Болид «Формулы-1»: сколько стоит, скорость и технические характеристики

Болид «Формулы-1»: сколько стоит, скорость и технические характеристики

Болид Формулы 1

Болид «Формулы-1»: сколько стоит, скорость и технические характеристики

Болиды Формулы-1 меняются с каждым сезоном. Их улучшают, чтобы они развивали большую скорость, быстрее проходили повороты и так далее. Всё это требует финансовых затрат, которые отнюдь не маленькие. Давайте разберемся, на что тратятся средства, сколько стоит болид Формулы-1 и какие его основные характеристики.

Десять легендарных болидов Формулы-1

Десять легендарных болидов Формулы-1

В мире Формулы-1 технические инновации и гении инженерной мысли стали частью богатой истории этого вида спорта, как и гонщики и их навыки. Вот список самых знаковых болидов Формулы-1.

Williams FW14B (1992)

Williams FW14B (1992)

Williams FW14B – один из самых инновационных болидов Формулы-1, которые когда-либо производились командой из ангийской деревни Гров в графстве Оксфордшир. Он был разработан Эдрианом Ньюи под техническим руководством Патрика Хеда и управлялся Найджелом Мэнселлом и его товарищем по команде Риккардо Патрезе.

FW14B стал результатом творчества, технического гения и абсолютной точности. Оснащенный двигателем Renault V10 в сочетании с полуавтоматической коробкой передач, автомобиль отличался последними технологическими инновациями, такими как антипробуксовочная система, антиблокировочная система тормозов и выдувным диффузором.

Он также отличался уникальной системой активной подвески, запрещенной в Формуле 1 до сезона 1994 года, разработанной командой под руководством Пэдди Лоу.

FW14B был одним из самых технологичных и эстетичных машин и изменил историю спорта своими инновациями. Считается, что Себастьян Феттель купил один из шести существующих FW14B.

Основные узлы силовой установки

Силовая установка — этот узел болида, который при проезде авто по прямой старт-финиш оглушает болельщиков. Так вот, даже такой мощный силовой агрегат состоит из более мелких деталей, точнее — элементов:

  • Двигатель внутреннего сгорания, объёмом 1.6 литров;
  • Мотор-генератор, который накапливает кинетическую энергию;
  • Мотор-генератор тепловой энергии;
  • Аккумулятор, который питает электрические узлы;
  • Турбогенератор;
  • Блок управления двигателем.

История побед в гонках Формула-1

AMG F1 EQ Power+

Экскурс в историю

Когда Формула 1 только начинала делать свои первые шаги, мало кто обращал внимание на вес болида. В ту пору гоночные автомобили могли иметь вес около 650–700 кг, и никто не придавал никакого значения точным цифрам. Однако в тот момент, когда на старт Гран-при начали выходить легкие заднемоторные болиды, стало понятно, что ради обеспечения безопасности гонщика жизненно необходимо ввести ограничение на минимальный вес автомобиля. И в 1961 году в Формуле 1 впервые появилось такое ограничение: минимальный вес болида с маслом и водой, но без топлива и пилота составлял 450 кг.

Начиная с 1995 года, болид стали взвешивать вместе с пилотом. На тот момент этот лимит составлял 595 кг. Год за годом, в процессе смены технического регламента, менялась и эта цифра. Но наибольшие изменения произошли в 2014 году, когда в Формулу 1 пришли турбированные двигатели. Тогда минимальный вес болида, включающий и вес гонщика, был увеличен на 49 кг по сравнению с предыдущим сезоном — до 691 кг. Через год минимальный вес увеличился ещё на 10 кг. А в сезоне-2018 минимальный вес болида вместе с пилотом должен быть равен 733 кг.

Скорость

А теперь давайте поговорим немного о скорости болидов Формулы-1. Да, мы часто видим, как гоночные автомобили этой серии преодолевает рубеж в 300 км/час. Но это не делает болиды Формулы-1 самыми быстрыми по скорости на отдельном участке. А вот в среднем на круге, тут уже болиду королевских гонок равных нет. Удивительно, но достигается такое превосходство не столь двигателем, который имеет ряд ограничений, а эффективной тормозной системой и настраиваемой аэродинамикой. Кстати, антиблокировочная тормозная система и тормозные усилители запрещены. Что касается двигателя, то он имеет мощность 750-770 л.с. Система предварительного охлаждения, запрещена, а в мотор нельзя подавать другие компоненты, кроме воздуха и топлива.

Болид Формулы 1

Двигатель

Финансовый мировой кризис 2008 года не мог не сказаться и на спорте, в частности, Формуле-1. В виду ухудшения финансовой составляющей команд, было принято решение добавить особую систему, увеличивающую мощность болида в некоторых случаях. Система рекуперации кинетической энергии или сокращённо KERS, позволяет накапливать кинетическую энергию в местах торможения болида и передавать её двигателю при разгоне. Более того, для увеличения скорости автомобиля на прямых, была реализована система антикрыла. Снизив сопротивление воздуху, можно добавить скорости, что приведёт к возможности обгона впереди идущего автомобиля.

Ferrari 156 (1961-1964)

Ferrari 156 (1961-1964)

Ferrari F156, популярный благодаря свому “акульей носу”, трубчатой ​​форме и аэродинамической задней части, был разработан Карло Кити. Оснащенный 1,5-литровым двигателем V6 Dino, который создали Витторио Яно и Альфредо “Дино” Феррари, болид доминировал в чемпионате Формулы-1 1961 года.

В свой первый сезон он выиграл пять гонок, в том числе 1-2-3-4 в Гран-при Бельгии и титул чемпиона мира для Фила Хилла. Джон Сёртис и Лоренцо Бандини также ездили на Ferrari 156 в последующие годы.

Двигатель внутреннего сгорания

С двигателем внутреннего сгорания у читателей вопросов возникнуть не должно. Но все равно, вспомним, что в двигатель подаётся топливо, где в рабочей камере оно сгорает. Сгоревшее топливо, а точнее его газы, под высоким давлением взаимодействует с поршнями, которые таким образом приводятся во вращение. Они в свою очередь приводят в движение коленчатый вал, а тот через коробку передач приводит в движение колеса.

Формула 1, сезон 2021: Предстоящие события

Победители этапов Формула-1 2021:

1. Формула 1 2021 Гран При Бахрейна

2. Формула 1 2021 Гран При Эмилии-Романьи

3. Формула 1 2021 Гран При Португалии

4. Формула 1 2021 Гран При Испании

5. Формула 1 2021 Гран При Монако

6. Формула 1 2021 Гран При Азербайджана

7. Формула 1 2021 Гран При Франции

8. Формула 1 2021 Гран При Штирии

9. Формула 1 2021 Гран При Австрии

10. Формула 1 2021 Гран При Великобритании

11. Формула 1 2021 Гран При Венгрии

12. Формула 1 2021 Гран При Бельгии

13. Формула 1 2021 Гран При Нидерландов

14. Формула 1 2021 Гран При Италии

15. Формула 1 2021 Гран При России

16. Формула 1 2021 Гран При Турции

17. Формула 1 2021 Гран При США

Чемпионы Формулы-1

Современные реалии

«Какое отношение к этой исторической весовой справке имеет рост пилота?» — спросите вы? Все очень просто: конструкторам все сложнее облегчить свой автомобиль, а каждые 10 кг веса – это потеря 0,3 секунды на каждом круге. Соответственно, жертвовать килограммами приходится гонщикам. И чем ниже пилот, тем комфортнее ему в своем весе. Хотя и здесь все не так просто: к невысоким гонщикам руководители команд предъявляют все те же претензии, ведь недостающий вес автомобиля они запросто могут ликвидировать балластом, грамотно расположенном в той или иной части болида.

К слову, несмотря на все эти тонкости, сезон-2018 будет довольно «рослым». В обновленном пелотоне рост семи пилотов выше 180 см, а это довольно уникальное явление для современной Королевы автоспорта:

Прижимная сила

А сейчас поговорим о таком важном компоненте, как прижимная сила. Её можно настраивать в зависимости от трассы, на которой проходят гонки. Если нужна высокая скорость на прямых — прижимную силу уменьшают. А для городских трасс, например в Монако, где не важна скорость, её уменьшают, делая автомобиль более поворотливым и податливым в управлении.

А теперь небольшой вопрос: скажите, на какой скорости болиды Формулы-1 должны проходить повороты, на высокой или низкой? Правильный ответ на высокой. И здесь особая роль отведена той же прижимной силе. Ведь если снизить скорость ниже допустимой, то прижимная сила снизится и болид унесёт с трассы. Но и переусердствовать нельзя, так как на высокой скорости можно не вписаться в поворот. Здесь уже нужно выработать свою стратегию и именно для этого перед каждой гонкой проводятся тестовые заезды, чтобы пилоты смогли «прикатать» свой автомобиль.

Технические характеристики в цифрах:

  • Разгон с 0 до 100 км/ч — 1.7 секунд;
  • Разгон с 0 до 200 км/ч — 3.8 секунд;
  • Разгон с 0 до 300 км/ч — 8.6 секунд;
  • Максимальная скорость болида — 340 км/ч;
  • Торможение со 100 км/ч до 0 — 1.4 сек. 17 метров;
  • Торможение с 200 км/ч до 0 — 2.9 сек. 55 метров;
  • Торможение с 300 км/ч до 0 — 4 сек.;
  • Перегрузка пилота при торможении — 5 G;
  • Расход топлива в режиме гонки — 75 л/100 км;
  • Стоимость 1 км, пройденного болидом — 500 долларов.

Jordan 191 (1991)

Jordan 191 (1991)

Jordan 191 был автомобилем Михаэля Шумахера во время его дебюта в Формуле-1. Разработанный Гэри Андерсоном и оснащенный двигателем Ford-Cosworth, он имел уникальную особенность – переднее крыло выступало из носа. Ярко-зеленый Jordan 191, брендированный компанией “7 Up”, выделялся из толпы еще до того, как Шумахер сел за его руль.

Кроме Андреа Де Чезариса и бельгийца Бертрана Гашо, в том сезоне Jordan 191 управляли еще три гонщика: Алессандро Дзанарди, Роберто Морено и Михаэль Шумахер.

Хотя автомобиль не попал в книги рекордов, его в первую очередь помнят за то, что он помог начать одну из самых легендарных карьер в истории спорта.

Мотор-генератор (MGU-K)

Раньше этот элемент назывался KERS. Работает это следующим образом. Мотор-генератор имеет непосредственное соединение с коленчатым валом. Во время торможения болида, а это бывает часто на формульных трассах, происходит так называемая рекуперация, то есть режим зарядки аккумулятора. Когда он получает полный заряд, гонщик по своему усмотрению включает этот режим, что ещё больше увеличивает мощность двигателя, то есть добавляет лошадиных сил.

Британский Гулливер

На данный момент самым высоким гонщиком современной Формулы 1 был Джастин Уилсон. Британец долго мечтал о Королеве автоспорта, но все никак не мог попасть в нее. Отчасти, из-за своего роста. 192 см — это слишком много для Формулы 1.

О том, что высоких пилотов крайне сложно усадить в современные болиды, говорили неоднократно. На это же обращал внимание и Пол Стоддарт, владелец Minardi, когда в 2002 году он не смог усадить за руль своего болида Джастина Уилсона только по причине небольшого размера кокпита. Тогда Стоддарт сказал, что современные болиды рассчитаны максимум на Марка Уэббера (чей рост 184 см) и пообещал к 2003 году построить болид специально под Уилсона.

Джастин Уилсон и Пол Стоддарт

Пол Стоддарт сдержал обещание. К 2003 году команда Minardi построила болид, который соответствовал всем техническим требованиям регламента и при этом умещал в себе почти двухметрового Уилсона. По финансовым причинам Пол Стоддарт в середине сезона перепродал британца в Jaguar. Чемпионат 2003 года стал первым и последним для Уилсона в Формуле 1. После завершения сезона все по тем же финансовым причинам команда Jaguar заменила Джастина Уилсона на Кристиана Клина.

Кроме Джастина Уилсона, в Формуле 1 выступали и другие пилоты, чей рост ранее считался довольно высоким для гонщика Формулы 1. Так, у Алекса Вурца и Александра Росси рост — по 186 см. Для Вурца это было проблемой в период его выступлений в McLaren. Всего на сантиметр ниже этих гонщиков Виталий Петров, Даниил Квят и Пол ди Реста.

Стоимость автомобиля Формулы-1

Мы в самом начале говорили, что болиды Формулы-1 меняются каждый год, а, следовательно изменяется и стоимость каждого из них. Сейчас затраты на изготовление болида выше, чем были раньше, ведь на данный момент автомобили наиболее техничны. Но стоимость автомобиля зависит и от его заслуг в прошлом. Для примера можно взять «Беннетон» 92 года, на котором выступал Михаэль Шумахер. За него отдали 1,1 млн. евро. Естественно, дороже обошёлся чемпионский Феррари Михаэля, за него отдали в шесть раз больше. Одним из самых дорогих является болид далёкого 1954 года, на котором выступал сам Фанхио и который принёс ему четыре победы в Гран-при. Его приобрели за 32 млн. евро.

Болид Формулы 1Переднее антикрыло болида Болид Формулы 1Переднее антикрыло болида Заднее антикрыло

Сколько же стоит современный болид Формулы-1? В среднем, сумма 15 млн. евро, но это только материалы и софт. Если же разделить болид на компоненты, то корпус оценивается в 3.2 млн. евро, двигатель — 2. 7 млн. евро, электроника — 4 млн. евро. И это только себестоимость материалов и затраты на создание отдельных деталей. Сейчас же создать полностью работоспособный и конкурентоспособный автомобиль для сезона составляет максимум 145 млн. долларов. Можно вложить и большую сумму, но правилами это запрещено, ибо тогда будет преимущество у этого болида. По подсчётам же одного из бывших инженеров Формулы-1, минимальный бюджет для создания гоночного автомобиля с нуля — 97 миллионов долларов, а это команда, создание деталей и сборка. Как видим, Формула-1 не совсем дешёвое занятие.

McLaren MP4/4 (1988)

McLaren MP4/4 (1988)

McLaren MP4/4, разработанный для Айртона Сенны и Алена Проста, запомнился как болид, на котором Сенна выиграл свой первый титул чемпиона мира. MP4/4, одна из самых культовых машин в Формуле-1, одержала 15 побед и 15 поул-позиций в каждой из 16 гонок.

Разработанный американским инженером Стивом Николсом под техническим руководством Гордана Мюррея, MP4/4 был оснащен 1,5-литровым двигателем Honda V6 с турбонаддувом, который производил более 700 лошадиных сил. Этот автомобиль выигрывал чемпионаты среди пилотов и конструкторов в 1988 году и положил начало доминированию McLaren в Формуле-1.

Невысокие пилоты

Современным поклонникам автогонок кажется, что самым низким пилотом Формулы 1 является Фелипе Масса. Рост бразильца, и правда, всего 166 см, за что в свое время он и получил знаменитое прозвище Felipe Baby. Но современная Формула 1 знает и более низкорослых гонщиков.

В сезонах 2002–2008 в Королеве автоспорта выступал Такума Сато. Рост японца, по разным данным, 163–164 см, что совсем неудивительно для жителей Страны восходящего Солнца. В тот же период (правда, с паузами) выступал еще один пилот такого же роста — Энтони Дэвидсон (162–163 см). По некоторым данным, 163 см роста на момент выступления в Формуле 1 было и у Ника Хайдфельда. Правда, на данный момент сообщается, что рост гонщика — 167 см.

В 2007–2008 годах Энтони Дэвидсон и Такума Сато были напарниками по команде Super Aguri

Mercedes W196 (1954-1955)

Mercedes W196 (1954-1955)

Mercedes-Benz W196, управляемый дуэтом Хуаном Мануэлем Фанхио и Стирлингом Моссом, был первым в мире автомобилем Формулы-1 с системой впрыска топлива.

В послевоенный период Mercedes-Benz в сотрудничестве с немецкой компанией Bosch разработал инновационную технологию впрыска топлива. Автомобиль имел элегантное шасси из магниевого сплава с двигателем, установленным непосредственно за передними осями, чтобы обеспечить правильное распределение веса.

Знаменитая “Серебряная стрела” оснащалась 1,5-литровым двигателем V12 с наддувом, который ранее использовался на истребителях Messerschmitt Bf 109.

W196R стал легендой с девятью победами, восемью поул-позициями и двумя чемпионскими титулами в 1954-55 годах, что является рекордом для немецкого производителя автомобилей. Спустя годы W196 побил аукционные рекорды, став самым дорогим автомобилем Формулы-1, проданным за $29,6 млн на Фестивалt скорости в Гудвуде в 2013 году.

Отличие силовых установок

Регламент Формулы-1 гласит, что у всех болидов должны быть одинаковые двигатели, точнее, с одинаковыми техническими характеристиками. Однако суть в том, что данные силовые установки собирают разные производители, и вот здесь могут быть свои нюансы. Для сравнения были взяты силовые установки с болидов Mercedes и Red Bull.

В первом случае используется силовой агрегат от Mercedes, во втором — Honda. Какими бы одинаковыми не были элементы силового агрегата того или иного производителя, разница бывает существенная. И это доказала нам гонка в Австрии, где двигатели от Mercedes имели преимущество над двигателями Honda в 20 лошадиных сил. Кажется, что для двигателя, мощностью в 1000 лошадиных сил 20 лошадок? Но если верить эксперту, который проводил исследование, то это составляет 0.3 секунды на круге, а это очень много для двух претендентов на чемпионство. Но с этим можно было мириться, если бы не одно «Но» — топливо.

Как мы знаем, с недавнего времени дозаправки в Формуле-1 запрещены, а значит, бак заправляется со старта и до финиша. Чем больше топлива, тем больше вес болида, а значит развить максимальную мощность будет труднее. Это значит, что двигатели Honda более прожорливее, чем Mercedes. Опять же, берём в пример Гран-при Австрии, где Ферстаппен и Хэмилтон использовали свой двигатель в одном режиме, но на финише у Льюиса оказалось 10 кг. топлива, у Ферстаппена бак был пуст. Все ведётся к тому, что если бы болиду Mercedes нужно было увеличить мощность, то недостаток топлива не помешал бы это сделать, в отличии от Макса.

Чемпионский рост

Изучив немного статистики, можно сделать один очень интересный вывод: чаще всего чемпионами становились гонщики, чей рост составляет 170–180 см. Более того, у большинства из них разница в росте и вовсе колеблется в пределах всего 3 см: от 173 до 176 см. К сожалению, о подробной статистике говорить не приходится, поскольку информацию о росте ранних чемпионов Королевы автоспорта найти сложно.

Brabham BT52 (1983)

Brabham BT52 (1983)

Могучий Brabham BT52 стал первым болидом с турбонаддувом, выигравшим чемпионат мира Формулы-1. 1,5-литровый двигатель BMW M12/13 мощностью 1000 л.с. был установлен на BT52 во время квалификационных гонок.

Знаменитый Brabham был еще одним творением Гордана Мюррея. Позже в этом сезоне модернизированный BT52B принял участие еще в семи гонках.

BT52 одержал четыре победы и занял две поул-позиции, что сделало Нельсона Пике первым чемпионом Формулы-1 в турбо-режиме и помогло ему выиграть свой второй титул в карьере.

Lotus 78

Lotus 78

Lotus 78, разработанный Колином Чепменом в 1977 году, был первым болидом Формулы-1, в котором использовался эффект влияния земли. Машина отличалась инновационным дифференциалом, а также боковыми юбками, которые направляли воздушный поток под кузов, по сути превращая болид в гигантское перевернутое крыло. В результате 78-я модель создавала значительно большую прижимную силу.

Управляемый Марио Андретти и Гуннаром Нильссоном, Lotus 78 одержал пять побед в 1977 году и еще две в следующем сезоне, прежде чем концепция, разработанная в 78 году, был доработана и появился Lotus 79, который доминировал в сезоне Формулы-1 1979 года.

Ferrari F2002

Ferrari F2002

Шедевр из “конюшни” Маранелло – F2002 был разработан конструктором шасси Рори Бирном под техническим руководством Росса Брауна. Оснащенный 3,0-литровым двигателем V10, автомобиль был новаторским по своей философии дизайна и отличался компактной и легкой коробкой передач без сцепления, системой гидравлического контроля тяги и перископическими выхлопными отверстиями для управления воздушным потоком.

Управляемый Михаэлем Шумахером и Рубенсом Баррикелло, в том сезоне он набрал 11 поул-позиций, 15 побед и 28 подиумов, что сделало его одним из самых успешных автомобилей Ferrari, выиграв в том году титулы пилотов и конструкторов Формулы-1.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий