильнее — уже на 25%.

Страдает не только Россия, продажи автомобилей по всему миру в сентябре упали на 20,3%, а европейский авторынок показал худший результат с 1995 года.

Наша страна — заложница общемировых тенденций. Например, марка SKODA сокращает или останавливает производство на большинстве европейских заводов до конца года: рабочие в этот период займутся досборкой уже готовых машин, которые не отгружены в дилерскую сеть из-за их недоукомплектованности рядом электронных компонентов. Попутно будет снижен и объем производства на российских заводах SKODA и Volkswagen, пишет агентство «Автостат».

Относительно хорошо в кризис держался корейский дуэт Hyundai и Kia: им удалось сохранить рыночную долю и обойтись без корректировок годового плана производства на питерском заводе компании (230 тысяч машин в 2021 году). Тем не менее в первую неделю ноября завод встанет на паузу, хотя причину такого решения в компании не называют.

Почти все автозаводы столкнулись с дефицитом электронных компонентов

Продолжает лихорадить АВТОВАЗ: после тяжелого лета с затянувшимся корпоративным отпуском завод вроде бы возобновил производство популярных моделей осенью, но в октябре был вынужден останавливать конвейеры несколько раз, причем на паузу вставали в основном производства в родном для завода Тольятти: это линии по выпуску Lada Granta, «Нива», а также моделей на платформе B0 (Lada XRAY, Largus, а также Renault Logan и Sandero). В конце октября дилеры вынуждены были остановить прием заказов на Lada Niva Legend.

Расширение модельного ряда, «логическая бомба» и открытие научно-технического центра

В 1975 году директором завода стал Анатолий Жидков. При нём продолжилось расширение модельного ряда ВАЗа. В 1976 году изготовлены первые автомобили «Нива» (сейчас — Lada 4×4), которые предназначались для труднопроходимых условий. В том же году началось производство ВАЗ-2106 — одного из самых популярных автомобилей завода. Он выпускался вплоть до 2005 года, всего было выпущено 4,3 млн «шестёрок».

Страница из рекламного буклета «Нивы»

В 1979 году выпущен пятимиллионный автомобиль, а в 1980 году — первый автомобиль модели ВАЗ-2105. В 1982 году директором завода стал Валентин Исаков, завод продолжил расширять модельную линейку и начал производство модели ВАЗ-2107.

В том же году на «АвтоВАЗе» произошёл примечательный случай — впервые на советском предприятии с помощью «логической бомбы» был остановлен конвейер завода. «Логическая бомба» — программа, которая запускается в определённое время и исполняет вредоносный код для несанкционированного доступа или уничтожения данных. По сути, этот инцидент был первым проникновением в программное обеспечение столь крупного предприятия в те годы.

В 1986 году после визита Михаила Горбачёва началось строительство научно-технического центра «ВАЗа», которое занимается разработками и тестированием новых автомобилей. К середине 1990-х годов он был укомплектован всем оборудованием.

До 1988 года завод расширил линейку автомобилей несколькими моделями: в 1984 году началось производство первого грузопассажирского автомобиля ВАЗ-2104 и первого переднеприводного для «ВАЗа» автомобиля — ВАЗ-2108. В 1986 году завод выпустил 10-миллионный автомобиль.

В 1987 году стартовало производство ВАЗ-2109, в 1988 году — автомобиля ВАЗ-111 «Ока», который позиционировался как недорогая семейная машина.

ВАЗ-1111 «Ока». Источник: Livejpurnal.com/Chronograph

В том же году завод возглавил Владимир Каданников, при котором предприятие претерпело большие изменения. После распада СССР в 1992-1993 годах в стране начались приватизация и акционирование крупных промышленных предприятий. Под эту волну попал и «АвтоВАЗ», который с 1993 года стал акционерным обществом.

Тест-драйв LADA Granta Cross: выбираем бюджетную альтернативу общественному транспорту

Идем дальше. В современном автомобиле все шире используют пластики. Тут АВТОВАЗ также шагает в ногу со временем. Использование в производстве пластика позволяет не только сделать смелый дизайн, но и уменьшает травмы пешеходов при аварии, ведь пластик заметно смягчает удар при столкновении.

Производство пластиков в Ижевске почти полностью автоматизировано: шесть термопластавтоматов, на которых изготавливают бамперную группу, панели приборов, обивки дверей и другие детали, вкалывают денно и нощно. Роботы исключают ошибки человека, что заметно повышает качество готовой продукции.

А сварка кузовов построена по стандарту Альянса — AIMS. Так что, если сравнивать по этому параметру «Весту» и «иностранные» автомобили, большой вопрос, кто в этом соревновании выиграет, поскольку на ижевской линии работают целых 22 робота, которые, опять же, не ошибаются.

Наконец, самое интересное, на наш взгляд — окраска. Что касается Ижевска, то на окраске трудятся 12 роботов компании Durr: 3 — для нанесения грунта, 6 — для нанесения базы и 3 — для покрытия лаком. Весь цикл составляет 9,5 часов. Кроме того, в цехе есть линия воскования.

Теперь понятно, почему LADA Vesta не вызывает ассоциаций с «нашемаркой». Портал «АвтоВзгляд» уже не раз отмечал хорошее качество сборки и окраски машин, когда участвовал в тестах, которые проводил производитель. Да и от ржавчины модель защитили неплохо.

СТОП-КОНТРОЛЬ

Однако каким бы продвинутым не был процесс производства, абсолютно все ошибки (или, правильнее будет сказать — огрехи) все равно исключить нельзя. Необходим контроль качества, которому в Ижевске уделяют не менее пристальное внимание.

Качество контролируется с момента поступления компонентов до готового автомобиля.

Процесс инструментального контроля и испытаний автомобиля представляет собой последовательное прохождение 5 контрольных постов: регулировки света фар и схода-развала колес, участок динамических испытаний, стенд проверки тормозной системы, осмотр дна и моторного отсека, камера пролива и контроль герметичности. Через них проходят абсолютно все сходящие с конвейера автомобили, а результаты испытаний заносятся в карту контроля сборки и хранятся минимум 5 лет.

Если Lada, то с допами

Дошло до того, что с ноября АВТОВАЗ в принудительном порядке обяжет дилеров продавать автомобили с пакетами опций. Самое интересное, что в контексте ситуации эта новость выглядит скорее хорошей: завод пытается сделать продажу допов более прозрачной. Ситуацию объяснил генеральный директор одного из крупных дилерских центров Lada в регионе:

— Да, действительно при последней корректировке прайса на АВТОВАЗе не просто изменили стоимость автомобилей, а добавили некоторые аксессуары в базовое исполнение. В частности, на автомобилях будут установлены: коврики салона и багажника, амортизаторы капота, защитные дефлекторы на стыке капота и ветрового стекла, дефлекторы окон, защитные сетки радиатора в переднем бампере. Также автомобили будут укомплектованы автонаборами. Стоимость с перечисленными выше аксессуарами будет увеличена на 15–30 тысяч рублей в зависимости от модели и комплектации.

В теории завод мог бы ставить подобное оборудование на конвейере, но тогда бы потребовалось внесение изменений в конструкцию автомобиля и корректировку ОТТС.

— При новом подходе дилерам производится отгрузка необходимых аксессуаров в объеме, соответствующем плану продаж автомобилей, — продолжил специалист. — Дилер продает автомобили с предустановленными аксессуарами по фиксированной цене.

На фоне общей лихорадки такой подход выглядит без пяти минут честным: по крайней мере, клиент получит вполне конкретный набор опций по заранее анонсированной цене.

Производство Lada Granta снизилось почти на 70%

Кстати, Lada Granta оказалась одной из наиболее пострадавших моделей на рынке: из-за нехватки блоков АБС поставки модели в сентябре сократились на две трети (-69%). Примерно на столько же просели и продажи «Нивы».

Криминальные войны, «десятое» семейство и переход под контроль «Рособоронэкспорта»

Вместе с изменением организационно-правовой структуры компании, «АвтоВАЗ» стал центром криминальных войн. В 1992 году при заводе появились незаконные посреднические организации по торговле автомобилями. Этой ситуацией воспользовались представители криминальных структур — они начала собирать «дань» с таких предприятий за «крышевание» нелегального бизнеса.

Ещё одной важной точкой передела преступников стал официальный магазин по продаже автомобилей «Жигули», который был единственным официальном дилером ВАЗа в начале девяностых годов.

К середине 1990-х годов большая часть сбыта продукции шла через руки криминальных структур. По некоторым подсчётам, в те годы доходы преступных групп достигали около 700 миллионов рублей.

К концу 1998 года правоохранительным органам удалось изъять у большинства представителей преступных сообществ пропуска на завод, что лишило их основного контроля над сбытом автомобилей и запасных частей.

Несмотря на сложную криминальную обстановку, в 1990-х годах завод работал практически без остановок и сбоев. В 1993 году был собран 15-миллионный автомобиль. В 1995 началась сборка модели нового, «десятого» семейства — ВАЗ-2110. В 1996 стартовало производство «одиннадцатой» модели, в 2000 — «двенадцатой». В 90-е годы объём производства не падал ниже 529 тысяч автомобилей в год.

ВАЗ-2110. Источник: Flickr.com/Petr Magera

В конце 1990-х годов началась разработка второго поколения семейства Lada Samara. Первым автомобилем стал ВАЗ-2114, который считается преемником ВАЗ-2109.

В 2001 году «АвтоВАЗ» и компания General Motors открыли совместное предприятие GM-Avtovaz по производству внедорожников Chevrolet Niva. В начале 2000-х годов началась разработка новой модели — Lada Kalina, производство которой началось в 2004 году.

До 2005 года основными акционерами завода был трудовой коллектив и топ-менеджмент «АвтоВАЗа». Однако из-за сложной криминальной ситуации в городе в девяностные годы, завод было решено передать собственникам федерального масштаба. С 2005 года основной контроль над предприятием ушёл в «Рособоронэкспорт».

Когда ждать облегчения

Опрошенные нами эксперты и представители дилеров склоняются к мнению, что как минимум до конца года ситуация радикально не изменится.

— К сожалению, пока всё только усугубляется, — рассказал коммерческий директор группы компаний «Регинас» (бренды Skoda, Nissan, Hyundai, Kia, Mitsubishi, Haval и другие) Сергей Попов. — Из наших брендов уровень поставок пока соответствует спросу у китайских брендов, в частности, Haval: на заводе в Туле планируют вводить уже третью смену и нарастить объемы производства почти в два раза по сравнению с первым полугодием.

К слову, китайские марки Haval и Chery — единственные из брендов первой двадцатки, кому в сентябре 2021 года удалось существенно увеличить продажи (в 2,3–2,5 раза). При этом лидеры рынка существенно потеряли: АВТОВАЗ сбыл вдвое меньше машин, чем год назад, Renault снизила отгрузку на 46%, SKODA — на треть.

Сварка кузовов идет в плановом режиме, как и общая сборка. Но после этого почти готовые машины месяцами ждут на заводских складах недостающих компонентов и затем отправляются на досборку

Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Максим Сачков считает, что не стоит ждать облегчения ранее следующего лета:

— Ситуация плохая — это факт, — констатировал он. — Она плохая для покупателей, но и дилеры начинают уставать от дефицита автомобилей. По инсайдерской информации, некоторым дилерам приходится буквально выбивать машины у дистрибьюторов, доходит чуть не до драки. Поэтому на рынке ощущается дефицит машин и, как следствие, растут цены.

Эксперт считает, что строить прогнозы сейчас сложно, но быстрой разрядки не наступит:

— По оптимистичным оценкам, какие-то улучшения возможны к лету, но если рынок новых машин имеет шансы «откатиться» назад и снизить цены, то вторичка, скорее всего, останется на нынешнем уровне. А сейчас машины в возрасте 3–4 года продают по ценам, которые просят за такие же новые машины по прайсу.

И это действительно так: например, трехлетки Hyundai Creta первого поколения в версии с 1,6-литровым мотором и передним приводом стоят в районе 1,2–1,4 миллиона рублей. За эти деньги по прайсу можно купить уже модель нового поколения 2021 года выпуска, с одной оговоркой — сейчас никто не торгует строго по прайсу.

Максим Сачков также подчеркнул, что ситуация меняется в режиме «живого времени», и говорить о более или менее успешных марках не приходится: даже если сегодня у какого-то производителя есть запас машин, всё может измениться за одну неделю.

Покупатель теряет интерес

Наблюдаются и признаки охлаждения самих потребителей: непрерывно растущие цены и сложности с покупкой заставляют многих отложить ее до лучших времен. Директор по продаже автомобилей Lada компании «Сатурн» Антон Лыков указал, что после ажиотажа в начале октября к концу месяца ситуация успокоилась:

— В первые три недели октября ощущался высокий спрос, в том числе из-за ограниченных поставок машин в предыдущие месяцы, но к концу октября клиентский трафик через автосалоны снизился примерно на треть. С точки зрения поставок автомобилей Lada октябрь был лучше сентября и значительно лучше августа, но говорить о перспективе на будущее пока сложно: АВТОВАЗ планирует лишь на 1–1,5 месяца вперед, и могу лишь сказать, что квоты декабря довольно маленькие, — объяснил специалист. — В целом продажи в нашей сети снизились на 20–25% при существенном падении объема складов: в доковидные времена запасы были на уровне двух месячных планов, сейчас превышают его на 10–20%.

Антон Лыков не считает, что основная волна спроса придется на предпраздничные дни в канун Нового года, как бывало раньше:

— Эта традиция нарушилась уже в прошлом году, когда ноябрьские продажи побили рекорды, а в декабре мы, наоборот, фиксировали спад, — сказал он. — В этом году мы не ожидаем никаких «очисток склада» и «черных пятниц», потому что у нас нет такого запаса машин. Цены продолжают расти постоянно и почти наверняка в очередной раз поднимутся с января. Если есть желание купить машину, то лучше делать это сейчас, поскольку даже когда исчезнет нагрузка за счет допов, условия не станут лучше, поскольку за это время вырастет сам прайс-лист.

А прайсы действительно пухнут: тот же АВТОВАЗ корректировал их с начала года аж шесть раз: то есть дважды в квартал. Для сравнения: в ноябре прошлого года стоимость Lada Granta начиналась от 489 тысяч рублей, сейчас (без учета допов) — от 560 тысяч. Lada Vesta в минимальной комплектации прибавила с 677 тысяч до 796 тысяч. Базовая Toyota RAV4 за год подорожала с 1,962 миллиона до 2,153 миллиона, а Camry — с 1,179 миллиона рублей до 2,015 миллиона. Volkswagen Polo год назад стартовал от 822 тысяч, сейчас его даже по прайсу не купить дешевле миллиона.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий