Гран-при России «Формулы-1». Шестеро русских и два Шумахера в Сочи

Два подиума, агрессивная манера вождения и именная трибуна в Сочи: чем Даниил Квят запомнится болельщикам «Формулы-1»

О Квяте как о невероятно талантливом гонщике начали говорить ещё до его прихода в королевские гонки. В 2010 году он заключил контракт с программой поддержки молодых пилотов «Ред Булл». На протяжении нескольких лет Квят неуклонно прогрессировал, и в 2013 году у него появился шанс попасть в «Формулу-1». В молодёжной команде «Ред Булл» «Торо Россо» открылась вакансия после повышения Даниэля Риккардо до пилота основной команды, когда из неё ушёл Марк Уэббер.

В середине 2013-го Квят, проигрывавший своим коллегам-соперникам борьбу за место в «Формуле-1», совершил качественный рывок вперёд, в то время как испанец и португалец забуксовали. В итоге куратор гоночной программы «Ред Булл» Хельмут Марко подтянул уфимца в гоночную элиту, и Квят стал вторым в истории российским пилотом в «Формуле-1».

Даниил Квят Королевские гонки без Квята: за что российского пилота лишили места в команде «Формулы-1»

Он не стал очередным рента-драйвером (гонщик, который приносит в команду деньги — либо личные, либо спонсорские — для участия в соревнованиях. — RT), как, например, Виталий Петров. Квят пришёл в «Формулу-1» благодаря своему огромному таланту и трудолюбию.

Эксперты рассыпались в комплиментах в адрес россиянина.

«Я многого жду от Квята. Это не очередной гонщик, заплативший за место в кокпите болида «Формулы-1» кучу денег. Даниил заработал это право трудом и талантом», — говорил бывший пилот королевских гонок и чемпион мира по автогонкам на выносливость Энтони Дэвидсон.

«За Квятом будущее. Он пришёл в «Формулу-1» из GP3 без опыта работы тестовым пилотом. Его сразу бросили в холодную воду, но он уверенно решает поставленные задачи», — отмечал другой бывший пилот «Формулы-1» Марк Зурер.

Гран-при России Формулы-1 в Сочи: Даниил Квят финишировал 12-м

Иван Матушкин

Есть изначально несчастливые истории любви: Ромео и Джульетта, Джон и Дейенерис, Квят и Гран-при России… Трудно вспомнить хоть один сочинский этап, где у Даниила всё шло бы хорошо. Вот и в этот раз начали за упокой: уже на старте первой тренировки упокоиться решил свеженький мотор от “Хонды”, который Квяту поставили перед этапом и из-за которого Даниил должен был стартовать последним.

В “Хонде” силовую установку проверили, проблем не нашли (мол, дело было в топливной системе) и решили оставить на машине. Во второй практике мотор действительно не сбоил, а Квят показал 12-е время. Вроде бы, дела пошла на лад. Но утром в субботу всё повторилось: выезд на трассу, несколько разминочных кругов и отказ мотора. Даниил опять пропустил всю сессию, но в этот раз проблемный мотор решили всё-таки сменить. А заодно пропустить всю квалификацию, пока механики поставят новый двигатель. Как пошутил сам Квят, смысла-то выступать всё равно не было.

Единственный плюс, который можно было вынести: Даниил хотя бы поработал на второй тренировке, главной для отработки именно гоночного темпа. Конечно, за одну практику настройки машины не готовятся, но, как говорится, и то хлеб.

Но картинка перед гонкой вышла не радостной: непонятные проблемы с мотором и последнее место на старте. Тяжело придумать ситуацию хуже.

Ко всему прочему Дане запретили надеть шлем, специально подготовленный к Сочи. Возмутились и коллеги-пилоты, и “Торо Россо”, но ФИА настояла на своём.

Три подиума, прорыв в Имоле, аварии в Сочи и Шпильберге: главные моменты карьеры Квята

Дмитрий Захарченко

В следующем году Даниила Квята не будет на стартовой решётке Формулы-1, и хотя мы рассчитываем, что главные моменты карьеры россиянина ещё впереди, выделим главное из того, что было.

Повышение в классе

С точки зрения результатов сезон 2014 года нельзя назвать впечатляющим для Квята. В итоговой классификации он уступил своему напарнику Жан-Эрику Верню (15-е место против 13-го. — RT), но в квалификациях заметно превзошёл француза — 12:7. Руководство хвалило Квята, и после того как Себастьян Феттель, становившийся чемпионом с «Ред Булл» четыре раза, перешёл в «Феррари», из «Торо Россо» в главную команду подняли именно россиянина.

В этой ситуации не повезло Верню, который не только проиграл борьбу за место в «Ред Булл», но и окончательно покинул королевские гонки в 2014 году. Квяту некогда было почивать на лаврах. В «Торо Россо» образовался перспективный тандем в лице хорошо знакомого уфимцу Сайнса-младшего и перспективного голландца Макса Ферстаппена, за которым стоял его влиятельный и авторитетный отец Йос. Они так и ждали ошибок со стороны Квята, который на первых порах справлялся с давлением и даже во время Гран-при Венгрии впервые в своей карьере оказался на подиуме, став вторым.

Сезон-2015 россиянин в итоге закончил выше своего напарника Риккардо. Но австралиец зачастую страдал из-за полок машины. И несмотря на седьмое место в личном зачёте, Квята упрекали за достаточно осторожный стиль вождения.

Гонка

Однако на старте гонки худшая ситуация стала чуть ли не лучшей. Старт в хвосте позволил Квяту избежать мешанины, возникшей в середине пелотона, и отыграть сразу шесть позиций — с 19-го на 13-е. В итоге Даниил оказался сразу позади своего напарника Гасли, который на старте выиграл четыре места.

После этого и Гасли, и Квят, и пристроившийся за Даниилом Албон застряли в плотной группе позади Лэнса Стролла и Кевина Магнуссена. Гасли справиться со Строллом не смог, но и Квята не пропустил, а в итоге Даниила подвинул Албон. В итоге тайцу потребовался десяток кругов, чтобы справиться и с Гасли, а Квят всё это время держался позади, но не отставал.

Борьба с Албоном плохо сказалась на машине Гасли, и он тут же пропустил Квята. За счёт пит-стопов соперников Даниил вышел уже на девятое место. Самому Квяту с пит-стопом в очередной раз повезло: его позвали в боксы в режиме VSC после схода Феттеля. На свежем “софте” россиянин вернулся на трассу 12-м, но, когда в барьеры врезался Расселл, “Торо Россо” решила вновь обновить Квяту резину (в одном из колёс начало падать давление), и теперь он оказался 13-м.

Вторая половина гонки для Квята ознаменовалась жёсткой борьбой с Гасли, в которой Даниил в итоге одержал победу. Правда, пока пилоты “Торо Россо” разбирались друг с другом, соперники успели от них уехать. Поэтому победа получилась немного пирровой — напарника Квята победил, но на финиш приехал лишь 12-м.

Мельбурн-2014: самый молодой пилот, набравший очки

Даниил Квят дебютировал в Формуле-1 на Гран-при Австралии 2014 года и в первой же гонке набрал два очка за девятое место. В тот день россиянину было 19 лет и 10 месяцев — на месяц меньше, чем Феттелю, когда тот набрал свои первые очки. Квят таким образом в первой же своей гонке установил рекорд как самый молодой в истории Ф-1 пилот, набравший очки. Правда, уже на следующий год рекорд у Даниила отберёт Макс Ферстаппен.

Даниил Квят перед дебютным для себя Гран-при Австралии-2014

Даниил Квят перед дебютным для себя Гран-при Австралии-2014

Фото: Peter Fox/Getty Images

Прозвище «Торпеда»

Россиянин прислушался к этим словам и уже в конце 2015 года стал водить более агрессивно. И если на третьем этапе сезона в Шанхае это дало свои плоды (Квят во второй раз попал на подиум, став третьим), то через две недели домашнее Гран-при в Сочи оказалось для него последним в «Ред Булл».

  • Даниил Квят (слева) и Макс Ферстаппен
  • Reuters

Под давлением Ферстаппенов в австрийской конюшне произошли изменения: Квят вернулся в «Торо Россо», а Макс получил место в «Ред Булл». Эта ситуация морально и психологически убила россиянина. Уфимец продолжил агрессивно вести себя на трассах, что чаще приводило к авариям и сходам, чем к финишу в очковой зоне. Квяту даже дали прозвище «Торпеда» за большое количество столкновений. Такая неаккуратность стоила ему места в команде в сезоне 2017 года, но, как ни крути, Квят оставил свой след в «Формуле-1».

Монца-2014: сейв без тормозов

Одним из самых ярких моментов дебютного сезона в исполнении Квята стал его сейв в Монце, когда на предпоследнем круге на его «Торо Россо» прямо перед самым жёстким торможением в году отказали тормоза. Россиянин пролетел мимо первого поворота, но каким-то чудом спас машину на газоне, вырулил на асфальтовую дорожку и продолжил гонку! В том эпизоде Даниил продемонстрировал невероятный талант — лишь единицы не врезались бы в стену на полном ходу. Квят же закончил гонку, не уступив круга лидеру, и сохранил 11-е место. Если бы не тормоза, наверняка был бы в десятке.

Цитата

«Думаю, мы провели сильную гонку, учитывая вчерашние проблемы. Стартовали последними, но финишировали близко к очкам, боролись до конца, так что я доволен тем, как провёл эту гонку. Старт получился, провёл несколько хороших битв. Мы выжали всё что у нас было. Не хватило нескольких секунд, чтобы приехать в десятке. Считаю, была очень сильная гонка, наша стратегия была хорошей, и 12-е место — хороший результат, я доволен и своим выступлением, и работой команды».

Сузука-2014: объявлен пилотом «Ред Булл»

В паддоке Гран-при Японии того года разразилась сенсация: в «Ред Булл» заявили, что Феттель покидает команду, а на его место в 2015-м придёт Даниил Квят. Так ещё до окончания дебютного сезона россиянин получил место в топ-команде, способной бороться за победы и подиумы…

А закончился уик-энд дождевой гонкой, по ходу которой Жюль Бьянки врезался в стоящий на обочине трактор, все разговоры о контрактах отошли на второй план.

Гран-при Венгрии 2015 года — первый подиум Квята в Формуле-1

Гран-при Венгрии 2015 года — первый подиум Квята в Формуле-1

Фото: Lars Baron/Getty Images

Лучше, чем Петров

Несмотря на всю критику, которой в адрес Квята было очень много, он проявил себя лучше первого в истории российского пилота Виталия Петрова. Даниил принял участие в 74 Гран-при (у Петрова — 58), на один раз больше попадал на подиум. Лучшей стартовой позицией является четвёртое место (у Петрова — шестое), а кроме того, он за свою карьеру набрал большее количество очков (133 против 64). Но при этом Квят дольше Петрова пилотировал в «Формуле-1».

  • Виталий Петров
  • Reuters

Будапешт-2015: первый подиум

В девятой гонке в составе «Ред Булл» Квят сумел подняться на подиум — и стал лишь вторым россиянином, кому это удалось. В заключительной фазе гонки Даниил шёл четвёртым, а после контакта Риккардо и Росберга вырвался на вторую позицию — и это был лучший результат российских пилотов в истории Формулы-1.

Перед гонкой на стартовой решётке состоялась церемония прощания с Жюлем Бьянки — он скончался в больнице за 10 дней до Гран-при Венгрии, и свой подиум Квят посвятил погибшему товарищу.

Сузука-2015: авария в квалификации

В квалификации перед Гран-при Японии Квят попал в свою самую страшную аварию в Формуле-1. На разгоне перед шпилькой россиянин зацепил одним колесом обочину, машину мгновенно развернуло и бросило в отбойники — от удара «Ред Булл» перевернулся и закопался в гравии. Даниил не пострадал и вышел на следующий день на старт гонки. В столь тяжёлые аварии, к счастью, он больше не попадал.

Танец Риккардо и Квята на пит-лейне в Остине

Танец Риккардо и Квята на пит-лейне в Остине

Фото: Mark Thompson/Getty Images

Остин-2015: танцы с Риккардо

Квалификацию Гран-при США 2015 года смыло дождём, и пилоты кто как мог развлекали собравшихся на трибунах болельщиков. И лучше всех тогда выступили Риккардо с Квятом, изобразившие шуточный танец на пит-лейне. В тот день россиянин завоевал немало болельщиков, притом по ту сторону Атлантики.

Шанхай-2016: второй подиум и рождение Торпеды

Во второй раз Квят поднялся на подиум на Гран-при Китая 2016 года — во многом за счёт агрессивной атаки на Феттеля, которому пришлось экстренно отрулировать в сторону, из-за чего немец даже зацепил Райкконена — финн аккуратно шёл снаружи. Квят в итоге финишировал третьим, Феттель — вторым, и перед церемонией награждения немец предъявил россиянину претензии: «Ты влетел как торпеда!».

«Ну мы же не столкнулись», — смеясь, парировал Даниил. С тех пор прозвище Торпеда навсегда приклеилось к Квяту — в некоторых гонках россиянин даже рисовал этот боеприпас на шлеме.

Столкновение Квята и Феттеля на Гран-при России-2016

Столкновение Квята и Феттеля на Гран-при России-2016

Фото: Clive Mason/Getty Images

Шпильберг-2017: завал на старте

Возвращение в «Торо Россо» далось Квяту непросто, и в первую очередь — с психологической точки зрения. Пытаясь доказать, что в «Ред Булл» зря его списали, россиянин допускал ошибки, и порой — как в Шпильберге — это приводило к авариям. На Гран-при Австрии Квят входил в первый поворот по внутренней траектории, вновь не рассчитал торможение и вынес с трассы Алонсо и Ферстаппена — любимого пилота болельщиков на трибунах. К концу сезона-2017 в «Ред Булл» решили вовсе отказаться от услуг Даниила, а за «Торо Россо» поехали Гасли и Хартли.

Столкновение на старте Гран-при Австрии-2017

Столкновение на старте Гран-при Австрии-2017

Фото: Will Taylor-Medhurst/Getty Images

Сочи-2018: возвращение

2018 год Квят провёл без гонок и работал на симуляторе «Феррари». Россиянин за это время смог перезарядить батареи, и когда в «Торо Россо» поняли, что Брендон Хартли провалился, а больше брать некого, команда обратилась к своему экс-пилоту. Никто не сомневался, что Даниил заслужил ещё один шанс.

Хоккенхайм-2019: третий подиум

Впоследствии Квят доказал, что в «Торо Россо» не зря доверили ему машину: в дождевом Гран-при Германии россиянин своевременно перешёл на «слики» и завоевал третий в карьере подиум. Для команды это был лишь второй в истории финиш в топ-3 — в первый раз это была победа Феттеля в Монце в 2008-м. Акции россиянина снова потянулись вверх.

Квят на подиуме Гран-при Германии-2019

Квят на подиуме Гран-при Германии-2019

Фото: Mark Thompson/Getty Images

Имола-2020: прорыв на последних кругах

Сезон-2020 сложился для Квята не лучшим образом — почти всё время пилоту не удавалось найти общий язык с машиной. Однако стоило Даниилу разобраться с настройками и получить от автомобиля то, чего он хотел, и результаты стали расти. Пожалуй, лучшим эпизодом года для россиянина стал прорыв в концовке Гран-при Эмилии-Романьи, когда на рестарте на финальных кругах Квят прошёл Албона, Переса и Леклера и прорвался на четвёртое место.

В «Ред Булл» к тому моменту уже решили взять вместо Квята другого гонщика на сезон-2021, это выступление не помогло продлить контракт, но Даниил вновь доказал — на достойной технике он способен выступать блестяще.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий