Датчик детонации Лада Калина – неисправности, проверка, замена

Содержание

Датчик детонации автомобиля Лада Калина

ВАЗ 1117–2194 (Калина), оборудовался инжекторными моторами с электронными блоками управления. Сбалансированную работу двигателя настраивает система, принимающая импульсы с нескольких датчиков и контроллеров. При нарушениях в цепи, автомобиль теряет качество эксплуатационных характеристик, а на приборной панели загорается тревожный сигнал — Check Engine (проверьте двигатель). Владелец покорно оправляется в сервисную мастерскую на диагностику, где ему говорят: «На вашей Калине сбой датчика детонации». Далее расскажем, как самостоятельно проверить датчик и разберём инструкцию его замены.

Датчик детонации

Замена датчика детонации калина 16 клапанов

Датчик детонации лада калинаКак проверить датчик детонации на калине

Датчик служит для улавливания детонации и пропусков зажигания в двигателе. Конструктивно ДД схож с пьеза элементом, внутри датчика помещена обмотка. Когда в двигателе происходят детонации по датчику идет небольшая вибрация, что позволяет выработать небольшое количество напряжение и передать его на электронный блок управления. Когда ЭБУ получает сигналы с ДД, он понимает, что в двигателе происходят детонации и необходимо корректировать топливную смесь.

Признаки неисправности

Следует отметить, что судить по признакам о работе ДД не является точным методом, так как симптомы поломки схожие на выход из строя датчика способны проявлять и другие датчики. Точно сказать о выходе из строя датчика можно с помощью диагностики.

  • Звон пальцев при резком нажатии на педаль газа;
  • Большой расход топлива;
  • Пропуски воспламенения;

Датчик детонации автомобиля Лада Гранта 8 клапанов

Детонация оказывает негативное влияние на работу двигателя внутреннего сгорания. Явление характерно тем, что топливовоздушная смесь не сгорает, а взрывается в цилиндрах блока. Взрывные процессы сопровождаются металлическим звоном восьми клапанов. Возгорание топлива происходит раньше возникновения расчётного угла опережения зажигания.

лада гранта

Датчик детонации Лада Калина – неисправности, проверка, замена

Датчик служит для улавливания детонации и пропусков зажигания в двигателе. Конструктивно ДД схож с пьеза элементом, внутри датчика помещена обмотка. Когда в двигателе происходят детонации по датчику идет небольшая вибрация, что позволяет выработать небольшое количество напряжение и передать его на электронный блок управления. Когда ЭБУ получает сигналы с ДД, он понимает, что в двигателе происходят детонации и необходимо корректировать топливную смесь.

Признаки неисправности

Следует отметить, что судить по признакам о работе ДД не является точным методом, так как симптомы поломки схожие на выход из строя датчика способны проявлять и другие датчики. Точно сказать о выходе из строя датчика можно с помощью диагностики.

  • Звон пальцев при резком нажатии на педаль газа;
  • Большой расход топлива;
  • Пропуски воспламенения;

в нашей группе вконтакте

ДИАГНОСТИРУЙТЕ ВАШЕ АВТО САМИ!

Код Р0327 заносится, если существуют следующие условия:

обороты коленчатого вала двигателя больше 1300 об/мин;
температура охлаждающей жидкости выше 60°С;
амплитуда сигнала датчика детонации ниже порога.
При возникновении постоянной неисправности лампа "CHECK ENGINE" загорается через 2 драйв-цикла.

1. Проверяется существование условий для возникновения кода Р0327.

2. Проверяется исправность проводов 2 Б и 88 Г .

Датчик детонации низкий уровень сигнала калинаКАК ПРОВЕРЯТЬ:

1. Подключите кабель-адаптор к диагностическому разъёму. Запустите двигатель и прогрейте до температуры охлаждающей жидкости 60°С. Установите обороты коленчатого вала двигателя больше 1300 об/мин.

Код P0327 — непостоянный. Если в данный момент он неактивен и отсутствуют другие коды, проанализируйте условия возникновения кода. Необходимо проверить разъём датчика детонации на предмет попадания в него посторонних жидкостей (моторного масла), грязи и пыли. При сильном загрязнении прочистите бензином или любым растворителем, не разрушающим пластмассу и резиновые уплотнения. См. "Карты неисправностей" и карту "Проверка системы гашения детонации".

2. Выключите зажигание. Отсоедините колодки жгута от контроллера и датчика детонации. Проверьте мультиметром сопротивление проводов 2 Б и 88 Г.

Сопротивление проводов менее 1 Ом указывает на неисправность датчика или контроллера, или слабый контакт в их колодках.

При сопротивлении проводов более 1 Ом устраните обрыв.

После ремонта запустите двигатель, сбросьте коды и убедитесь в отсутствии сигнала лампы "CHECK ENGINE".

С мая 2013 года наш портал расширил тематические разделы форума по обмену опытом: добавлены подфорумы Американцы, Корейцы, Немцы, Французы, Японцы, в связи с увеличением автопарков наших посетителей.

Помимо изменения стиля, наш Чат, Почта, Развлекательные и фото/видео разделы, Литература стали встроенными и не трубеют отдельной регистрации. Кроме этого, есть и другие полезные и приятные новшевства с которыми Вы все можете ознакомиться при посещении портала.

С вопросами и предложениями можете обращаться к администрации в специальном разделе форума или через форму обратной связи.

Датчик детонации Лада Калина — это устройство, которое отвечает за обнаружение признаков детонации в двигателе автомобиля. Главным элементом изделия является пьеза элемент (пластина) реагирующая на вибрацию в ДВС.

Датчик детонации низкий уровень сигнала калина

В случае обнаружения детонационных признаков, датчиком считываются необходимые параметры и передаются в ЭБУ, после чего блок управления корректирует параметры зажигания для выравнивания работы мотора. ДД располагается на блоке двигателя и преобразует механические колебания в электрические импульсы. Наличие системы предотвращает излишние вибрационные процессы в двигателе, что в конечном итоге обеспечивает максимальную экономичность и раскрывает отличные динамические качества мотора.

В автомобилях Лада калина 1.6, 8 клапанов, датчик детонации располагается между вторым и третьим цилиндром.

Признаки неисправности и замена датчика детонации на ВАЗ 2114

Датчик детонации – важная деталь автомобиля. От его функциональности зависит нормальная работа двигателя авто. Поэтому при возникновении неисправностей владельцу нужно знать, где находится датчик детонации на ВАЗ 2114 и уметь диагностировать его. В данной статье рассказывается о местонахождении и назначении детали, представлены её основные неисправности и их признаки, а также способы диагностики.

Назначение

Датчик детонации — небольшое устройство, которое устанавливается на инжекторных двигателях. При неконтролируемом возгорании топливной смеси, вне зависимости от причины, прибор автоматически изменяет угол опережения зажигания топливной смеси.

Значение этого устройства для сохранности двигателя сложно переоценить. Даже если машина полностью настроена и ее основные детали изготовлены без брака, то от заправки некачественным топливом никто не застрахован.

Заправка

В результате использования некачественного топлива рабочие части поршневой группы могут выйти из строя при пробеге автомобиля менее 10 000 км. Это устройство позволяет защитить ДВС от пагубного воздействий взрывного возгорания бензина.

Проявление детонации

Симптомы детонации проявляется в следующем:

  • резкий скачок вверх температуры охлаждающей жидкости;
  • падение мощности двигателя;
  • дробный металлический звон;
  • резкий рост расхода топлива.

В карбюраторных машинах детонацию устраняют поворотом вокруг своей оси трамблёра (механического распределителя зажигания). В автомобилях ВАЗ-2190 негативные процессы убираются электронным блоком управления (ЭБУ). Датчик детонации Лада Гранта 8 клапанов является информативным звеном в системе автоматического регулирования зажигания.

Контроллер ВАЗ-2190 8 клапанов:

Контроллер ВАЗ-2190 8 клапанов

Как устроен датчик и для чего необходим

Работа механизма основана на принципе пьезоэлемента. Это значит, что если в цилиндре двигателя произойдет вибрация различного характера, с помощью электронных импульсов будет передан сигнал ЭБУ. В свою очередь конечный элемент в этой цепочке внесет изменения в работу угла зажигания.

Такой алгоритм действий позволяет обезопасить узлы и детали от механических повреждений. На «четырнадцатой» в большинстве случаев встречаются широкополосные механизмы, но нередко производитель устанавливал и резонансный тип устройства чаще всего на самых первых экземплярах ВАЗ-2114
Ваз 2115 датчик детонации признаки неисправности

Принципиальное отличие устройства резонансного типа заключается в том, что оно способно улавливать только шум детонационной частоты.

Широкополосный механизм выигрывает у своего аналога тем, что обладает более широким спектром возможностей. Такой датчик способен улавливать шумы различных частот, что, несомненно, придает системе автомобиля дополнительной устойчивости.

Устройства работают по различным принципам, поэтому, в случае поломки резонансного датчика его невозможно заменить широкополосным. Аналогичная ситуация и в обратном случае. Если возникла острая необходимость в замене и изменении принципа работы механизма, то придется приобретать новый блок управления.

Признаки

Датчик может работать неисправно по нескольким причинам:

  • Устройство может быть повреждено по мере старения автомобиля.
  • С течением времени датчик может изнашиваться.
  • Он также подвержен коррозии.
  • В других случаях он может выйти из строя в результате физического повреждения или попадания в прямой контакт с водой.
  • Иногда причиной проблемы являются только электрические провода, которые могут быть повреждены или оборваны.

Местоположение

Поэтому желательно знать общие признаки неисправности датчика детонации ВАЗ 2114.

Датчик — чувствительная деталь оборудования, которая отводит много тепла от двигателя. Датчики обычно устанавливаются вдали от экстремальных температур, но этот тип устройства нельзя разместить в другом месте. Таким образом, со временем этот механизм может изнашиваться из-за постоянного использования.

Ключом на 13 откручиваем датчикСнимаем штекер датчика детонации Ваз 2114

Принцип работы

Датчик состоит из пьезокерамического чувствительного элемента и грузика. Устанавливается изделие этого типа на блок цилиндров, поэтому при появлении колебаний определенной частоты выходное напряжение повышается. Электрический импульс направляется на главное управляющее устройство, которое и корректирует угол опережения зажигания автомобиля.

Основные признаки неисправности

Ваз 2115 датчик детонации признаки неисправности

Если датчик детонации ВАЗ-2114 стал неправильно функционировать, то в большинстве случаев на приборной панели водитель сможет заметить мигающий индикатор Check Engine. При этом заметить неисправность легко и по самому поведению автомобиля. Машина плохо разгоняется, не идёт на обгон, «задыхается» при подъёме в гору. Двигатель нестабильно работает и проявляются явные признаки поломки. К прочим симптомам стоит отнести:

  • частое перегревание мотора;
  • при резком нажатии на педаль газа отчетливо слышен детонационный стук;
  • бортовой компьютер выдает ошибку, расшифровка которой говорит о неисправности датчика.

Детонационные стуки зачастую возникают из-за некачественного бензина. При наличии всех вышеперечисленных симптомов лучше всего провести полную компьютерную диагностику автомобиля. Мониторинг позволит определить, на каких этапах работы мотора наблюдаются наихудшие характеристики, а также компьютерная диагностика позволит узнать код ошибки датчика детонации.

Диагностика способна выявиться такие неисправности, как обрыв в цепи, превышение уровня сигнала или его слишком низкое значение.

Если диагностика определила неисправность датчика детонации, необходимо собственноручно все же убедиться в том, что устройство некорректно функционирует.

Смотрите также

Причины детонации и меры по ее недопущению

Само собой, решающее значение имеет качество и тип бензина, который используется в автомобиле. Например, чем ниже октановое число топлива, тем меньше устойчивость к детонации. Качество топлива также играет не последнюю роль в процессе стабильной работы мотора. Потому всегда уделяйте внимание выбору АЗС, не заливайте низко октановый бензин.
Причины проблем могут крыться и в неисправных свечах зажигания, в результате чего топливо в цилиндрах не воспламеняется должным образом, потому и появляются признаки детонации.

Что будет если вовремя не устранить причины детонации

При игнорировании проблем связанных с двигателем, по мере течения времени небольшие вибрации обязательно перерастут в более сильные. В результате чего появятся серьезные поломки в виде разрушения поршневой группы. Кроме того, ДВС будет постоянно греться, и если при этой ситуации не предпринимать активных действий, капитальный ремонт двигателя не заставит себя долго ждать.

Симптомы, свидетельствующие о проблемах с датчиком детонации (ДД)

1. Стук при работающем ДВС;
2. Ухудшение разгона (пропадание тяги);
3. Существенное увеличение расхода топлива (которое не зависит от времени года);
4. Троение двигателя;
5. Нарушенный выхлоп (увеличение количества выхлопных газов, появление нагара, стойкий запах бензина).
6. Появление ошибок: 0325 — 0328 включительно.

Распространенные неисправности датчика детонации калина
Поломки устройства могут быть вызваны различными причинами, среди которых:
— замыкание в сети;
— механическая поломка самого устройства;
— обрыв проводов или оплетки;
— окисление в месте соединения контактной колодки с датчиком;
— неисправность блока управления двигателем.

Проверка

Проверку датчика можно осуществить с помощью диагностики на станции технического обслуживания и с помощью мультиметра. Мы подробно рассмотрим второй вариант из-за его дешевизны и самостоятельности.


Прибор для проверки датчика

Для проверки датчик необходимо демонтировать.

  1. Берем обычный мультиметр и переводим его переключатель на измерение постоянного напряжения величиной в 200мВ.
  2. Подключаем щупы прибора к датчику и ударяем металлическим предметом по металлической части датчика. Показания на приборе должны меняться, если этого не происходит можно сделать вывод, что деталь неисправна.


Проверка ДД

Наиболее распространенные неисправности

На самом деле, случаи выхода из строя самого устройства, улавливающего детонацию, не столь распространены. В большинстве случаев причинами некорректной работы являются вспомогательные факторы, такие как:

  1. повреждения проводов соединяющих блок управления с датчиком. В результате чего, блок не считывает сигналы с устройства; загрязнение металлической части детали;
  2. коррозия (в результате действия окружающей среды);
  3. перетирание обрыв и проводов;
  4. окисление одного или обоих контактов.

Реже, наблюдается полный отказ внутреннего пьеза элемента (пластины) устройства. В большинстве случаев датчик не поддается ремонту, да и сама починка получается не совсем рациональной с точки зрения затраты сил, времени и денег. Самый верный способ – купить новое изделие, благо, стоит оно не дорого.

Проверка работоспособности

Для того чтобы развеять все сомнения относительно исправности изделия, необходимо его демонтировать. Проверку проводят с использованием мультиметра, подключая его к выводам датчика. Рабочие, измерительные параметры прибора выставляют в пределах до 200 мВ. После чего рабочей стороной датчика стучат по металлической поверхности и одновременно наблюдают за показаниями мультиметра. Если показания при постукивании не изменяются, со 100 процентной вероятностью можно утверждать о неисправности ДД.

Существует и иной довольно полезный метод диагностики. Заключается он в том, чтобы проверить исправность подачи необходимого напряжения к контактной колодке, которая подключена к ДД. Для проверки колодку нужно отключить от датчика и произвести замеры ее контактной группы измерительным прибором (при проверке двигатель должен быть запущен). Предварительно вольтметр необходимо переключит в режим измерения переменного тока. В случае если напряжение на фишку не поступает, то причина ошибки датчика детонации калины может быть связана обрывом электропроводки или окислением.

Третий способ – это замена «подозреваемого» на новое, заведомо исправное устройство.
Кроме того, необходимо понимать, что в некоторых случаях работе системы фиксирующей детонационные процессы может препятствовать:
— обрыв электропроводки либо окислившиеся контакты в местах соединений элементов, как результат — низкий уровень сигнала датчика детонации калина;
— плохая затяжка крепежной гайки.

Устройство

Контроллер представляет собой кольцевидный корпус с боковым 3-х контактным разъёмом. Внутреннее кольцо сделано из сплава цветных металлов. Сквозь него продевают болт, который вкручивают в резьбовое отверстие блока двигателя. Прибор находится в передней части блока цилиндров.

Место установки контроллера:

Место установки контроллера

Следует заметить, что датчики Лада Гранта 8 и 16 клапанов ничем не отличаются друг от друга и вполне взаимозаменяемы.

Советы по выбору

В каталоге сборочных единиц, который составлен АвтоВАЗом, датчик детонации обозначен так: 21120-3855020-01 или 02. Оба варианта подходят для всех двигателей, штатно устанавливаемых на «Калину-2». Понятно, что деталь с обозначением «01» выпускает ОАО «АвтоВАЗ». Для продукции других заводов характерны альтернативные обозначения: «02», а также «03».

Проверить работоспособность датчиков, основанных на принципе пьезоэффекта, можно так:

  1. К выводам датчика подключают вольтметр;
  2. Устанавливают минимальный предел значений;
  3. Постукивая отвёрткой по корпусу, контролируют напряжение.

Блок ЭБУ может запоминать ошибки двух видов: 0327, 0328. О низкой амплитуде на контактах говорит появление первой из них (0327). Вторая – это обратный эффект, когда амплитуда на клеммах датчика превышает пределы.

Проверка датчика детонации

Как проверить датчик детонации

Заметим, что наличие сведений об ошибке «0327», которые хранит память ЭБУ, ещё не означает то, что датчик неисправен. Ошибка может появиться после спуска с горы, если передача МКП не была выключена. Данный эффект характерен для любых авто, а не только для продукции ВАЗ.

Когда именно датчик требуется менять, скажет только опытный автомеханик. Прирост мощности, улучшение динамики – вот результат такой замены. Но не нужно пытаться заменить исправную деталь. Результат в таких случаях разочаровывает.

Проверяем ДД в домашних условиях

Ваз 2115 датчик детонации признаки неисправности

Как проверить датчик детонации ВАЗ 2114 в домашних условиях? Определить работоспособность механизма возможно с помощью омметра или цифрового вольтметра. Первый позволяет определить сопротивление, а второй – напряжение между контактами. Правильно работающий датчик детонации ВАЗ 2114 имеет практически бесконечное сопротивление. Если этот показатель вовсе отсутствует, то механизм необходимо заменить.

Порядок действий во время измерения напряжения вольтметром следующий:

  1. Выставить предел на приборе в 200 милливольт.
  2. К контакту ДД подсоединить щупы вольтметра.
  3. По корпусу датчика необходимо постучать без приложения усилий, например, отверткой.
  4. Зафиксировать показание цифрового вольтметра.

Возможны различные показатели, так как цифра в большинстве случаев зависит от силы удара по корпусу. Далее сопоставив полученные показатели можно приступать к замене ДД. Если цифровой вольтметр вовсе не отобразил никаких цифр, это свидетельствует о том, что ДД полностью вышел из строя и нуждается в срочной замене.

Проблемы

Именно датчик детонации Лада Калина может стать причиной поломок. К примеру, мотор теряет мощность и т. д. Если причина в указанном датчике, на приборной панели авто загорится индикатор «Check Engine». Кроме того, диагностика машины выявит один из кодов ошибки:

  1. P0325 – означает обрыв цепи датчика детонации Лада Калина;
  2. P0327 – Низкий уровень сигнала;
  3. P0328 – Высокий уровень сигнала.

Что касается расположения, то датчик детонации Лада Калина отмечен на фото цифрой 16.

Как заменить датчик

Ваз 2115 датчик детонации признаки неисправности

Произвести замену механизма самостоятельно не составляет большого труда. Располагается он между вторым и третьим цилиндром, необходимо открыть капот и обеспечить себе беспрепятственный доступ. Важно, чтобы двигатель в это время был заглушен. Как только ДД обнаружен, необходимо разъединить штекер, идущий к проводам датчика.

Если механизм широкополосный, то для выполнения всей работы понадобиться ключ на «13». В случае с резонансным устройством следует вооружиться ключом на «22». Необходимо всего лишь открутить гайки со шпильки ключом на «13» или сам пьезодатчик ключом на «22». Необходимо также очистить контакты наждачной бумагой, удалить все загрязнения и окисления. Не стоит пренебрегать этой процедурой, ведь от состояния контактов зависит качество передаваемого сигнала.
Ваз 2115 датчик детонации признаки неисправности

Окисления и различного рода налет препятствует передаче качественного сигнала. В последствие это приводит к снижению уровня и точности импульса, что наложит свой отпечаток на работе автомобиля. После чего необходимо установить новый механизм и произвести сборку в обратной последовательности.

Что это такое? Виды, принцип работы

Прежде, чем перейти к разбору самого устройства, стоит разобрать процесс, который он контролирует. Детонация, выражающаяся в самовозгорании воздушно-топливной смеси раньше положенного времени, создает ходу поршня сильное сопротивление. Из-за этого силовой агрегат теряет в мощности, а расход топлива заметно увеличивается.
Если подобная ситуация возникает на малолитражном моторе с достаточным количеством лошадиных сил и с высоким крутящим моментом, то проявляется, как правило, на низких оборотах, и бесследно пропадает. Форсированные двигатели внутреннего сгорания могут серьезно пострадать от возникшей на повышенных оборотах детонации.

Происходит подобное явление по нескольким причинам:

  • использование топлива с большим числом октанов, чем рекомендовано;
  • специфика конструкции силового агрегата (сила сжатия, расположение свеч зажигания, линии камеры сгорания, оснащенность поддувом и т.д.);
  • условия эксплуатации двигателя (его рабочее состояние, значение выставленного угла опережения, уровень нагрузки и т.д.).

Датчик детонации (ДД) – специальное устройство контроля, которое осуществляет свои функции в соответствии с пьезэффектом. Устанавливается на современных бензиновых моторах между 2-м и 3-м цилиндром, чуть ниже впускного коллектора и реагирует на шумы диапазона 25-75 Гц. Это позволяет ему производить качественную регулировку функционирования ГБЦ.

Такое расположение позволяет быть на оптимальном расстоянии от обоих цилиндров, что обеспечит фиксацию наиболее нагретой камеры сгорания. Именно она будет местом детонации. Само место установки ДД должно быть с плоской поверхностью во избежание звуковых искажения или сопротивления. Надежная фиксация достигается путем применения шпильки с резьбой.

Работает по следующему принципу:

  • созданное механическими импульсами на пьезоэлектрической детали напряжение растет по мере увеличения колебаний;
  • в момент превышения безопасного порога напряжением, ДД направляет сигнал для изменения значения угла опережения;
  • устройство на постоянной основе приводит механическое давление в электрический импульс, который посылается в блок управления (это позволяет системе своевременно оптимизировать впрыск и обеспечить необходимый момент зажигания);
  • это делает работу двигателя более эффективной и экономичной.

По своему виду ДД разделяются на:

  • Наиболее распространенные широкополосные;
  • Резонансные.

Резонансные реагируют на изменение в камере сгорания частоты микровзрывов. Внешне они напоминают датчик масляного давления с крепежом формата резьбового штуцера. При значительном изменении частоты микровзрывов посылается сигнал контролеру.

Замена

На 8-клапанной и 16-клапанной Калине датчик детонации крепится в одном и том же месте — на внешней стороне блока цилиндров. Его легко найти под 2 и 3 свечами зажигания. Для демонтажа и монтажа вам потребуются накидные или рожковые ключи: 10 мм и 13 мм. Последовательность действий такая:

  • Скидываем минусовую клемму на аккумуляторе (ключ 10 мм).
  • Отсоединяем колодку питания от датчика.
  • Откручиваем болт крепления ДД (накидной ключ 13 мм).
  • Очищаем привалочную поверхность на блоке, при необходимости шкурим мелкой наждачкой и обезжириваем бензином.
  • Вкручиваем новый ДД и затягиваем крепёж моментом (20 Н×м).
  • Подсоединяем колодку питания.
  • Накидываем минусовую клемму на АКБ.

Теперь включаем зажигание. Подключаем диагностический сканер и стираем ошибку из памяти ЭБУ. На все операции, в общем, понадобится 10–15 мин.

замена датчика

Диагностика

При первых симптомах проявления детонации, в первую очередь нужно обратить внимание на качество бензина. Залить в бак контрафактную продукцию на брендовых АЗС практически невозможно. В противном случае придётся слить весь бензин. Если это не поможет, то налицо признаки неисправности контроллера. Диагностировать устройство можно следующим образом:

  • поворотом рычага мультиметра в режим вольтметра, устанавливают зону измерения в пределах 200 мВ;
  • зажимы прибора устанавливают на контактах «А» и «С» контроллера (смотри верхнюю схему);
  • постукивая металлическим предметом (отвёрткой или пассатижами) по корпусу датчика, фиксируют показания вольтметра;
  • если напряжение будет увеличиваться, то прибор исправен и причину взрывных процессов нужно искать в другом;
  • отсутствие изменений показаний мультиметра будет означать, что измеритель пришёл в негодное состояние и требуется его замена.

Что будет если не менять ДД?

Если пренебрегать заменой датчика, то детонации в двигателе начнут прогрессировать и способы вызвать необратимый вред двигателю и приблизить капитальный ремонт раньше срока. Так же работа датчика напрямую влияет на мощность двигателя и его расход, стоимость датчика не сравнима с расходами на последующий ремонт или затратами на увеличенный расход топлива.

Где находится

Чтобы произвести необходимые диагностические или ремонтные работы, необходимо знать, где находится измеритель детонации.

Лада Приора 16 клапанов. Найти это устройство не составит большого труда. Для корректной работы прибор диагностики колебаний располагается на блоке, в непосредственной близости от 1 цилиндра.

Местоположение ДД

В этом месте наиболее отчетливо ощущается вибрация при наличии детонации, что позволяет вовремя регистрировать отклонения в работе двигателя.

Замена контроллера

Если в процессе диагностики выяснилась поломка устройства, то устанавливают новый прибор.

Инструкция по замене датчика детонации:

  1. Поднимают капот, после нажатия на рычаг под торпедой в салоне.
  2. Снимают минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Грани болта протирают ветошью.
  4. Снимают фишку кабеля с контактного разъёма контроллера.
  5. Рожковым ключом на 13 отворачивают болт крепления и снимают устройство.
  6. Выполняя действия в обратном порядке, устанавливают новый измеритель.

Датчик довольно сложное устройство и изготавливается на высокотехнологичном оборудовании. Приобретать новые контроллеры нужно только от брендовых производителей.

Неисправности и их устранение

Как любая электронная система, датчик детонации тоже подвержен неисправностям, о чем сообщает индикатор CheckEngine. Чаще всего детонационный датчик выходит из строя в случае обрыва сигнального провода, замыкания, повреждения самого датчика или изоляции проводов. Если оборвался сигнальный провод, необходимо проверить соединение жгута проводов и вилки датчика детонации. Если оно не повреждено, значит имеет место нарушение целостности контактов розетки или проводов.

В случае замыкания на массу надо отсоединить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) от жгута проводов и проверить состояние цепи при выключенном зажигании, используя омметр. Если замыкание случилось в бортовой сети, отсоединяем чехол розетки датчика и проверяем напряжение между розеткой и массой, включив зажигание. Если показания вольтметра не превышают 12 В, нужно проверить, не было ли замыкания в цепи жгута.

Далее, вольтметром проверяется наличие сигнала, зажигание при этом должно быть выключено. В случае отсутствия сигнала ДД должен быть заменен. На Калине детонационный датчик находится чуть выше, чем щуп проверки уровня масла. Он закреплен на резьбе, и чтобы его открутить, нужен ключ на 13. Как только ДД будет выкручен, от него аккуратно отсоединяется штекер с проводами нажатием на защелку-фиксатор. Новый датчик просто вставляется на штатное место и закручивается.

Распространенной проблемой является ошибка 0326, означающая, что амплитуда сигнала датчика отклонилась от порогового значения. Обычно это происходит при повреждении проводов на пути от датчика к контроллеру двигателя. В этой ситуации надо проверить состояние цепи и в случае необходимости устранить обрыв.

Датчик детонации — деталь недорогая, стоит около 280 рублей, и легко заменяется. Существуют и другие электронные системы Лады Калина, также требующие рассмотрения.

Как проверить

Проверить датчик Лада Приора 16 клапанов можно мультиметром. Для проверки чувствительного элемента необходимо перевести тестер в режим измерения электрического сопротивления 20 МОм. Затем следует подсоединить проверочный прибор к контактам датчика. Небольшим металлическим предметом необходимо слегка постучать по корпусу изделия. При неисправном приборе показатели показания не изменятся. Если детонационное устройство в полном порядке, то подобные действия обязательно приведут к увеличению выходного сопротивления прибора, которое и будет зафиксировано с помощью измерительного прибора.

УСТРОЙСТВО И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Основой датчика детонации (ДД) является пьезоэлемент, При механическом воздействии на нем вырабатывается электрический импульс, этот импульс поступает на блок управления двигателем. Электроника фиксирует возникновение детонации, и на основании полученных данных корректирует угол зажигания, тем самым защищая двигатель внутреннего сгорания (ДВС) от механических повреждений.

Чтобы узнать, где находится датчик детонации на ВАЗ 2114, нужно открыть капот и заглянуть под головку блока между вторым и третьим цилиндром, он устанавливается на блоке ДВС (это видно на исунке сверху). На 16-клапанном моторе его увидеть сразу будет сложнее, головка блока более массивная и закрывает обзор.

Всего существуют два вида ДД:

  • Резонансные (одноконтактные),
  • Широкополосные (двухконтактные) датчики.

Ваз 2115 датчик детонации признаки неисправностиКакие бывают ДД

Резонансный датчик детонации устанавливался на ранних выпусках автомобилей ВАЗ 2113, ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 (у них полная взаимозаменяемость). В продаже он последнее время встречается редко, и цена детали довольно высокая. Одноконтактный датчик детонации работает по принципу улавливания детонационной частоты, широкополосный же (двухконтактный) принимает всю шумовую полосу, а затем в ней определяет детонационный шум. Эти устройства не взаимозаменяемы, так как работают по разному принципу. Замена проводки не решает проблему, поэтому при переделывании системы приходится менять и электронный блок управления (ЭБУ).

Но замена ЭБУ в конечном итоге оправдана, учитывая разницу в цене деталей. Резонансный ДД фирмы GM стоит приблизительно 2600 рублей. В то же время цена широкополосного ДД компании «Автоприбор» находится в пределах 230-320 рублей. При желании запасную часть можно найти еще дешевле, например, двухконтактный ДД производства СтартВольт продается по цене 170-210 рублей. Есть смысл один раз переделать всю систему, чем потом постоянно мучиться с поиском и заменой одноконтактного датчика детонации.

Как работает датчик детонации?

датчик детонации ваз признаки неисправности

На современных автомобилях используются конструкции широкополосного и резонансного типа. Они имеют либо один, либо два вывода для подключения к электронному блоку управления. В основе лежит пьезоэлемент – небольшая пластина, которая вырабатывает электричество под действием ударов и вибрации. Причем имеется одна закономерность: чем сильнее удар, тем большее количество энергии будет сгенерировано пластиной. Аналогично и с вибрацией: чем выше ее частота, тем напряжение на выходе пьезоэлемента больше.

Вот такие параметры может отслеживать датчик детонации. Признаки неисправности («Газель» в этом плане не отличается от остальных автомобилей) аналогичны. Все данные о значении напряжения на пластине подаются к электронному блоку управления, построенному на основе микроконтроллера. Он позволяет провести корректировку угла опережения зажигания, а также изменяет реакцию воспламенения топливовоздушной смеси в камере сгорания.

Заключение

Для тех водителей, кто самостоятельно менял миниатюрные устройства на автомобиле, поменять датчик детонации не составит большого труда. При правильно выполненной работе новый датчик будет отлично справляться с корректировкой угла опережения зажигания.

НЕИСПРАВНОСТИ

Есть определенные признаки неисправности датчика детонации на ВАЗ 2114, по которым можно судить о выходе детали из строя:

  • Загорается контрольная лампа Check Engine в салоне автомашины;
  • Автомобиль плохо разгоняется, чувствуется недостаток мощности;
  • При резком нажатии на педаль акселератора (газа) возникает детонационный стук («стучат пальцы»);
  • Двигатель перегревается, так как из-за неправильного показания пьезодатчика ЭБУ выставляет некорректный угол опережения зажигания.

Чаще всего причиной возникновения детонационных стуков является некачественный бензин.Возникает детонация также при перегреве двигателя, и при неисправном ДД она хорошо слышна.

Если признаки неисправности датчика детонации присутствуют, и при этом загорается лампа контроля двигателя на панели приборов, следует провести компьютерную диагностику. Для этой цели лучшим вариантом будет воспользоваться диагностическим тестером «Аскан». На сканере можно наблюдать все характеристики двигателя во время его работы на всех режимах, просматривать, какая присутствует ошибка датчика детонации.

Неисправности датчика детонации также определяются на сканере «Аскан», существуют коды ошибок:

  • Ошибка 0326 – превышение допустимого уровня сигнала ДД.
  • Ошибка 0327 – уровень сигнала слишком низкий;
  • Ошибка 0325 – обрыв в цепи ДД.

Низкий уровень сигнала датчика детонации бывает не только из-за неисправного пьезодатчика, может быть плохой контакт в соединительном штекере или плохо прикручен сам датчик к блоку цилиндров. Возможно, на ДД окислились контакты, их можно попробовать зачистить наждачной бумагой.

Обрыв цепи датчика детонации на ВАЗ 2114 – три основные причины:

  • Неисправна сама деталь;
  • Не приходит питание или не поддается управляющий сигнал на контакты ДД;
  • Заржавел корпус ДД в месте крепления в блоку цилиндров.

Если на корпусе ДД ржавчина, поверхность также зачищают «наждачкой», а при сильном окислении широкополосный датчик легче заменить – стоит он дешево.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий