Демпфер на УАЗ Патриот: назначение, особенности, установка

Демпфер на УАЗ Патриот: назначение, особенности, установка

Каждому владельцу внедорожника УАЗ Патриот известна проблема вибрации рулевого управления, которые отчетливо заметны, когда скорость автомобиля превышает 60 км/ч. Симптомы проблемы вибрации рулевого управления следующие:

  • Ухудшение управляемости автомобилем;
  • Передача ударов при наезде на ухабы рулевым колесом;
  • Курсовое рыскание колес.

Успокоитель

Все эти факторы негативно сказываются на подвеске автомобиля и конструкции рулевого управления. Для решения этой проблемы имеется специальное приспособление, которое называют демпфером руля. Что это за устройство и для каких целей оно необходимо, рассмотрим подробнее.

Комфорт за рулем УАЗа – теперь возможно все!

Демпфер рулевой рейки для Патриота Демпфер рулевой рейки для Патриота

Рулевая колонка (вал) УАЗ 3163 Патриот промежуточный с демпфером (в сборе с сухарями) “Ваксойл”

Рулевая колонка (вал) УАЗ 3163 Патриот промежуточный с демпфером (в сборе с сухарями)

Рулевой вал (рулевая колонка) соединяет рулевое колесо с рулевым механизмом и часто выполняется шарнирным элементом, что позволяет более рационально компоновать элементы рулевого управления. Рулевой вал с демпфером устраняет стуки и вибрацию.

Как бороться с недостатками рулевой системы на российском внедорожнике?

Производители автокомпонентов зарабатывают на недостатках заводской конструкции различных систем джипа. Поставив рулевой демпфер на свой УАЗ, водитель избавится от различных колебаний в узле управления. Косвенным путем повлияет на ситуацию и замена штатных шкворней в поворотных кулаках колес, которые изготавливаются в нескольких вариантах:

  • на основе конического радиально-упорного подшипника;
  • с бронзовым вкладышем;
  • с пластиковой полусферической опорой.

Использование бронзовой детали в узле обусловлено высокой прочностью материала и подходит для использования в экстремальных условиях бездорожья. Следствием их установки служит высокий ресурс и надежность моста. Однако большое усилие на руле ограничивает сферу их применения.

Применение пластика в конструкции шкворня значительно ограничивает режимы эксплуатации и требует частой регулировки агрегата. Для вышеупомянутых видов желательно применение амортизационного приспособления в системе управления.

Стержень шарнира поворотного кулака, имеющего в своей конструкции роликовые подшипники, значительно облегчает процесс руления и стопорит передачу вибраций на рулевые тяги. В данном случае устройство для гашения колебаний последних можно не устанавливать. Но, следует учесть, что по свойству ударостойкости такой шкворень уступает бронзе.

Характеристики:

  1. Размеры товара в упаковке, м: 0.58х0.085х0.095;
  2. Вес, кг: 2.06;
  3. Обьем, м3: 0.0047.

Принцип работы рулевого демпфера УАЗ Патриот

Строение демпфера напоминает конструкцию амортизатора. Сходны и принципы действия устройств. Демпфер представляет собой цилиндр, в полости которого находятся масляный наполнитель и поршень. Последний снабжен отверстием для перетекания смазочного материала.

Движение поршня предотвращает перетекание масла между рабочими камерами прибора. Жидкость замедляет ход поршня, подавляя колебания. Существует 2 вида демпферов – одно- и двусторонние.

Принцип действия устройств следующий:

  1. Снабженное возвратной пружиной устройство нейтрализует удары, поступающие от колесных осей к рулю. Если колебания не подавляются, водитель чувствует их неприятное воздействие. Демпфер обеспечивает комфорт вождения. При езде по неровной дороге не приходится перехватывать руль, удерживая автомобиль на заданной линии.
  2. Гасит биения рулевой колонки. Колебания не устраняются полностью, однако становятся неощутимыми для водителя.
  3. Возвращает рулевое колесо в первоначальную позицию после прохождения поворота. Назвать такое действие полезным нельзя, ведь оно негативно отражается на управляемости внедорожника.

Схема амортизатора

Принцип действия

Система на авто

Система на машине

Главное назначение рулевого демпфера (название пошло от английского выражения «to damp», что в переводе на русский означает «гасить») – компенсировать возникающие колебания и вибрацию в рулевом управлении так, как это делают амортизаторы, установленные на подвеске. По своей конструкции демпфер очень похож на амортизатор и имеет тот же принцип работы.

Наибольшая вибрация на рулевых тягах возникает при езде по пересеченной местности. Амплитуда колебаний может достигать таких величин, что водителю придется прилагать значительные усилия, чтобы удержать руль. Установка рулевого демпфера гасит такие колебания, хотя и не устраняет их полностью.

Правильно подобранный и грамотно установленный рулевой демпфер при езде на ровных дорогах с хорошим покрытием не оказывает практически никакого влияния на управляемость автомобилем и не затрудняет ход руля. Он только помогает сохранять курсовое направление и снижает вероятность рыскания по трассе из-за вибрации рулевого управления. Другими словами, демпферное устройство постоянно работает на то, чтобы возвращать руль к нулевой отметке.

После установки демпфера повышается защищенность внешних деталей рулевой подвески от повреждений. Износ протектора на шинах становится более равномерным, что влияет на безопасность движения.

Конструкция демпфера

Агрегат в сборе

Упрощенная модель рулевого устройства по снижению колебательных и вибрационных реакций включает в себя цилиндр, заполненный специальным маслом. Внутри него движется поршень, который плотно соприкасается с корпусом цилиндра и в нейтральном положении находится по центру. В поршне имеются отверстия, диаметр которых регулируется. При поступлении усилия поршень начинает двигаться в масляной среде. Через отверстия смазка перетекает в демпферном цилиндре, оказывая при этом сопротивление, которое старается вернуть поршень в исходное положение. Сила сопротивления и возвратное усилие масла регулируются диаметром поршневых отверстий.

Сам поршень может быть соединен или со штоком, или с червячной передачей, а они в свою очередь жестко крепятся к рулевой тяге.

В дополнение к одностороннему демпферу (движущей частью является только шток) на корпус устанавливается пружина, которая играет роль возвратного механизма.

Как работает рулевой демпфер на УАЗ на различных покрытиях?

УАЗ Патриот УАЗ Патриот

При выходе из положения равновесия тяг, шток с поршнем, в котором имеются окна, начинает движение в цилиндре. Жидкость рассеивает переданную ей энергию на преодоление узкого сечения отверстий. Имеется и наружный корпус, куда также выдавливается масло через клапан сжатия.

При движении по различным неровностям на скорости происходит накапливание возмущений в подвеске. Они передаются рулевым рычагам и те тоже приобретают определенную амплитуду колебаний. Если ее не погасить, что и делает демпфер, то через рулевой механизм вибрации пойдут на баранку.

Результат тюнинга косвенно отображается и на других характеристиках автомобиля:

  • улучшение курсовой устойчивости;
  • равномерный износ протектора покрышек;
  • повышается информативность управления машиной на трассе.

Преимущества:

  1. Позволяет прервать жесткую механическую связь между гидроусилителем рулевого управления и рулевым колесом. Снабжен резино-металлическим демпфером.
  2. Благодаря тому, что внутренняя обойма подшипника постоянно нагружена пружиной, обеспечивается гарантированное беззазорное соединение и, тем самым, устраняется вероятность возникновения стуков в самом подшипнике.
  3. В результате установки вала устраняются стуки в рулевом колесе, вызванные ответной реакцией со стороны дороги, а так же значительно улучшается информативность рулевого управления.

    Внимание!
    Данный вал длинее штатного на 38 мм. При установке, если вал не вместится на штатное место, потребуется снять карданный вал с автомобиля, разъединить шлицевую часть и тщательно очистить шлицы, особенно донную часть.

Правила установки

Установить демпфер для рулевой тяги УАЗ Патриот несложно, все действия можно выполнить самостоятельно.

Однако, чтобы при монтаже не возникало ошибок, учитывают следующие нюансы:

  1. Для установки устройства используют сайлентблоки. Зазор между механизмом и тягой руля сводят к минимуму. Только так достигается лучший эффект. Минимальное отклонение от нормы негативно отражается на эксплуатационных характеристиках автомобиля. При отсутствии уверенности в собственных силах стоит обратиться в автосервис.
  2. Для самостоятельного монтажа потребуется сварочный аппарат. Места крепления устройства сваривают, ведь производитель не предусмотрел посадочного места.
  3. Конструкция рулевого блока включает 2 тяги – нижнюю и верхнюю. Перед началом работы определяют место расположения демпфера. Оптимальной считают установку приспособления на нижнюю тягу. Однако все нагрузки будут распределяться на оборудование, которое со временем придется заменять. При монтаже на верхнюю тягу эффективность работы механизма снижается, однако он не будет повреждаться даже при перемещении по неровным дорогам.
  4. Можно использовать менее распространенный вариант установки – между рулевой колонкой и мостом. Выбор определяется стилем вождения и типом дорожного полотна, по которому будет двигаться машина.

Нюансы установки амортизационного устройства в рулевую систему УАЗов

Инженеры Ульяновского автозавода не предусмотрели креплений, обеспечивающих беспрепятственную установку узла для гашения колебаний. Так что водителю придется самостоятельно произвести ряд операций:

  • изготовить кронштейны;
  • нарезать в них резьбу;
  • приварить один из них к мосту, второй – к рессоре механизма управления;
  • при помощи болтов закрепить упругий механизм.

Поскольку в конструкции трапеции предусмотрены два рулевых рычага, то возникает спорный вопрос. Если устанавливать рулевой демпфер УАЗ на нижнюю тягу управления колесами, то обеспечивается максимальная эффективность его работы. Однако, смонтированное выше устройство лучше будет защищено от ударов.

Применяемость:

Вал рулевой колонки промежуточный с демпфером (в сборе) для УАЗ 3163 Патриот (Patriot) с 2006 года выпуска по 2016 год.

Пошаговая инструкция монтажа своими руками

При монтаже соблюдают последовательность действий. В противном случае прибор будет работать некорректно.

Установку осуществляют следующим образом:

  1. Подготавливают металлический уголок толщиной 5 мм. На поверхности просверливают отверстия для фиксации амортизатора, предварительно делая разметку.
  2. Приваривают заготовку к тяге. Перед этим определяют, не мешает ли конструкция движению руля.
  3. Примеряют демпфер к месту установки. Сваркой прогревают уголки, выгибая их в нужную сторону для достижения соосности.
  4. Монтируют устройство, закручивают крепежные гайки. Оси должны совпадать.

Если сварочного аппарата нет, для установки используют регулируемые хомуты, которые фиксируются на рулевой тяге. Затем к ним прикрепляют сам демпфер. После завершения работ проверяют правильность монтажа.

Разновидности устройств

На УАЗ Патриот может быть установлен рулевой демпфер двух видов:

  • телескопический;
  • роторный.

Будет идеальный контроль

Узел позволяет лучше контролировать авто

В телескопических демпферах поршень соединен со штоком и двигается вдоль горизонтальной оси рабочего цилиндра. Механизм гашения колебаний и ударов по рулевой колонке такой же, как и у амортизатора подвески, но имеет большую степень прочности. Применяется на внедорожниках, спортивных машинах, а также на автомобилях специального назначения.

Роторные демпферы вместо штока имеют в своей конструкции червячный механизм, который соединен с поршнем шаровым узлом. Устанавливаются на мотоциклах повышенной проходимости и спортивного класса.

Такое разграничение по месту установки объясняется тем, что роторные демпферы менее чувствительны к внешним ударам, особенно при падении. А вот телескопические гасители колебаний хуже переносят удары по корпусу из-за жесткой связки поршня и штока.

Демпферы с телескопической конструкцией выпускают под следующими марками:

  • HyperPro;
  • Matris;
  • Pro-comp;
  • Rancho;
  • Toby;
  • Tough-Dog.

Демпферы роторного типа:

  • Ohlins;
  • Scotts;
  • W.E.R.;
  • WSC.

Какому амортизационному механизму отдать предпочтение?

Отсутствие привязки в размерах сопрягаемых гибкой связью деталей, границы выбора практически неограниченны. Чтобы свести вероятность отказа агрегата в критических условиях к нулю, следует ориентироваться на мировых производителей (Rancho, Tough-Dog, HyperPro). Встречаются случаи, когда автолюбители устанавливали оригинальный компонент от внедорожников зарубежного производства.

Простые операции с основными сборочными единицами рулевой системы и поворотного кулака подарят владельцу новые ощущения и превратят преодоление сложного бездорожья в удовольствие.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий