Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

Содержание

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

Обучение медицинских работников для проведения медицинских осмотров водителей автотранспорта

Курсы медицинских работников Медосмотры водителей

В Приказе четко разделяются такие виды осмотров, как предварительные, периодические, предрейсовые и послерейсовые.

Предварительные осмотры водителей проводят при приеме на работу. Предрейсовые осмотры проходят все водители кроме водителей экстренных оперативных служб. Послерейсовые – только те, кто перевозит пассажиров (водители такси, автобусов) и опасные грузы (спецавтотранспорт).

В этом же приказе определяется требования к проведению таких осмотров, в первую очередь требования к медицинским специалистам и организациям. Порядок проведения медосмотра:

  • 1. Жалобы водителя
  • 2. Визуальный осмотр
  • 3. Измерение температуры, давления, пульса
  • 4. Признаки опьянения
  • 5. Процент алкоголя в крови
  • 6. Наличие ПАВ (психоактивных веществ).

Медицинские осмотры получение сертификата специалиста

Медицинские осмотры водителей автотранспорта проводятся в организациях, имеющих транспортные средства, независимо того, находится ли оно в собственности компании либо во временном пользовании на основании договора аренды (с экипажем или без него). Прохождение медосмотра обязательно также и для ИП, которые самостоятельно управляют транспортным средством.

Ответственность за проведение медицинских осмотров водителей автотранспорта

медосмотры на транспорте 3

Для медицинских работников – от 2000 до 3000 руб. Для водителя – от 1500 руб. Но если в результате недобросоветсного проведения осмотра случилось ДТП и были жертвы, то размеры штрафов и меры наказания варьируются.

Кто проводит медицинский осмотр водителей?

Проводить осмотр может только медицинский персонал, который прошел специальный курс обучения и получил соответствующий сертификат/диплом.

Курсы медосмотры водителей

Как пройти обучение медицинским специалистам?

Обучение специалистов по медицинскому осмотру водителей

Обучение по направлению можно пройти в Современной научно-технологической академии (СНТА).

Все про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей – порядок проведения

В 2020-2021 внесено много поправок в нормативы, регулирующие Правила для перевозчиков. Новые требования заставляют транспортные компании пересмотреть условия работы водителей: порядок ведения документации, прохождение предрейсового технического контроля автотранспорта; медицинского — работников. Руководствуются Законами и правовыми актами РФ.

Обратите внимание: Основные нормативы претерпели изменения. С последними поправками 2019-2022 завершается 20-летний этап реформ в медицине, затрагивающий сферу деятельности организаций, эксплуатирующих транспортные средства.

Проверять водителей на трезвость можно дистанционно. Вместо медика – специальный аппарат

Компания БИОСОФТ — проект известного российского разработчика аппаратно-программных средств для биомедицинских систем, анонсировала три варианта системы дистанционных медицинских осмотров: программно-аппаратные комплексы (ПАК) КОДОС, СТРАЖ и КОДОС-А.

Аварии на дорогах часто происходят по вине нетрезвых водителей. И если частные автовладельцы сами несут ответственность за собственное состояние за рулем и влиять извне на это сложно, то корпоративные автопарки в силах контролировать здоровье и трезвость своего персонала.

Некоторые компании включают в штат медиков, которые тестируют водителей на наличие алкоголя в крови, отслеживают общее состояние здоровья и принимают решение: выпускать транспорт на маршрут или нет.

Но позволить себе такую роскошь, как собственная медсанчасть, могут немногие. Бюджет небольших и средних компаний может не выдержать такую нагрузку. Им на помощь приходят технологии.

Периодический медосмотр водителей: направление, сроки прохождения, периодичность

В Российской Федерации доступ водителя к управлению транспортным средством невозможен без получения им специальной справки о прохождении медицинского осмотра. Это касается не только факта получения водительского удостоверения. Медосмотр водителей – периодическая процедура. Она обязательна не только для профессионалов, но и для владельцев личных автомобилей. В статье мы разберем самые новые, актуальные для 2018 года правила прохождения данных медосмотров.

Кто обязан проводить предрейсовые медосмотры: разбираем три спорные ситуации

При участии Михаил Пархоменко

Транспортные организации давно уже привыкли к необходимости проводить предрейсовые медицинские осмотры этой категории работников. А вот в организациях, где штатных водителей нет, считают, что им-то предрейсовые медосмотры ни к чему. Но так ли это на самом деле? Например, должен ли проходить такой осмотр ИП, который сам водит машину? А работники, которые используют личный транспорт и получают за это компенсацию? Или сотрудник отдела продаж, эпизодически выезжающий на корпоративном транспорте на торговые точки? Давайте разберем каждую из этих ситуаций подробнее.

Законодательство и нормативы, регулирующие порядок предрейсового медосмотра водителя

  1. Закон о Безопасности Дорожного Движения с многочисленными изменениями от 30.07.19 г. № 196-ФЗ, статьи 20 и 23.
  2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников: ст. 213 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.01 (в новой редакции действует с 13.08.20 г.).
  3. Порядок проведения предрейсовых, предсменных, послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей: Приказ Минздрава РФ № 835н от 15.12.14 г. (с новыми поправками выйдет в конце I квартала 2021 г.).
  4. Закон об охране здоровья граждан (соблюдение врачебной тайны ст. 13; виды медосмотра, диспансеризация: ст. 46 п. 2; части 4-5) РФ № 323-ФЗ от 21.11.11 г. в последней редакции, действующей с сентября 2020 года.
  5. Статья 94. Закона № 242-ФЗ от 29.07.17 г. Сведения о лицах, … в отношении которых проводятся медицинские экспертизы, медицинские осмотры и медицинские освидетельствования.

Обратите внимание: 22 пункт норматива (№ 242-ФЗ ст. 94) изменят в 2022 году на основании Закона № 439-ФЗ от 25.12.18 г.

  1. Минтранс РФ утвердил Положение №15 на основании Федерального Закона №197-ФЗ (30/12-01 г.) ТК РФ; ст. 329 об учете отдыха и рабочего времени водителя. В новой редакции вступил в силу 13/08-20 г.
  2. Приказ Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»: В приложении 7 и 8 приводится список изучаемых тем при подготовке медработников по ПМО и освидетельствованию на алкоголь. Каждый курс занимает 36 часов, в совокупности — 72. Возможно дистанционное обучение.
  3. Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Нормативы дистанционного предрейсового медицинского осмотра

  1. Федеральный закон «О персональных данных» (27/07-06 г.) №152-ФЗ. Статья 6. Условия обработки персональных данных.
  2. Указ Президента РФ (06/03-97 г.) №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (в том числе, хранение врачебной тайны).
  3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» (30/12-01 г.) №197-ФЗ Статьи 85 — 90. Последние изменения внесены: 14/07-20 г.
  4. Приказ от 30 ноября 2017 г. N 965н Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
  5. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
  7. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» от 29.07.2017 N 242-ФЗ

Цель мероприятия

Как первый, так и периодический медосмотр водителей для многих владельцев авто кажется бессмысленной тратой нервов, денег и времени. Но с позиции российского законодательства это разумно необходимая процедура. Именно в ходе такой комиссии удается выявить у гражданина противопоказания, делающие управление ТС невозможным для него.

Это такие состояния здоровья, при которых вождение авто опасно как для самого лица, так для окружающих, участников дорожного движения. Именно медкомиссии делают ситуацию на дорогах в несколько раз безопаснее.

водительская комиссия

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли у вас проводится предрейсовый медосмотр. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Новые правила прохождения предрейсового медосмотра для водителей дистанционно

Обратите внимание: В апреле 2020 г. внесены изменения в Закон об Охране здоровья № 323-ФЗ. В частности, изменена статья 36.2, добавлены 36.3; 46.1. Пункты 2; 3 и 4 норматива регламентируют порядок дистанционного медицинского контроля сотрудников. Согласно новым правилам, водители, переходящие на удаленное обслуживание, предварительно обязаны:

  • пройти профилактический медосмотр;
  • сдать анализы на содержание наркотических веществ (их производных) в крови;
  • дать письменное согласие на обработку персональных данных;
  • предоставить справку о наличии хронических заболеваний.

Примечание: Основанием для внесения поправок послужил закон о применении телемедицинских технологий №242-ФЗ, действующий с августа 2017 года. При дистанционной форме ПМО профилактический медосмотр со сдачей анализов проходят каждые 6 месяцев.

Новый Федеральный Закон

Новый проект Минздрава РФ о дистанционном медицинском контроле сотрудников, включая предрейсовый (послерейсовый) осмотр водителей. Изменения внесены в ряд основных Законов, включая собрание законодательств РФ, связанных едиными нормативами

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации статья 213
  2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  3. Статья 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

О пользе дистанционных медицинских осмотров

1. Они снижают вероятность мошенничества. Видеофиксация позволяет подтвердить факт прохождения процедуры каждым водителем.

2. Отсутствует возможность подкупа медика и возможность фальсификации результатов осмотра — система не позволяет вносить изменения.

3. Значительно снижается стоимость осмотров.

4. Отпадает необходимость лицензировать и оборудовать медицинский кабинет, нанимать медработников в штат предприятия.

5. Сервис экстерриториален. Для проведения осмотров нужен только интернет.

6. Отсутствует бумажная волокита (журналы и протоколы осмотров, путевые листы): вся документация генерируется автоматически и хранится не менее пяти лет.

Проверять на своей территории или в больнице

На крупных предприятиях система медосмотров отлажена. А вот небольшим фирмам сложно выполнить требования закона, т.к. не хватает средств на покупку спецоборудования, обустройство медкабинета или содержание квалифицированного медика в штате. Предлагаем разобрать несколько вариантов, которые подойдут и большим предприятиям, и ИП.

Заключить договор с медицинской организацией. У нее должна быть лицензия на проведение медосмотров. Если водителей в штате не много, они могут приезжать на осмотр в медицинскую организацию сами. Если много — работодатель договаривается с фельдшером больницы о медосмотре на своей территории. В таком случае на автопредприятии понадобится специальный кабинет, оборудование и др. Подробнее об этом рассказываем ниже.

Устроить в штат медицинского работника. Осмотр водителей можно доверить штатному фельдшеру автопредприятия. Однако одного медобразования специалиста будет недостаточно. Он должен пройти дополнительное обучение и получить сертификат с правом проводить медосмотры.

Самим получить лицензию на проведение медосмотров. Это требует денежных вложений на специальный медкабинет и оборудование. С другой стороны, автопредприятие сможет проводить медосмотры для других организаций и дополнительно зарабатывать.

Работники, использующие личный транспорт

Идем дальше. Следующая «спорная категория» — работники, использующие личный транспорт в служебных целях. Эту ситуацию регулирует уже пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения. А он сформулирован таким образом, что под его действие подпадают «лица, принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств». Проще говоря, наемные сотрудники, в чьи должностные обязанности входит управление транспортными средствами. При этом основной документ, по которому законодательство отличает этих сотрудников от всех других лиц, управляющих автомобилем, — это наличие у них путевого листа.

Получается, что в ситуации, когда сотрудник управляет своей собственной машиной, но делает это в интересах организации с согласия и ведома работодателя, вопрос о предварительном медосмотре будет зависеть от двух факторов. Первый — трудовая функция этого работника. Чтобы подпадать под предрейсовый медосмотр, в обязанности работника, которые закреплены трудовым договором или должностной инструкцией, должно входить управление транспортным средством. Если этого нет, то вопрос о предрейсовом медосмотре отпадает сразу.
Но даже в отношении «водителей по должности», важен еще факт наличия путевых листов на передвижение автомобилей, которыми они управляют. Как правило, в отношении личного транспорта путевые листы не оформляются. А значит, нет необходимости проводить предрейсовые медосмотры.

Есть еще один аргумент, позволяющий не проводить предрейсовые медосмотры в рассматриваемой ситуации. В Методических рекомендациях по проведению предрейсовых медосмотров говорится, что организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей нужно в каждой организации, имеющей автотранспорт. Получается, что если в организации нет ни одного автомобиля, то такой обязанности у нее нет. Даже если в итоге у нее имеются в штате водители, которые каждый день разъезжают на своих автомобилях с путевыми листами!

Когда необходима медкомиссия?

Направление на медосмотр водителей в данном случае регулирует Приказ Министерства здравоохранения 15.06.2015 № 344-н. В акте объясняется, в каких случаях водителя направляют на осмотр, как происходит получение необходимого медицинского заключения-справки.

Водительская комиссия обязательна в следующих случаях:

  • Факт получения ВУ – водительского удостоверения.
  • Замена ВУ в связи с истечением его срока действия (в Российской Федерации – каждые 10 лет).
  • Возврат изъятого (по причине истечения срока действия) ВУ судом.
  • Открытие следующей водительской категории.
  • Трудоустройство в качестве водителя.
  • Регулярное переосвидетельствование профессиональных шоферов.

О преимуществах и проблемах удаленных предрейсовых осмотров

Проект Минздрава о внесении поправок в ряд нормативных актов, регламентирует дистанционный предсменный, предрейсовый (послерейсовый) медконтроль сотрудников. Является завершающим звеном в цепочке реформ медицины, начало которым положено 20 лет назад. После выхода закона РФ о телемедицине №242 до 25% транспортных компаний, в качестве эксперимента, используют дистанционные аппараты для прохождения ПМО. Правовая база для этого уже создана.

С выходом нового закона сделать это могут все желающие, число которых растет. Причина — удаленная форма медицинского освидетельствования обладает рядом преимуществ. В настоящее время проект Минздрава подписан президентом В. В. Путиным и представлен на утверждение в Госдуму. Дистанционной форме быть — это вопрос решенный, чему свидетельствует ряд измененных нормативов.

Есть справедливые замечания, касающиеся обследования, например, кожных покровов и склер глаз. Дать ответственное заключение по видео невозможно. Поэтому некоторые документы находятся на стадии корректировки. До конца I квартала 2021 г. внесут поправки в Приказ №835н о порядке проведения предрейсового осмотра, чтобы он соответствовал нормативу №323-ФЗ и прочим правовым актам, касающимся дистанционного мед. контроля водителей.

Буква закона

Проведение, прохождение водительских медосмотров регулируется следующими российскими законодательными актами:

  • ФЗ № 437 (2013). В этом акте оговорены правила и условия прохождения водительской комиссии.
  • Инструкции по приему экзаменационной аттестации ПДД.
  • Приказ Министерства здравсоцразвития № 302-н (2014). Тут представлен список условий, не позволяющих автовладельцу садится за руль.
  • Ст. 23 ФЗ № 196 (год публикации – 1995, год последней редакции – 2016). Содержит в себе перечень медицинских мероприятий для обеспечения безопасности на дорогах.

Мы разобрались с законами о прохождении медицинского осмотра для водителей. Из них ясно следует: гражданин пригоден к управлению ТС только после получения соответствующей медсправки.

медосмотр водителей периодический

Как сделать отметку в путевом листе

Итоги обследования фиксируют в двух документах: журнале осмотров и путевом листе.

В путевом листе медработник указывает дату, время проверки, ставит подпись с расшифровкой (приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368). Штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» ставится, если этой фразы нет в бланке путевого листа (п. 16 Порядка проведения медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.14 № 835н).

Как ставить отметку о медосмотре в путевом листе

Если водитель выходит в рейс без отметки врача в путевом листе, то надзорные органы в случае проверки выпишут штраф по ст. 11.32 КоАП РФ либо по ст. 5.27 и 12.32 КоАП РФ.

Юридические основания к внедрению медицинской телеметрии

Сегодня как потребители, так и поставщики медицинских телеметрических услуг руководствуются целым рядом документов: статей Трудового Кодекса РФ, федеральными законами, приказами Минздрава России, Минздравсоцразвития РФ, Модельным законом «О телемедицинских услугах», ГОСТом «Дистанционная оценка параметров функций, жизненно важных для жизнедеятельности человека».

Хорошая новость в том, что сейчас на рассмотрении правительства находится законопроект № 972386-7, регламентирующий применение телемедицинских технологий именно в сфере предрейсовых медосмотров. Текст документа позволяет надеяться, что довольно скоро дистанционные медицинские осмотры полностью заменят традиционные.

Штрафы за отсутствие осмотров

В заключение поговорим об ответственности. Ведь именно на размер штрафов чаще всего ориентируются в тех случаях, когда законодательство сформулировано невнятно. Итак, что же будет, если организацию или предпринимателя обвинят в нарушении правил проведения предрейсовых медосмотров, а доказать свою правоту им не удастся?

Ответственность за это предусмотрена в специальной статье КоАП РФ — 11.32. Данная статья предусматривает ответственность именно за нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров. В качестве наказания предусмотрен штраф для юридических лиц и предпринимателей в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. При этом протоколы по данному нарушению составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, а рассматривают эти дела исключительно суды. Срок давности по этому нарушению составляет два месяца.

Таким образом, ни налоговая, ни трудинспекция, ни ГАИ наказать организацию (предпринимателя) за данное нарушение не могут. Более того, поскольку в КоАП РФ имеется специальная статья, предусматривающая ответственность именно за предрейсовые медосмотры, то наказать организацию, допустившую это нарушение, по другой статье (за нарушение трудового законодательства или ПДД, например) уже нельзя.

Проверки же Минздрава и подведомственных ему «надзоров» для обычной организации большая редкость. А если таковая и случится, срок давности по данным нарушениям играет в пользу налогоплательщиков. Особенно с учетом того, что решение по делу должен будет принять суд.

Итоги

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону

Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):

  • с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
  • сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
  • имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
  • либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
  • либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
  • либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.

Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.

Недостатки удаленного медицинского осмотра

  1. Недостаточно подробных разъяснений действующих нормативов, регламентирующих дистанционный медицинский контроль водителей.
  2. Необходимость приобретения специального оборудования, внесенного в госреестр мед. изделий, соответствующих стандартам РФ.
  3. Процесс обучения персонала обращению с программным обеспечением приборов (комплексов, терминалов и пр.), предназначенных для дистанционного контроля состояния работников. В некоторых случаях требуются личные мобильные устройства соответствующих версий.
  4. Поиск медицинской организации, оказывающей услуги предрейсового осмотра, согласной обслуживать водителей удаленно круглосуточно.
  5. Соблюдение правил регулярного технического обслуживания телеметрических систем на соответствие измеряемых данных нормативам в рамках разрешенных погрешностей (ежегодная поверка и калибровка медтехники).

Примечание: Если транспортная организация закупит системы дистанционного контроля у добросовестного поставщика, производитель которой предоставит необходимые данные о продукте (см. ст. 38 Закона №323-ФЗ ч. 4-5 и 11), проблем с освоением электронного оборудования не будет.

О компании

БИОСОФТ более 15 лет разрабатывает и производит сложное медицинское оборудование. Наибольшую известность компания приобрела благодаря «искусственному сердцу» — переносному аппарату вспомогательного кровообращения «СТРИМ-КАРДИО».

Система дистанционных медосмотров разработки БИОСОФТ сегодня внедрена на более чем 30 коммерческих и государственных предприятиях.

Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.

Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.

Обновление законодательства

Теперь заострим внимание читателя на тех обновлениях в законодательстве, которые, так или иначе, связаны с водительскими медицинскими осмотрами.

В 2016-м в Министерстве юстиции России был официально зарегистрирован приказ Министерства здравоохранения № 344-н (2015). Он касался именно будущих/настоящих водителей транспортных средств.

Согласно этому документу стали актуальными следующие изменения:

  • Новые порядки проведения медицинских комиссий для водителей.
  • Упразднение предыдущего порядка.
  • Введение новых правил тестирования автовладельцев на различные состояния опьянения.
  • Регулирование процесса освидетельствования при обмене водительских прав в связи с истечением их срока годности.
  • Порядок возврата водительского удостоверения после его изъятия.
  • Введение в оборот новой формы водительской медицинской справки – 003 в/у.

Если быть краткими, это основные положения нового закона о медосмотрах для водителей.

направление на медосмотр

Сравнение с прежними предписаниями

Если сравнить новое законодательство с предыдущим, то станет заметным, как ужесточились требования к медицинскому освидетельствованию автолюбителей на наличие в организме следов употребления алкоголя или наркотиков.

Но вместе с тем правила прохождения медицинской комиссии, необходимой для получения или замены водительского удостоверения, стали проще. Например, стало необязательным посещать специалистов: хирурга, гинеколога, отоларинголога, невролога.

Что касается последнего врача, то его заключение необходимо только в одном случае – если для этого обнаружил основание терапевт. Схожее условие поставлено и для прохождения ЭЭГ – электроэнцефалографии. Теперь ни нарколог, ни психиатр не могут требовать от водителя как результатов ЭЭГ, так и справки от психолога.

Однако упрощение процедуры действует только для водителей легковых авто, мотоциклов. Что касается периодических медосмотров для водителей в организации, они и по сей день проходят по всей строгости.

Прохождение “новой” медкомиссии

Разберем нюансы прохождения медицинских комиссий для автовладельцев в 2018 году:

  • Обращаться, как и ранее, следует только в медучреждения, уполномоченные проводить подобные медосмотры.
  • У автовладельца при себе должен быть паспорт гражданина РФ. Что касается иногородних граждан, то они должны дополнительно предъявить и свидетельство об оформлении временной регистрации.
  • Настоящие автовладельцы на очередной медосмотр предоставляют свое ВУ. Что касается профессионалов, им нужно предъявить и заключение, выданное на предыдущем осмотре.
  • Как и ранее, справка оформляется и выдается доктором-терапевтом. Специалист анализирует заключения других докторов, результаты пройденных водителем обследований.
  • За наркологом сохраняются право назначить сдачу на анализ мочи/крови для исключения факта употребления наркотиков, хронического алкоголизма.
  • Если психиатром будут обнаружены признаки заболеваний, при которых управление ТС опасно, он правомочен предписать водителю психиатрическое освидетельствование.
  • Итог прохождения медосмотра – справка стандартной формы № 003 в/у с заключением терапевта о пригодности данного водителя к управлению автосредством определенной категории.

водительская комиссия

Периодичность мероприятий

Теперь поговорим о периодичности медицинских осмотров для водителей:

  • Медицинское освидетельствование граждан-кандидатов в водители авто. Однократно перед получением водительских прав.
  • Медицинское освидетельствование настоящих водителей ТС в связи со сменой ВУ. Каждое 10-летие.
  • Медосвидетельствование водителей в связи с возвратом ВУ. В случае необходимости.
  • Внеочередные медосвидетельствования водителей, у которых в продолжение периодического медицинского осмотра были выявлены признаки болезней и патологий, что являются противопоказаниями или ограничениями к управлению ТС. В случае необходимости.
  • Предварительный медицинский осмотр. В случае трудоустройства гражданина на водительскую должность.
  • Периодические медосмотры профессиональных водителей. Один раз в 2 года.
  • Послерейсовые/предрейсовые медицинские осмотры профессиональных водителей. На регулярной основе.

Ежегодный медосмотр может вводиться для автовладельца только в исключительных случаях:

  • Гражданин не достиг 21 года.
  • Имеются определенные ограничения по состоянию здоровья.

Что касается медицинской справки формы 003 в/у, то срок ее действия – один год с момента выдачи. Следовательно, ее получатель может обращаться с данным медицинским документом в ГИБДД в любой из дней в течение этих 12 месяцев.

, периодичность медицинских осмотров

Освидетельствование перед рейсом

Что касается медицинского освидетельствования водителей перед рейсами – это несколько иная процедура, нежели стандартный медосмотр. Она была введена еще в эпоху СССР в 60-х годах. Тогда и сейчас процедура преследует схожую цель: вовремя выявить работников,находящихся в различных состояниях опьянения, под воздействием наркотических препаратов, сильнодействующих лекарств, снижающих скорость реакции, в состоянии тяжелой болезни, крайней усталости.

Внедрение такой меры позволило еще в те время в несколько раз снизить число аварий на дорогах. Поэтому с 1970 годов предрейсовые медосмотры стали обязательными повсеместно, во всех крупных АТП. Однако в те времена процедуру проводили не медицинские работники, а специально обученные инструкторы. Только в 1990-х проведение предрейсовых осмотров профессиональных водителей стало прерогативой медиков.

Что касается 2018 года, то сегодня организовать медицинское предрейсовое освидетельствование должен каждый работодатель, имеющий автотранспортное хозяйство – как крупная организация, так и ИП. Это отражено в ст. 20 ФЗ “О безопасности дорожного движения”. Данное правило не вводится только для экстренных служб: Скорой помощи, полиции, ГИБДД, газовой службы, противопожарной безопасности и проч.

Основанием для отстранения водителя от управления транспортным средством является:

  • Наличие симптомов определенных заболеваний.
  • Уровень артериального давления, частота сердечных сокращений, отклоняющиеся от нормы.
  • Признаки какого-либо опьянения.

Результаты проверки записываются доктором в специальный журнал учета. Если отклонений выявлено не было, то медработник ставит “разрешительный” штамп в путевом листе. Также в документе указывается следующее:

  • Время прохождения медицинского освидетельствования.
  • Ф. И. О. медработника, который был ответственен за проведение процедуры.

Штраф, если водитель не прошел периодический медосмотр – освидетельствование перед рейсом, накладывается не только на шофера, но и на его работодателя. Если же медик поставил не соответствующее действительности разрешение, то наказание ждет и его тоже.

К каким специалистам необходимо обратиться?

Новые порядки существенно сократили число врачей, чье заключение необходимо для прохождения водительской медкомиссии. Так, соискателям самых распространенных категорий нужно пройти осмотр только у четырех специалистов. Однако по указанию терапевта они могут быть направлены и к другим докторам.

Итак, для водителей, имеющих категорию А, А1, В, ВЕ, В1, М, предусмотрена следующая медицинская комиссия:

  • Обязательный осмотр: психотерапевт, нарколог, офтальмолог, терапевт.
  • По назначению терапевта – невролог.
  • По назначению невролога – ЭЭГ.
  • По направлению нарколога – сдача на анализ мочи/крови.

Что же касается профессиональных водителей, то им предстоит более серьезная медкомиссия. Соискатели категорий С, СЕ, С1, С1Е, D, DE, D1, D1E, Tm, Tb должны пройти следующий осмотр:

  • Обязательно: терапевт, нарколог, офтальмолог, отоларинголог, психотерапевт, невролог, а также прохождение ЭЭГ.
  • По направлению на медосмотр нарколога – сдача мочи/крови на анализ.

Если водитель намеревается в скором будущем сдавать на несколько категорий прав одновременно, то ему следует уведомить медиков об этом заранее – чтобы в случае необходимости сразу пройти более обширную комиссию. Это поможет сэкономить деньги – не надо будет тратиться на прохождение тех же специалистов при повторном медосмотре на новую категорию прав. Однако в этом случае нужно успеть сдать все необходимые водительские экзамены за год. Ведь именно столько действует справка № 003 в/у.

Кто не сможет пройти комиссию?

Если водитель отказывается пройти осмотр хотя бы у одного из специалистов, чье заключение обязательно, терапевт не может выдать ему справку № 003 в/у. Если обратиться к Постановлению Правительства РФ № 1604 (2014), то отказ в получении данного медицинского документа получат граждане, имеющие следующие заболевания, отклонения, патологии:

  • Хронические эндокринные болезни.
  • Серьезные проблемы со зрением.
  • Патологии конечностей.
  • Регулярные потери сознания, припадки.
  • Задержка как умственного, так и физического развития.
  • Социально опасные психические заболевания.
  • Наркотическая зависимость.
  • Порок сердца.
  • Алкоголизм.

Отказ тут разумно мотивирован: управление транспортным средством в вышеописанных состояний опасно как для самого гражданина, так и для окружающих его людей.

В 2018 году проходить как начальные, так и периодические медицинские осмотры водителям стало намного проще. Для выписки справки № 003 в/у необходимо получить удовлетворительное заключение только у 4 специалистов. Что же касается профессиональных водителей, для них как периодические медкомиссии, так и предрейсовые осмотры остались такими же строгими.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий