Дорогие мои «москвичи»: трагическая история самого популярного советского автомобиля

Москвич-2141

Переднеприводный автомобиль с кузовом типа хэтчбек Москвич-2141

Переднеприводный автомобиль Москвич-2141 с кузовом типа хэтчбэк был выпущен заводом «АЗЛК» в 1986. Его прообразом стал автомобиль Simca 1308 произведенный европейским отделением американской фирмы Chrysler, получивший титул автомобиля года в Европе в 1976 году. Первый прототип будущего автомобиля Москвич-2141 был готов еще в 1977 году и был одобрен руководством для дальнейшей разработки.

alt=”Пятая дверь для доступа в багажник хэтчбэка Москвич-2141″ width=”” height=”” />Начало производства автомобиля началось тогда, когда на завод был доставлен кузов Simca 1308. На него установили двигатель от 412-го Москвича, причем для этого пришлось обрезать передок «Симки» и приделать новый, так как передняя часть автомобиля была рассчитана на поперечное расположение двигателя, а двигатели советского производства располагались продольно. Из-за продольного расположения двигателя так же пришлось немного увеличить передний свес.

Изменили и заднюю подвеску, у автомобиля Simca 1308 была независимая подвеска на поперечных торсионах, специалисты «АЗЛК» переделали ее в совершенно иную в виде полунезависимой балки с витыми пружинами. Изменения в подвески привели к изменению конструкции задней оконечности кузова и днища. Так же немного была уменьшена колесная база автомобиля и увеличен диаметр колес.

В конечном итоге, к моменту серийного производства, Москвич-2141 унаследовал от своего прототипа лишь некоторые особенности его конструкции и общие обводы кузова после передней стойки крыши. Так что нельзя сказать, что 41-й Москвич был точной копией американской модели.

В странах Евросоюза 41-й Москвич носил название «Aleko», такое название он получил от названия завода изготовителя Автомобильный Завод Ленинского Комсомола («АЗЛК»).

Производство автомобилей Москвич-2141 закончилось в 2003 году, причем конвейер завода остановился еще в 2001 году, а до начала 2003 года с завода вышло небольшое количество последних экземпляров, плохо собранных и требующих доработок. Автомобили 41-й серии были последними, которые выпускал автозавод «Москвич». В 2006 году автомобильный завод «Москвич» полностью объявил себя банкротом.

Дорогие мои «москвичи»: трагическая история самого популярного советского автомобиля

За границей наши машины начали активно покупать после их побед в международных раллиЗа границей наши машины начали активно покупать после их побед в международных ралли. Фото: Виктора Будана/ТАСС

«Экспресс газета» в Яндекс.Дзене«Экспресс газета» в Яндекс.Новостях«Экспресс газета» в Google Новостях

На заводе работали лучшие конструкторы, имелся испытательный трек и опытные полигоны, а новая территория застраивалась в 1967 году по французскому проекту. Расширение позволило увеличить объем производства вдвое.

Сотрудников АЗЛК обеспечивали жильем, лечили в ведомственных поликлиниках, давали путевки в санатории, а детей отправляли в хорошие пионерские лагеря. Ученики окрестных школ получали на заводе профессию и могли неплохо подработать во время каникул. В ДК выступали лучшие артисты и действовали творческие кружки, в спорткомплексе с бассейном, беговыми дорожками, Ледовым дворцом, теннисными кортами и стадионом воспитывали чемпионов. Музей АЗЛК, построенный в виде летающей тарелки, не знал отбоя от посетителей.

«Москва слезам не верит», 1979

«Москва слезам не верит», 1979. Фото: Кадр из фильма

Все рухнуло в 1990-х. Поначалу предприятие еще пыталось выживать и даже разрабатывать новые модели. Но долги росли: государство больше не помогало, а кредит за импортное современное оборудование, взятый в конце 1980-х, приходилось отдавать в валюте уже совсем по другому курсу. В 1996-м собирались создать совместное предприятие с немцами, но Юрий Лужков забрал завод в собственность города: решил пересадить московские власти на новые «москвичи». Переехавший из Еревана Рубен Асатрян, назначенный управляющим, разогнал конструкторов и руководителей всех уровней, поставив на должности своих земляков, ничего не смысливших в автопроме. И за несколько лет окончательно добил завод. Оборудование продали за копейки, а потом оно втридорога ушло за границу.

«Оттепель», 2013

«Оттепель», 2013. Фото: Кадр из фильма

“Москвич-2142”: характеристики и фото

Конструкторы АЗЛК при разработке «Москвич-2141» планировали создание целого семейства автомобилей различного назначения (базовый хэтчбек, седан «Москвич-2142», пикап «Москвич-2335» и универсал повышенной вместимости «Москвич-2901»). Новое поколение машин планировалась как промежуточное между продукцией заводов ВАЗ и ГАЗ. Специально для них было разработано семейство оригинальных двигателей с объемом цилиндров 1,8 литра. Производство двигателей планировали разместить на новом моторном заводе АЗЛК.

Дизайн и конструкция

Автомобиль Москвич-2141 в отличие от автомобилей ВАЗ «восьмого» семейства отличался более современным и скругленным обликом, что положительно сказывалось на его аэродинамических показателях. Автомобиль продувался в аэродинамической трубе в кафедре механики МГУ, в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ), а так же на оборудовании фирмы Renault во Франции.

Салон автомобиля Москвич-2141

Салон автомобиля хоть и был просторным и в некоторой степени комфортабелен, но его отделка оставляла желать лучшего, даже для отечественного автомобиля. Багажное отделение достаточно просторное, за счет того, что можно сложить задние сиденья. Отопитель салона хорошо справляется со своей прямой задачей.

Серийный Москвич-2141 оснащался различными двигателями, с 1986 по 1994 на него ставили 1.5-литровый двигатель УЗАМ-331.10, позднее УЗАМ-3317 объемом 1,7-1.8 и очень редко 2 литра. Небольшая часть автомобилей позднее 94-го года оснащалась двигателями ВАЗ-2106-70 и ВАЗ-21213, объемом 1,6 и 1,7 литра соответственно. Экспортные экземпляры автомобилей Москвич-2141 оснащались импортными дизельными двигателями Ford-XLD418, объемом 1,8 литра. На самых последних «Москвичах» устанавливали инжекторный 2-литровый двигатель Renault-F3R, этот двигатель считался наилучшими среди всех ранее устанавливаемых.

Двигатель и подкапотное пространство автомобиля Москвич-2141

Москвич-2141 получил новую 5-ступенчатую коробку передач, которая была впервые применена именно на Москвиче-2141 среди всех серийных автомобилей советского производства.

Как и большинство автомобилей отечественного производства, автомобиль Москвич-2141 имел свои минусы. Особым минусом у автомобиля была его окраска, качество грунтовки было, мягко говоря, плохим, а в 90-х года, после перехода на упрощенную технологию окраски, кузов автомобиля начинал гнить чуть ли не в первый же год его эксплуатации.

Почивали на лаврах

Ралли в автобизнесе – не просто азартные гонки, это своего рода реклама. Советские автомобили впервые выступили на международном уровне в 1958 г. Команда на четырех «Москвичах-407» с ходу стала третьей в общем зачете на гонках «1000 озер» в Финляндии.

В 1968-м на ралли Лондон – Сидней (16 тыс. км) советская сборная заняла 4-е место. Это обеспечило «Москвичу-412» славу в западных странах: до 40 процентов авто уходило на экспорт. В сложнейших условиях пробега Лондон – Мехико в 1970-м сошли с дистанции Porsche, Mercedes, Citroën, Peugeot, а три советских «москвича» заняли места со второго по четвертое, взяв надежностью.

В 1971 году гонщики на «Москвичах-412» выиграли золотой кубок, оставив позади BMW, Volkswagen, Volvo и Ford! И вообще в европейских соревнованиях стабильно входили в десятку. Возможно, этот успех сыграл злую шутку: автомобили отлично продавались, в том числе на экспорт, принося валюту. Руководство расслабилось. На Западе же каждая неудача или поломка во время ралли становилась поводом совершенствовать технологии. Вот тамошнее автомобилестроение и шагнуло вперед, на десятки лет обогнав отечественное.

«Забытая мелодия для флейты», 1987

«Забытая мелодия для флейты», 1987. Фото: Кадр из фильма

Проектирование седана

Работы над машиной с кузовом седан велись не параллельно, а уже после создания хэтчбека. Такое решение значительно усложнило задачу конструкторов и сдвинуло сроки создания машины. В результате первый седан четвертого поколения машин АЗЛК «Москвич-2142» появился только в 1990 году. К этому времени «Москвич-2141» находился в производстве уже пятый год и оснащался старым 1,5-литровым мотором УЗАМ 412 и 1,6-литровым от ВАЗ-2106.

Крутые тачки

В 1970-1980 годах на экспорт ежегодно отправлялось 300-400 тыс. советских легковых автомобилей. Помимо стран социалистического лагеря (больше всего уходило в ГДР и Чехословакию), их активно покупали Великобритания, Бельгия, Франция, Финляндия и Нидерланды.

Сколько стоил «москвич» (руб./средних зарплат):

  • 1961 г. – 2500/80
  • 1971 г. – 4936/42
  • 1980 г. – 7491/49
  • 1988 г. – 9000/45

Короткобазный 2142

Изначально седан должен был пойти в серию в 1992 году, после ввода в строй моторного завода. На таком решении настаивало руководство завода, прекрасно помнившее про запуск в серию модели 2141 с устаревшими и маломощными моторами. Изначально к производству предназначалась короткобазная версия седана «Москвич-2142», но с рядом внешних и внутренних изменений. Согласно концепции развития именно седан должен был стать базовой моделью завода.

Опытные машины имели иной, отличный от решений «Москвич-2141» дизайн бамперов и передней части кузова. Но к тому времени АЗЛК уже испытывал огромные трудности со сбытом своей продукции. Поэтому от серийного выпуска седана отказались на неопределенное время. Некоторые опытные и предсерийные машины с кузовом седан (выпуска с 1990 по 1996 год) впоследствии попали в частные руки. Фото «Москвича-2142» из опытных партий – ниже.

Москвич 2142

Подарок «запорожцу»

Разработка модели «Москвич-444» велась на основе Fiat-600, авто оснащалось опускающимися стеклами и отражателями на задних фонарях. А потом все чертежи и проектную документацию отдали запорожским автозаводчикам – так появился ЗАЗ-965.

Вторая попытка

Проблемы с качеством и сбытом продукции привели в 1996 году к остановке сборки машин на АЗЛК. После реорганизации завода конвейер был вновь запущен в 1997 году. С целью расширения рынка сбыта было принято решение о срочном расширении модельного ряда автомобилей АЗЛК. Одной из таких машин и должен был стать седан.

Однако, вопреки логике, новый менеджмент завода АЗЛК сделал ставку на производство более дорогой удлиненной версии «Москвич-2142». Удлинение кузова достигалось путем установки 20 см вставки в кузов между передним и задним рядами сидений. Для повышения жесткости в конструкцию удлиненного кузова ввели лонжероны, идущие по всей длине. Такое решение было позаимствовано с удлиненной версии хэтчбека «Москвич Юрий Долгорукий». Лобовое стекло вклеивалось в проем кузова, в то время как на «Москвич-2141» оно устанавливалось через резиновый уплотнитель.

Москвич 2142 фото

В качестве основного силового агрегата выбрали двухлитровый 114-сильный двигатель “Рено F3R”. Автомобиль получил название «Москвич-2142 Князь Владимир».

За счет удлинения салона на седане «Князь Владимир» обеспечивалось большое пространство для ног задних пассажиров. Заднее сидение оснащалось подлокотником и индивидуальными лампами подсветки. В качестве материала для сидений использовался велюр.

Благодаря удлинению базы заметно улучшилась плавность хода. Опционально машина оснащалась гидроусилителем рулевого управления, кондиционером, кожаной обшивкой сидений и электроприводами стекол и зеркал.

Москвич 2142 Князь Владимир

На машине применили импортную переднюю оптику «Хелла» и бампера иной конфигурации. Образовавшийся зазор между фарами и бампером закрывала специальная вставка в цвет кузова. Такое оформление передней части вскоре внедрили на все остальные автомобили. Хэтчбек-2141 с такими изменениями получил название «Святогор».

Поскольку седан позиционировался как машина среднего класса, то конструкторы улучшили шумоизоляцию салона. Капот и моторный щит обшивались специальным материалом, снижающим шум от двигателя.

Несбыточные мечты

  • Советские граждане могли бы ездить на внедорожниках еще с конца 1950-х. Полноприводные прототипы «Москвич-415»были испытаны, доработаны и готовы к серийному производству. Однако нашлись более важные задачи, и деньги на производство не выделили.
  • «Москвич-404 Спорт» – экспериментальная гоночная модель, созданная в 1954 г., развивала скорость до 156 км/ч. Дверей не имел, водитель перешагивал через борт.
  • «Москвич Г1-405» выпущен в 1955 г., существовал в единственном экземпляре. Разгонялся до 203 км/ч.
  • «Москвич-Г4» – болид для советских гонок в классе «Формула-1». Скорость 190 км/ч.
  • «Москвич-2139» – опытный образец переднеприводного минивэна с поворотными сиденьями, регулируемой длиной подушек и электронными приборами – выпустили в 1991 г. Проект был обречен.

Кстати

  • Однажды во время гонки в Финляндии в машине сломалась коробка передач. Забраться в гору на пониженной передаче оказалось невозможно. Наши развернулись и поехали задом. И пусть зрители покатывались со смеху, команда дошла до финиша.

Особенности производства

Производство седана «Князь Владимир» с самого начала было сложным из-за отсутствия на заводе оснастки для штамповки кузовных панелей. Первые партии машин имели сваренные из отдельных фрагментов панели крыши и задние двери. Только к моменту прекращения производства появилась опытная оснастка для штамповки цельных крыш и дверных панелей. Но панели пола на всех машинах сваривались из двух половин деталей хэтчбека 2141. По этой же технологии изготовлялись наружные и внутренние элементы порогов кузова. Каркас задней дверь собирался из двух каркасов двери «Москвич-2141».

В силу таких особенностей кузова его сборка происходила в несколько этапов, в ходе которых кузов снимался с конвейера на ручную доработку, а потом возвращался назад.

Всего до 2001 года было выпущено не менее 1300 седанов с двигателями различных моделей и около 1500 кузовов. Невостребованные кузова оставались лежать на территории завода. После упразднения завода их утилизировали.

Лучшие из лучших

В ДК АЗЛК зародился детский танцевальный ансамбль «Буратино», ставший знаменитым на весь мир и поставлявший танцоров в лучшие балетные труппы страны. Занимались в нем и будущие актрисы Любовь Зайцева и Елена Захарова. А в спортивных школах олимпийского резерва при АЗЛК начинали свой путь к мировым пьедесталам легкоатлеты Ирина Привалова и Иоланда Чен, пловец Александр Тихонов, фигуристы Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, Ирина Лобачева и Илья Авербух, Ирина Слуцкая, Виктория Волчкова.

Оценка проекта

В момент появления удлиненная версия седана позиционировалась заводом как служебный автомобиль для руководителей среднего ранга. Однако цена автомобиля с французским мотором “Рено” оказалась слишком высокой, и автомобиль не пользовался большим спросом. Основным покупателем этих машин стала мэрия города Москва, являвшаяся крупнейшим акционером ОАО «Москвич» (так последние годы существования назывался АЗЛК). Однако отзывы о «Москвич-2142» были в основном негативные.

Отзывы о Москвиче 2142

Для снижения себестоимости завод ОАО «Москвич» стал оснащать седаны «Москвич-2142» дешевым 86-сильным карбюраторным мотором УЗАМ 3317 (были версии с моторами УЗАМ 3318 и 248), упростил отделку салона. Такие машины предлагались органам соцзащиты даже в вариантах с ручным управлением. Но машины оказались невостребованными и в таком виде.

Тарелка долеталась

Коллекция Музея АЗЛК – 37 серийных моделей и экспериментальных образцов (прототипы, не пошедшие в серию, подлежали утилизации, но энтузиасты их сохранили для потомков). Все были на ходу: ежегодно 9 мая они совершали пробег от цехов до заводского стадиона. После развала завода экспозицию чуть не разворовали, в 2009 году ее подарили городу. Сейчас она временно выставлена на ВДНХ. А ту самую «летающую тарелку» недавно обнесли забором. Вероятно, снесут.

«»

Фото Ивана Макеева/«Комсомольская правда»

Последние попытки

В последние годы производства существовали опытные и мелкосерийные образцы «Князя Владимира» с двигателями “Рено” F4R и F7R (16 клапанов, рабочий объём 2 литра), полным приводом и независимой задней подвеской. Такие машины с измененными внешними элементами планировалось запустить в серию под обозначением «Москвич-2144R7 Иван Калита». Всего было изготовлено до 50 таких машин.

Москвич АЗЛК 2142

Еще одним проектом на базе «Князь Владимир» стало купе «Дуэт», таких машин было около 20 штук. «Иван Калита» и «Дуэт» имели одинаковую нумерацию кузовов с «Москвич-2142». Этими машинами была подведена черта под многолетней историей завода «Москвич».

Сбор металлолома

Когда «москвичи» еще бегали по улицам российских городов, а запчасти уже несколько лет как не производились, в стране появился новый бизнес: ушлые ребята искали по дворам целые автомобили и снимали с них «под заказ» нужные детали. Стоили они тогда на уровне импортных.

Будущее рядом

В 2005 году в новых цехах на территории бывшего завода запустили производство Renault Logan. Остальные площади стали осваивать лишь в 2010-м, отдав их под особую экономическую зону. Теперь там находится «Технополис «Москва»: несколько высокотехнологичных производств, современные офисы, логистический центр и таможенный пост. Что ж, не самая печальная судьба. Кроме того, продолжают успешно функционировать Дом культуры и спортивные школы олимпийского резерва.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий