Автомобильная биография МВД

Автомобильная биография МВД

Переименование российской милиции в полицию для органов внутренних дел – хороший повод с чистого листа начать новую страницу истории, а для нас – возможность подвести итоги автомобильного аспекта биографии этого ведомства.

10 автомобилей, которые в разные годы «служили» советской милиции

«Жигули«, «ГАЗики», «Москвичи», «Волги» работали во всех учреждениях и организациях СССР, которым полагался служебный транспорт. Милиция также не могла обойтись без автотехники.

ГАЗ-67Б

Автомобиль ГАЗ-67Б (модификация ГАЗ-67) — полноприводный советский автомобиль военного времени. Выпускался внедорожник на Горьковском автозаводе в 1944 – 1953 годах.

Машина широко применялась в армии, а также МВД и других силовых структурах. ГАЗ-67Б отличался высокими ходовыми характеристиками на бездорожье и активно использовался милицией в сельской местности. Серьезным минусом машины являлся открытый кузов, что означало невозможность нормальной эксплуатации в сильный холод. Кроме того, вместо дверей в автомобили присутствовали вырезы. Зато максимальная скорость (до 90 км/ч) и грузоподъемность (до 400 кг) были весьма неплохими для данного класса машин того времени.

Рождённая революцией

До середины 1920-х годов в автомобилизации милиции не было острой нужды, а государство не располагало для этого реальными возможностями. И без того невеликий автопарк дореволюционной России вначале был основательно «прорежен» Первой мировой войной, а затем – коллизиями гражданской. Какое-то время у постовых милиционеров не возникало проблем с регулировкой уличного движения, а оперативным работникам не приходилось тягаться с преступниками в скорости передвижения: все немногочисленные автомобили состояли на государственной службе.

Ситуацию изменил НЭП. На улицах начали появляться первые приобретенные уже Советской властью автомобили, и стало гораздо больше гужевого транспорта. Обеспечение порядка на проезжей части, как и до революции, возлагалось на сотрудников ППС (до 1917 г. эту функцию выполняли городовые), но в начале 1920-х движение стало настолько оживленным, что милиционерам приходилось уделять внимание этой части своих обязанностей не от случая к случаю, а почти постоянно. В ноябре 1922 г. специальным приказом по милиции амуницию сотрудников ППС пришлось дополнить жезлом регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см), красного цвета с желтой ручкой.

Петроградская милиция 1922 г.

В 1925 г. на улицы Москвы вышли первые такси, чем тут же воспользовались криминальные элементы. У преступников появилась возможность использовать автомобили в своих целях, поэтому первые служебные машины для милиции начали поступать вовсе не в линейные отделы, в числе прочего отвечающие и за безопасность движения, а «операм», которым приходилось «гоняться» за бандитами. Забегая вперед, отмечу, что тенденция приоритета оперативных служб при получении служебного транспорта сохранялась вплоть до массовой автомобилизации ГАИ в конце 1960-х годов.

Разумеется, самый бурный рост автопарка наблюдался в столице, и не случайно первый в стране Отдел регулирования уличного движения, ОРУД, был создан именно в Москве. Это произошло в декабре 1925 г. При этом в обязанности сотрудников этого подразделения входило только обеспечение безопасности на дорогах, т. е. регулирование уличного движения. Московский ОРУД не занимался ни регистрацией машин, ни выдачей водительских удостоверений, ни прочими административными вопросами.

В виде «местной» практики это подразделение просуществовало семь лет! Именно столько времени потребовалось, чтобы автомобиль в СССР стал по-настоящему распространённым транспортным средством, а интенсивность дорожного движения и «канцелярские» аспекты автомобилизации страны потребовали создания специальной централизованной службы. 20 марта 1932 г. СНК РСФСР принял Постановление «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции», превращавшее опыт московского ОРУДа в общегосударственную систему. Однако доступными «орудовцам» техническими средствами по-прежнему оставались лишь свистки и жезлы. В лучшем случае в распоряжение этого ведомства попадали мотоциклы.

Харьковская милиция 1928 г.

Москвич-400

Этот советский автомобиль был одним из первых, предназначенных для свободной продажи населению. Машина имела доступную стоимость и очень быстро завоевала популярность. Широко использовался «Москвич» в гражданских службах и милиции.

«Четырехсотый» состоял на службе советской милиции практически во всех уголках страны. Как правило, его использовали для патрулирования городских улиц и регулирования уличного движения. При относительно невысокой максимальной скорости в 90 км/ч, конечно, участвовать на нем в погонях было затруднительно, но для этих целей у госорганов были более быстрые и маневренные автомобили.

Время реформ

Несколько лет ОРУДы выполняли всю связанную с автомобилями работу, т. е. эти отделы обеспечивали не только безопасность на дорогах, но и занимались регистрацией машин, выдачей водительских удостоверений, проводили техосмотры и пр. Однако 3 июля 1936 г. СНК СССР принял «Положение о Государственной автомобильной инспекции (ГАИ) Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». С этого момента административно-технической и оперативной работой занималась ГАИ, а ОРУДы вновь стали регулировать движение и обеспечивать его безопасность. Однако оба ведомства оставались «сапожниками без сапог», т. е. практически не имели служебных автомобилей.

Еще в 1933 г., когда Горьковский автозавод приступил к массовому производству первой отечественной легковушки ГАЗ-А, у «орудовцев» появилась надежда на обеспечение их подразделений служебным автотранспортом, однако уже в 1934-м был образован союзный НКВД, в состав которого вошло и ОГПУ, и львиная доля машин оказалась в распоряжении сотрудников, обеспечивающих политическую безопасность государства. В 1936 г. та же история повторилась с «Эмками». Не случайно этот автомобиль остался в памяти людей как «черный воронок» и совершенно не ассоциируется ни с ОРУДом, ни с ГАИ.

Отделы регулирования уличного движения как самостоятельное милицейское ведомство просуществовали до конца 1960-х годов. Лишь в 1969 г. разрозненные силы дорожного надзора были реорганизованы в ДПС в составе ГАИ.

Дежурные части на шасси ГАЗ-63 использовали до начала 1970-х гг.

На протяжении всего этого времени функции ОРУДа практически не менялись, всё сводилось к обеспечению безопасности дорожного движения на местах. Однако по мере совершенствования нормативной базы, регламентирующей эксплуатацию автотранспорта, прав и обязанностей у «орудовцев» становилось всё больше. В 1936 г. появились единые для всей страны обязательные водительские «права» – «Удостоверение шофера», в 1940-м были приняты первые общесоюзные типовые ПДД, что открыло дополнительные возможности профилактики правонарушений. На рубеже 1930–1940-х сотрудники ОРУДа не только дирижировали движением в режиме «онлайн», но и патрулировали дороги и улицы, занимаясь выборочной проверкой документов и транспорта, делая всё то, что присуще современной ДПС.

ПАЗ-653

Этот автозак (который применялся также для передвижения сотрудников органов) сегодня смело можно назвать раритетным. Фургон был выполнен на базе грузовика ГАЗ-51.

Будка имела полностью деревянный «скелет» и обшивку из тонкой листовой стали. Кабина отделялась от нее перегородкой. Попасть в фургон можно было через заднюю или боковую дверь. Эта машина «засветилась» в нескольких советских кинофильмах: «Операция «Ы», «Внимание! Всем постам», «Сыщик», «Джентльмены удачи». Существовала и «санитарная» версия ПАЗ-653.

По законам военного времени

С началом войны деятельность всех силовых структур СССР была подчинена одной цели – работе на победу, помощи Вооруженным силам. ОРУДовцы, не призванные в ряды Красной Армии, освоили сопровождение военных колонн и регулирование движения в прифронтовой полосе. На долю ГАИ выпала мобилизация гражданских транспортных средств в армейские подразделения. Довоенный централизованный учет автомобилей Госавтоинспекцией позволял безошибочно находить разбросанные по всей стране машины и переоформлять их на «военную службу». Уже к 1 октября 1941 г. в Красную Армию было направлено 40% машин народнохозяйственного автопарка страны. При этом техника не просто изымалась в пользу фронта, а бралась во временное пользование. На каждый автомобиль составлялся мобилизационный акт, позволяющий получить машину после победы обратно.

ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-69

Советский автомобиль ГАЗ-69 пришел на смену легендарному ГАЗ-67Б. Новая машина обладала повышенной проходимостью и нашла применение в разных сферах СССР, в том числе армии и милиции.

Спектр применения автомобиля в милиции был невероятно широк, начиная от использования джипа сотрудниками ОРУДа и заканчивая – следственными группами особой важности. Но больше всего «ГАЗиков» было на учете в рядовых милицейских группах патрулирования. За все время производства этого автомобиля с конвейера сошло около 600 тысяч единиц ГАЗ-69. В народе очень быстро распространились его прозвища: «Козел» и помягче «Козлик». Большой популярностью пользовалась модификация ГАЗ-69А с тентом. Автомобиль развивал максимальную скорость 90 км/ч и расходовал 14 л топлива на 100 км.

Волга ГАЗ-21

Эта «Волга» является легендой советского автопрома. Выпуск 21-й модели наладили в 1956 году, и до 1970 года включительно она не прекращала сходить с конвейера. Машина сразу полюбилась милицейскому начальству, но и рядовые сотрудники будущей ГАИ, патрульные службы и опергруппы в больших количествах выезжали на работу именно на ГАЗ-21.

Это была идеальная машина для городской милиции — она развивала высокую скорость, отличалась хорошей маневренностью, имела недюжинную мощность. При необходимости могла пройти по бездорожью. Машина разгонялась до 130 км/ч за 34 секунды до «сотни», имела вместительный удобный салон.

Классика жанра

Именно при Н.А. Щёлокове, возглавлявшем МВД на протяжении 14 лет, милицейское ведомство достигло своего расцвета и «обогатилось» архетипами, ставшими сегодня классикой.

В 1969 г. все силы дорожного надзора, «корнями» уходящие в ОРУД, были подчинены ГАИ и реорганизованы в ее структурное подразделение – Дорожно-патрульную службу.

«Орудовский» «Москвич-401»

В сентябре того же года Министр МВД подписал приказ, устанавливающий новую спецокраску для всех милицейских машин – канареечно-желтый кузов с синей полосой. Позаботился Щёлоков и о том, чтобы в новые броские цвета было что окрашивать. В министерском приказе от 2 декабря 1969 г. был утвержден план закупок легковых автомобилей для Госавтоинспекции с 1970 по 1972 г. включительно. Интересно, что в 1970 и 1972 гг. лидерство по количеству целевых закупок принадлежит «Москвич-412» – 270 и 400 единиц соответственно. А вот в 1971 г. больше всего планировалось закупить «Волг» – по 200 штук «21-й» и «24-й» моделей. При этом уже в 1969 г. Щёлоков запланировал на 71-й год приобретение полусотни ВАЗ-2101, а что ГАЗ-21 в июле 1970 г. снимут с производства, министр не знал. Всего за три года автопарк ГАИ должен был пополниться на 2200 машин.

«Канарейка» ВАЗ-21016

Именно при Щёлокове на вооружении Патрульно-постовой службы появились легендарные желто-синие «буханки» УАЗ-452 и чуть позже «канарейки» УАЗ-469 с полностью металлическим кузовом, а притаившиеся в кустах на обочине шоссе «гаишные» ГАЗ-24 или «копейка» стали обычным делом. Легендарными стали и состоявшие на службе в ДПС мотоциклы «Урал», за фантастическую скорость и динамику прозванные «перехватчиками».

С середины 1970-х финансовые возможности МВД позволяли оснащать Госавтоинспекцию самыми современными отечественными автомобилями, как только начиналось их производство. Разумеется, при условии, что их максимальная скорость превышала аналогичный показатель ранее выпускавшихся машин.

Передвижной пост ГАИ, выпущенный на Козельском механическом заводе

Москвич-412

Выпускался на МЗМА (позднее АЗЛК) в 1967 – 1976 годах. Имел неплохое время разгона, уменьшенный расход топлива, повышенную максимальную скорость.

Широко использовался в оперативных милицейских службах и государственной автоинспекцией Советского Союза. Эта модель имела максимальную скорость 140 км/ч, разгонялась до 100 км/ч за 19 секунд, расходовала 8-11 л топлива на сто километров, что не так уж и плохо даже по современным меркам.

«Заграница нам поможет»

Стагнация экономики страны 1980-х годов, сопровождавшаяся недопоставками всего и всем, привела к тому, что в распоряжении милиции оказывались автомобили, выкрашенные в «общегражданский» цвет. Синие полосы, надписи и прочие графические знаки отличия приходилось наносить прямо на него. Во второй половине 80-х ситуация стала критической, и 24 октября 1988 г. Министр внутренних дел Вадим Бакатин своим приказом убил сразу двух зайцев: на законодательном уровне напомнил о необходимости единой спецокраски, а заодно привел цветографическую схему к распространённому европейскому стандарту: белый кузов с синей полосой.

Развал СССР разрушил общегосударственную милицейскую инфраструктуру, что, разумеется, порядку в ведомстве не способствовало. В 1992 г. было зарегистрировано запредельно высокое число краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ. Для приведения функций и задач Госавтоинспекции в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 г. было утверждено «Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России».

VW Transporter T5

И уже ГАИ России для своих оперативных нужд начала приобретать не только отечественные автомобили, качество которых к тому времени не выдерживало никакой критики, но и первые иномарки – Ford, Audi, SAAB, Toyota и др. Причина проста: дикий автомобильный рынок России захлестнула волна подержанных иномарок, часть которых, несмотря на дряхлые кузова, оказалась гораздо резвее наших «Лад» и «Волг».

Весьма показательна в этом отношении недавняя поездка премьер-министра Путина по новой трассе Чита–Хабаровск за рулем Lada Kalina Sport. Несмотря на то, что официально это мероприятие проводилось в поддержку отечественного автопрома, сопровождение ГИБДД осуществлялось преимущественно на автомобилях Ford Focus.

Самыми распространенными отечественными милицейскими автомобилями сегодня являются «Лады» семейств «Спутник», Samara-2 и Priora. Их используют и служба ГИБДД, и служба охраны МВД, и другие службы.

И по-прежнему, особенно в сельских районах, тянут лямку слегка модернизированные УАЗ-469 и УАЗ-452.

Ford Transit SWB

РАФ-2203

Выпуск известного в Союзе микроавтобуса РАФ-2203 Рижской автобусной фабрики начался в 1976 году и продолжался до 1997 года. Микроавтобус был довольно просторным, позволяя перевозить большое количество пассажиров и необходимое оборудование.

Большое число «РАФиков» находилось в автопарке советской милиции. Для государственной службы на базе 2203 создавалось несколько спецмодификаций с разными индексами (22033, 2912, 2203 АДЧ и другие). Наиболее широко использовались в качестве автомобилей ГАИ, различных диагностических служб, криминалистических лабораторий МВД, дежурных нарядов и прочих. В зависимости от назначения имели различное спецоснащение.

Микроавтобус РАФ-2203 развивал максимальную скорость до 125 км/ч, до 60 км/ч разгонялся за 14 секунд. Имел 14 мест в базовой комплектации или пару двухместных сидений, стол, тумбу, шкаф, контейнеры для спецоборудования, на крыше могла быть смонтирована площадка для осмотра и фотографирования, сигнальная громкоговорящая звукоустановка, антенна, прожекторы-искатели.

«Как вы яхту назовёте. »

15 июня 1998 г. Указом Президента РФ Бориса Ельцина Госавтоинспекция (ГАИ) была преобразована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД) и утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и «дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения». В «новом импульсе» слегка закостеневшее ведомство, безусловно, нуждалось, однако каким образом его переименование могло поспособствовать решению накопившихся проблем, не вполне понятно.

Впрочем, в 2002 г. Приказ МВД РФ № 627-2002 вновь позволил официально использовать привычное сокращение «ГАИ» наряду с неудобопроизносимым «ГИБДД».

Поспособствует ли переименование «милиции» в «полицию» новым успехам стражей безопасности порядка, покажет время.

ВАЗ-2101

Самый известный советский автомобиль — «копейка». В серию машина вышла в 1970 году. ВАЗ-2101 стоил меньше «Волги» и был доступен практически любому гражданину СССР.

В милиции этот автомобиль тоже нашел широкое применение. Им пользовались все без исключения службы: автоинспекция, патрульные составы, участковые и т. д. Авто отличали высокие для того времени технические параметры — максимальная скорость 140 км/ч, разгон до 100 км/ч за 22 секунды, расход топлива от 9 до 11 л на 100 км.

УАЗ-469Б

Знаменитый «УАЗик» разрабатывался для транспортировки грузов и людей по любым типам дорог. Первый УАЗ-469 сошел с конвейера в 1972 году, машина выпускалась до 1985 года.

Его модификация УАЗ-469Б применялась городскими и сельскими оперативными службами МВД. В основном на автомобиле осуществлялось патрулирование улиц, на нем оперативные группы выдвигались на места происшествий, работали сотрудники ДПС. Машина отлично передвигалась по бездорожью. Кузов авто разделялся перегородкой между рабочим пространством и отделением для задержанных. При максимальной скорости 100 км/ч и времени разгона до «сотни» за 23 секунды машина расходовала 10,6 л на 100 км, весьма экономично для внедорожника.

У советских милиционеров на самом деле машин было куда больше. Большую часть автопарка МВД составлял спецтранспорт — грузовой, легковой, пассажирский и множество необычных машин, которые сложно отнести к определенной категории.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий