Карданный вал “КамАЗа”: ремонт и замена

Карданный вал “КамАЗа”: ремонт и замена

Грузовики, созданные на Камском автомобильном заводе, известны всем благодаря своей высокой мощности, хорошей проходимости и универсальности применения. Этого удалось достичь с помощью высокомощных двигателей и системы трансмиссии. Мы не будем рассматривать устройство всей трансмиссии, остановимся на карданной передаче. Давайте рассмотрим карданный вал «КамАЗа», его устройство, а также узнаем, как его правильно ремонтировать и менять.

Карданная передача в автомобилях «КамАЗ»

Эта система служит для передачи энергии вращения от ведущего вала КПП или же вала раздаточной коробки к валу, находящемуся на ведущем мосту. Карданная передача используется, когда нужно передать крутящий момент, если между валами имеются различные углы и расстояния.

Так, шасси на трех осях энергия вращения или же крутящий момент к заднему, а также промежуточному валу передается при помощи одного общего вала. Промежуточный мост в этом случае – проходной. А энергия вращения на вал заднего моста передается посредством дополнительного вала.

карданный вал камаз

Итак, карданная передача в этом случае состоит из двух валов.

Кроме того, что эта передача передает энергию вращению на мосты, она еще и отдает крутящий момент на другие механизмы. Это может быть, например, привод лебедки. Также в этих автомобилях используется рулевой карданный вал «КамАЗ».

На тех из моделей, на которых повышены характеристики проходимости, установлен ведущий передний мост. Там также применены карданные шарниры.

Как устроена карданная передача?

Карданный вал «КамАЗ», а также карданные шарниры – вот так устроена эта передача. Здесь нет ничего сложного. Любой шарнир в этом механизме имеет в своей конструкции неподвижную либо скользящую вилку, вилку-фланец, а также крестовины, которые смонтированы в ушках вилок. Крестовины посажены на игольчатые подшипниками. Подшипники эти имеют уплотнения, чтобы смазка не попадала наружу и не выходила из обоймы. Для этого применены два специальных сальника радиального управления – они встроены в подшипник, а также обыкновенные сальники. Еще в качестве уплотнения применяют двухкромочные уплотнитель для торцевого уплотнения.

Если ведущая вилка будет вращаться равномерно, то ведомая так же равномерно вращаться не станет. Пока карданный вал “КамАЗа” сделает один оборот, ведомая вилка в два раза обгонит ведущую, и на те же два раза будет отставать от нее.

Это является одной из причин повышенных нагрузок на конструкцию и основные узлы главной передачи в системе трансмиссии, дифференциала, колес и полуосей. Так значительно увеличивается износ важных узлов и деталей.

Карданная передача необходима для предотвращения этого износа. Но передача эта имеет на двух концах валов специальные шарниры. Если использовать вилки для двух шарниров на карданном валу в пределах одной плоскости, то неравномерное вращение, которое создает первый шарнир карданной передачи, сможет выровняться со скоростью вращения второго шарнира.

Устройство карданной передачи на «КамАЗе» 5320

На этих моделях большегрузных машин карданный вал «КамАЗ» передний приводит в действие средний ведущий мост, а также задний.

ремонт карданных валов камаз

Связаны они через средний мост, которые работает в качестве промежуточной опоры.

Каждая передача имеет в своей конструкции непосредственно вал, также передний шарнир, которые соединен посредством шлицевых соединений. Зданий шарнир имеет фланцевое соединение на ведущий вал межосевого дифференциала.

Устройство карданного вала

Конструкция карданного вала используются подвижные шлицевые соединения. Они позволяют обеспечить нужные изменения длины вала в тот момент, когда автомобиль движется. Чтобы это шлицевое соединение могло быть надежно защищено от воздействия грязи, пыли и воды, оно загерметизировано. Для смазки используется специальная внутренняя полость. Она надежно завальцована, чтобы смазка не вытекала наружу. Также для дополнительной герметизации используются кольца из резины и войлока.

Эти валы производят и собирают таким образом, чтобы те узлы, которые не будут двигаться, а также скользящие детали могли располагаться в пределах одной плоскости. Для этого на втулках валов, а также на скользящих вилках выбиты специальные стрелки. Для правильной работы необходимо, чтобы эти стрелки после сборки совместились.

Обслуживание и ремонт карданных валов «КамАЗа»

Чтобы карданная передача и все ее элементы работали безотказно, следует регулярно проверять надежность затяжки всех соединений. При проведении технического обслуживания обычно подтягивают все болты на креплениях фланцев на валах.

Также при длительной эксплуатации могут подвергнуться износу игольчатые подшипники и шейки крестовин. Все это сопровождается ускоренным износом посадочных мест в вилках и шлицевых соединениях.

рулевой карданный вал камаз

При обслуживании деталей и узлов передачи следует со всей тщательностью проверять люфты в шарнирах и устранять их.

На карданных валах смонтированы шарниры. Они требуют регулярного ухода и смазки. Для этого в конструкции предусмотрена пресс-масленка.

Типичные неисправности

Ремонт карданных валов «КамАЗа» может потребоваться, если при движении слышны характерные стуки в момент резкой смены режима езды. Зачастую вибрации в этих механизмах – следствие использования валов, на которых нарушена балансировка. Это может быть вызвано износом шарниров в местах соединений. Также ремонт требуется при различных деформациях трубы вала, утере балансировочных пластин, неверным монтаже.

Ослабленные соединения часто приводят к появлению, а затем и увеличению зазоров между фланцами, разработке отверстий и излому болтов.

Неисправности крестовин

Превышенный запас прочности чаще всего может отразится именно на таких деталях, как крестовина карданного вала «КамАЗа». Эти узлы довольно чувствительны к разного рода контактным напряжением. Если шипы детали имеют недостаточную твердость, то рано или поздно на поверхности будут образовываться вмятины от подшипников. Это может выражаться в непараллельности опорных поверхностей на шарнире. Отсутствие параллельности очень быстро разрушит шарнир. Эти неисправности затем могут привести к полному разрушению крестовины. Тогда может случиться авария.

Как разобрать карданный вал?

Найдите яму или эстакаду. Затем при помощи соответствующего ключа скрутите два болта, которые крепят подвесные подшипники к поперечным опорам. Затем открутите гайки, крепящие вал к хвостовику на заднем мосту. Стоит приобрести еще и комплект подходящих гаек. Часто случается, что гайки приходится сбивать при помощи силовых и грубых методов.

Далее можно переходить к демонтажу. Не забывайте о том, что на каждой детали нужно установить метки.

замена карданного вала камаз

Это делается для того, чтобы лучше помнить место, где тот или иной узел был установлен. Если вы смонтируете вал не так, то биение будет обеспечено.

После того как все метки проставлены, можно перейти к замене. Сначала снимайте фиксаторы или стопорные кольца и установите кардан таким образом, чтобы кольца оказались наверху. Далее при помощи молотка и оправки выбивайте чашку. Бейте аккуратно. Не стоит прилагать чрезмерных усилий. Со всеми остальными чашками нужно поступить так же.

На следующем этапе необходимо выполнить очистку проушин. Сейчас также можно все тщательно смазать. Канавки для стопорных колец тоже должны быть смазаны.

Замена своими руками

Самое сложное здесь – это правильная установка новой крестовины на ее место. А собрать вал несложно. Обязательно при сборке нужно использовать много смазки.

Для того чтобы установить крестовину правильно, рекомендуется снять две противоположные друг другу чашки, а затем заправить новую деталь в проушины. Дальше необходимо сдвигать деталь в сторону и одновременно надевать чашку.

замена крестовины карданного вала камаз

Работайте аккуратно, иначе существует риск высыпания иголок из обоймы подшипника.

Далее нужно все собрать в обратном порядке. Главное – внимание, аккуратность и смазка.

Замена карданного вала «КамАЗа»

Как разобрать вал, уже написано выше. Все делается по этому принципу, но вместо изношенного или деформированного вала следует установить новый с заменой смазки и уплотнителей.

вал карданный основной камаз

Стоит заметить, что при сборке не рекомендуется применять молоток, а следует воспользоваться ручным прессом.

Замену рекомендуется выполнять на полностью новый карданный вал «КамАЗ». Размеры деталей, которые продаются в магазинах, полностью подходят для большинства современных моделей.

Не ставьте бывшую в употреблении деталь

При такой замене существуют определенные риски. Покупая уже бывшие в употреблении валы, невозможно знать, насколько они качественные. Чтобы свести этот риск к минимуму, следует убедиться в полном отсутствии люфтов и биений в детали, а также других возможных проблем.

Важность балансировки

Валы в карданной передаче неидеальны. Они могут иметь различные дисбалансы.

карданный вал камаз передний

Итак, мы выяснили, для чего служит карданная передача в “КамАЗе”, и как ее заменить своими руками.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий