Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось

Содержание

Страховая премия по ОСАГО в 2021 году

Стандартный договор автогражданки заключают на год. Чтобы документ вступил в силу, должна быть выплачена страховая премия.

Рассчитать стоимость ОСАГО

Страховая премия по ОСАГО в 2021 году

Рассчитайте цену на электронное ОСАГО онлайн

Новая методика выплат по ОСАГО: что изменилось

В сентябре 2021 года Центробанк России принял новую методику расчета страховой выплаты по ОСАГО. По мнению законодателей, она сделает процедуру расчета более прозрачной и выгодной для автовладельцев. В чем заключаются изменения и действительно ли размер компенсации увеличится — в разборе Mafin Media.

Актуальные коэффициенты ОСАГО на 2021 год

женщина за рулем авто

При вычислении размера цены обязательного страхования ОСАГО применяются некоторые коэффициенты, влияющие на конечный результат.

Некоторые из них имеют фиксированное значение (например, территориальный или базовый), а какие-то меняются от размера стажа, возраста, количества ДТП водителя.

Вычисление стоимости ОСАГО происходит так: базовый тариф, который выставляется конкретной страховой компанией и выражается в рублях, умножается на все прочие коэффициенты. То есть фактически цена полиса ОСАГО зависит именно от базового тарифа (базовой ставки) определенной компании, так как все остальные значения остаются неизменными для конкретного человека в любой страховой компании.

Почему вообще страховки для разных людей, но для одинаковых автомобилей стоят по-разному? Потому что первый человек, например, опытный водитель, с большим стажем и с большим сроком безаварийной езды, а второй – новичок, уже попал в ДТП. Поэтому стоимость страховки первого будет намного ниже, чем второго. Таким образом страховые стараются обезопасить себя от рисков, связанных с неопытным или лихим водителем.

Изначально большинство коэффициентов равняются единице. Но при определенных условиях их значение может увеличиваться или уменьшаться. И сразу можно сказать, что самую большую сумму заплатят неопытные, молодые люди, которые живут в крупных городах.

Самый быстрый способ расчета страховки, без необходимости знать коэффициенты:

Страховые выплаты по ОСАГО

выплаты при дтп

При ДТП полис ОСАГО покрывает ущербы, которые нанес водитель другим участникам ДТП. Так ущерб может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу. Бывают случаи, когда виноваты оба водителя, тогда выясняется, кто больше виноват и у кого меньше ущерб.

После обращения в страховую компанию насчет ДТП страховая дает ответ в течение 20 рабочих дней, а после этого в течение 5 дней можно еще раз подать обращение, если решение не устраивает.

Компенсация ущерба может быть путем денежной выплаты или непосредственно прямого ремонта машины пострадавшего.

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

В понедельник, 24 августа, в России вступают силу поправки к закону об ОСАГО (40-ФЗ), которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов. На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения. Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО.

Коэффициенты ОСАГО — как они влияют на размер страховой премии

Именно коэффициенты ОСАГО влияют на размер страховой премии. Они рассчитываются индивидуально для водителя или действуют в пределах целого региона. При этом сами страховые компании на законодательном уровне не могут завышать или занижать стоимость страховки.

  • ТБ – базовый тариф;
  • КТ – территориальный коэффициент;
  • КБМ – коэффициент бонус-малус;
  • КВС – коэффициент возраст-стаж;
  • КО – ограничивающий коэффициент;
  • КМ – коэффициент мощности двигателя;
  • КС – коэффициент сезонности;
  • КН – коэффициент нарушений;
  • КП – коэффициент срока страхования.

Все значения подставляются в формулу: П = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС * КН * КП.

Следует сразу отметить, что дороже всего обойдется покупка полиса новичкам, проживающим в крупных городах. Но чем дальше от мегаполиса и чем опытней будет водитель, тем меньше для него размер страховой премии.

Базовая ставка ОСАГО: все, что вам нужно знать

Полис ОСАГО — обязательный по закону документ для российских автомобилистов, поэтому ценообразование полиса тщательно контролирует государство в лице Центробанка . Именно регулятором в формулу расчета стоимости страховки закладывается так называемая базовая ставка (тариф) , которая гарантирует ценовую доступность полиса.

Напомним, что стоимость ОСАГО складывается из базовой ставки выбранной страховой компании и поправочных коэффициентов , индивидуальных для каждого автовладельца. Ранее мы рассказывали, как формируется цена ОСАГО.

Что такое страховая премия ОСАГО, каким может быть её минимальный размер при заключении договора на полис?

Полис автогражданки необходим для того чтобы защитить вашу ответственность перед другими участниками дорожного движения в случае ДТП, но ваш автомобиль такая страховка не защитит, для этого лучше приобрести страховой продукт КАСКО.

Далее в статье мы подробно рассмотрим из чего складывается премия и каким образом она правильно рассчитывается. Так же вы узнаете базовые ставки для разных видов ТС, штрафы за просроченный полис и возможен ли возврат при расторжении договора.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Формула для расчета страховой премии к возврату – какую следует использовать

Определение страховой премии – это действие, основанное на математических подсчетах.

Для расчета возвращаемой страховой премии следует опираться на следующий принцип: сначала определяется, какой тариф действует в настоящее время, а затем сумма к уплате за период действия договора страхования. Следующим шагом будет деление такой суммы на число месяцев, в течение которых планируется выполнять договор – получится месячная сумма. Осталось умножить эту величину на число месяцев, оставшихся до окончания действия договора.

Формула расчета страховой премии к возврату будет выглядеть следующим образом:

Спв = Сумм / Мд × Мост, где:

Спв – сумма премии к возврату;

Сумм – сумма страховой премии;

Мд – количество месяцев действия договора;

Мост – количество месяцев, оставшихся до окончания действия договора.

Величина возвращаемой страховой премии – это как раз получившаяся сумма.

Что это за методика и как давно она существует

Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году . До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить , автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.

Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.

Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику , где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался : количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок .

Какие коэффициенты учитываются в формуле расчета?

Рассчитать цену полиса можно самостоятельно по формуле:

ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КС х КП х КМ х КПР х КН = ЦЕНА ОСАГО

Получается, посчитать ОСАГО легко вручную, когда вы знаете все значения.вы можете ввести свои данные на нашем сайте в разделе калькуляторы экспресс-расчета стоимости ОСАГО, сайт выдает результат мгновенно

Ниже приведена расшифровка:

Свяжитесь с нашими специалистами из службы поддержки и они помогут с решением вашего вопроса.

Максимальная сумма выплаты по ОСАГО при ДТП

Максимум сумма выплаты по полису ОСАГО составляет:

  • в случае ущерба имуществу 400 000 руб
  • в случае вреда здоровью и жизни 500 000 руб.

«Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет: а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ); б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ).» (Статья 7 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ).

Оставьте свой номер телефона, мы перезвоним и проконсультируем. Предлагаем лучшие варианты страхования авто в надежных компаниях.

Есть случаи, при которых страховая не оплачивает ущерб. К ним относятся:

  • в ДТП попало лицо, не записанное в полисе;
  • величина компенсации выше 400 тысяч рублей;
  • виновник аварии – ученик, а ДТП произошло на специальной учебной площадке.

Также надо помнить о праве регресса. В некоторых случаях у страховщиков есть причины для возмещения суммы, которая была оплачена ими пострадавшему в ДТП:

  • умышленное вредительство,
  • опьянение,
  • отсутствие ВУ,
  • отсутствие ОСАГО,
  • ОСАГО просрочен,
  • сокрытие с места ДТП,
  • нарушение порядка действий при европротоколе,
  • ущерб выше 400 тысяч рублей,
  • ложные данные в полисе ОСАГО.

Если виновник ДТП решит оплатить сумму ущерба самостоятельно, а потом только заявит в страховую и предоставит необходимые документы, то страховая не будет компенсировать уже совершенную выплаты, так как это не предусмотрено законом.

Что поменяется для водителей

Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, и рассчитанных для конкретного водителя коэффициентов. Страховщики продолжат, например, учитывать возраст и стаж водителей, мощность транспортного средства и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону речь в основном идет о параметрах, определяющих манеру вождения.

Страховщик будет вправе поднять стоимость полиса, если клиент до момента заключения договора:

  • был лишен водительских прав (учитывается в течение года после возобновления права на вождение);
  • понес наказание за пьяную езду, а также ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается год после истечения срока наказания);
  • скрывался с места ДТП;
  • неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения. Например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно. Если нарушения правил приводили к страховым выплатам, то для избежания задвоения они по-прежнему учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.

Фото:Владимир Гердо / ТАСС

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

Значение термина «страховая премия»

Обычно слово «премия» ассоциируется с поощрением за какие-то заслуги. Страховая премия по полису ОСАГО — это денежная сумма, которую владелец машины уплачивает страховой фирме за страховку. Она не имеет фиксированного размера и рассчитывается индивидуально.

Базовый тариф

В самом начале формулы ставится базовый тариф, который затем умножается на все коэффициенты. Он строго прописан в законах и страховые компании не могут его менять. Свой тариф присваивается каждому виду транспорта – легковым и грузовым машинам, троллейбусам, автобусам и так далее.

Также на размер базового тарифа влияет цель использования автомобиля. Он повышается для транспорта, принадлежащего юридическому лицу, и становится еще выше, если машина применяется в качестве такси.

А что из себя представляет базовая ставка?

Базовая ставка в ОСАГО — исходный ценовой показатель, на который страховщики ориентируются при определении размера страховой премии.

Проще говоря, это сумма, заложенная в расчет полиса в таком размере, чтобы доход от продажи страховок покрыл страховые выплаты .

Но следует понимать, что Банк России устанавливает не конкретное число, а тарифный коридор ставок с минимальным и максимальным значением . Это необходимо для того, чтобы страховщики могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и высокий — систематическим нарушителям .

Страховые компании вправе самостоятельно варьировать значение базовой ставки, но не могут выходить за рамки тарифного коридора .

Из чего складывается страховая премия и что это такое?

Сумма, которую вы платите за оформление своего договора, это та сумма, которую лицо, оформляющее данный договор, обязано оплатить СК в соответствии с условиями, на которых происходит заключение сделки, и зависит от ряда факторов.

Оплату денежных средств страховой компании вы можете произвести как единовременным платежом, так и частично производить оплату в течение действия данной сделки.
Оплата этой суммы страховщику входит в обязанности лица которое заключает сделку с СК.

В том случае, если человек, оформивший сделку по страхованию автомобиля, не оплачивает страховой взнос, компания может произвести расторжение данной сделки в одностороннем порядке.
Размер суммы рассчитывается страховой компанией и вы вправе как согласиться на данную сумму, так и отказаться от нее.

Что изменилось с принятием новой методики

Главное изменение — теперь справочники с ценами на ремонтные работы, запчасти и материалы индивидуальны для всех 85 российских субъектов . Раньше вариантов этого справочника было всего 13 , их создавали для каждого экономического региона страны. Соответственно, цены на запчасти и ремонтные работы были одинаковыми как для Москвы, так и для Рязанской или Смоленской областей, которые находятся в одном Центральном федеральном округе. Замена одной и той же детали стоит дешевле в Рязани, нежели в Москве, хотя сама запчасть в Рязани может обойтись дороже из-за логистики и меньшего спроса.

утилизация автомобилей

Именно эту проблему должна решить новая методика — она учитывает как разницу в стоимости запчастей в разных регионах России, так и разницу в стоимости самих работ . Чтобы данные в справочниках оставались актуальными, их теперь будут обновлять раз в три месяца, а не раз в полгода , как раньше, поскольку с ростом инфляции и регулярными скачками валют стоимость деталей сильно меняется. Также для расчета средней цены будут учитывать не только цену в одном конкретном магазине , который выберет пострадавший или страховая компания. Этот показатель будет складываться из цен как минимум в пяти профильных магазинах конкретного региона .

Еще одним важным нововведением стал запрет на использование при расчетах б/у запчастей . Раньше такая практика была применима: эксперт с письменного согласия страховщика и владельца пострадавшего автомобиля мог рассчитать стоимость ремонта, исходя из цен на вторичные запчасти, — например, если новую нужно было ждать больше 45 дней. Теперь финальная стоимость в любом случае будет зависеть от цен на новые запчасти . А поскольку страховщики все еще могут компенсировать размер ущерба не ремонтом, а рублями, размер выплат должен вырасти.

В октябре 2021 года фара для новой Toyota Camry в Центральном федеральном округе стоила около 98 000 руб., в Крымском округе — 94 000 руб., в Северо-Кавказском — 99 500 руб., а в Северо-Западном — уже 101 000 руб. Для разных федеральных округов разброс цен внушительный, а цены серьезно отличаются даже в рамках одного магазина в одном городе в зависимости от наличия запчасти.

Так, в Москве в одном из самых популярных магазинов запчастей та же самая фара для Toyota Camry под заказ с доставкой 35 дней стоит 102 000 руб., а запчасть в наличии стоит уже от 162 000 руб. При этом на втором, тоже крупном и популярном портале, аналогичная деталь с доставкой через две недели стоит на порядок дешевле — 123 000 руб. А для Симферополя стоимость детали под заказ с доставкой в течение тех же двух недель составит 114 000 руб.

Что было на первом этапе реформы

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

Как производится расчёт суммы?

Сумма взноса, которую оплачивает страхователь, состоит из:

  1. Нетто-премии.
  2. Нагрузки.

Нетто-премия – это та сумма, которую СК удерживает, для того чтобы в последующем покрыть убытки которые несет потерпевший в случае ДТП.

Надбавка или же нагрузка по страховой премии, рассчитывается исходя из тех издержек, которые несет СК.

Страховой взнос, уплачиваемый страхователем, включает в себя так же все риски СК, именно поэтому при расчете данной суммы эти коэффициенты закладываются в нагрузку.

Размер суммы страхового взноса отличается и зависит также от региона, в котором зарегистрирован автомобиль.

Например, в Москве этот коэффициент будет выше, нежели в Башкирии.

Помимо того, что СК рассматривает все обстоятельство страхового дела страхователя, компания также производит оценку ситуации на рынке данных услуг. Размер суммы, которую страхователь должен оплатить СК рассчитывается исходя из различных коэффициентов и самого базового тарифа.

Законодательством предусмотрены факторы из которых складывается данная сумма:

  1. Регион в котором используется авто.
  2. Наличие у страхователя каких-либо льгот.
  3. Технические характеристики авто которое страхуют.
  4. Срок эксплуатации данного транспорта.
  5. Количество водителей, которые вписаны в договор и т.д.

Следует учитывать, что законодательством определяются лишь рамки тарифной сетки ОСАГО, которая является одной из составляющих страхового взноса. Закон дает право страховщикам определять самостоятельно конечный размер страхового взноса, но при этом СК не должны выходить за рамки максимальной суммы.

Минимальный размер

В 2014 году был принят закон, который увеличил базовую ставку по автогражданке. Обусловлено это было тем, что тарифы действующие ранее сделали автострахование не выгодным для СК. В 2015 году базовую ставку повысили и на сегодняшний день базовые тарифы выше предыдущих на 40%.

После повышения базового тарифа, это направление в страховании вновь стало рентабельным. Однако повышение базовой ставки, это лишь одно из изменений в ОСАГО которое произошло с 2015 года. Кроме поднятия базовой ставки был введен еще и так называемый валютный коридор.

Сейчас данный продукт страхования имеет как максимальную так и минимальную базовую ставку. Данные изменения вводились с расчетом на то, что компании начнут конкурировать в борьбе за свою клиентуру. Конкурирование будет происходить за счет ценовой политики устанавливаемой в рамках валютного коридора.

Базовые ставки для разных ТС

Ниже будут приведены базовые тарифные ставки для различных ТС:

Транспортные средства минимальная ставка в рублях
Мототранспорт 867
Легковые авто для юр. лиц 2573
Легковые авто для физ.лиц 3432
Такси 5138
Грузовой транспорт с максимальной массой меньше 16 тонн 3509
более 16 тонн 5248
Авто для перевозки пассажиров до 16 мест 2808
Более 16 мест 3509
Троллейбусы 2808
Трамвай 1751
Трактора и другая строительная техника 1124

Базовая ставка ОСАГО — 2021

Тарифный коридор , установленный Центробанком, в 2020 году стал шире , поэтому конечная цена ОСАГО будет зависеть от страховщика .

В 2021 году тарифный коридор базовой ставки ОСАГО на легковые авто физических лиц составляет:

В пределах этих значений страховые компании могут назначать тарифы автовладельцам.

Отмена КВС для иностранных транспортных средств

Изменения затронули не только саму таблицу с коэффициентами КВС, рассмотренную выше, но и примечания к этой таблице:

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

  • 1,7 – в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
  • 1 – в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

Ранее для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, применялись особые правила. Фактический стаж и возраст водителя не учитывался, а для расчета бралось значение 1,7 (для физических лиц) или 1 (для юридических лиц). С 5 сентября 2020 года возраст и стаж водителей иностранных автомобилей учитывается на общих основаниях.

Возврат при досрочном погашении кредита

Положения ст. 958 ГК РФ распространяются и на договоры страхования, связанные с оформлением кредитов. Досрочное погашение кредита, не являясь страховым случаем, влечет за собой исчезновение того основания, в связи с которым заключен договор страхования. Поэтому если правила и договор страхования содержат условие о возврате части премии, соответствующей неистекшему сроку действия договора, то возврат страховой премии – это безусловная обязанность страховщика. В спорных ситуациях существует возможность получить положительное решение о возврате через судебные инстанции.

Что говорят эксперты про новую методику

Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.

Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.

Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.

Какие нужны документы для страховой компании и срок выплат

Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.

  1. Заявление о ДТП.
  2. Справка от сотрудников ДПС.
  3. Полис ОСАГО.
  4. Водительское удостоверение.
  5. Свидетельство о регистрации ТС.
  6. Паспорт страхователя.
  7. Справка об ИНН.

Сколько нужно ждать решение страховой?

Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)

Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора. Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%. В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.

Фото:АГН «Москва»

Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

Фото:Сергей Бобылев / ТАСС

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится». По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.

Возврат части суммы страховой премии по ОСАГО

По закону уплаченные за страховку средства в некоторых случаях можно вернуть до ее завершения. Возврат части страховой премии по ОСАГО выполняется за вычетом 23 % и возможен при наличии законных оснований, по заявлению автовладельца или по решению суда, если страховщик отказывается возвращать деньги за страховку. Обычно страховые компании выдают возврат без проблем.

Возврат страховой премии в случае расторжения договора

Полис автогражданки прекращает действовать автоматически:

  • при утрате или гибели автомобиля;
  • если страховая организация ликвидирована;
  • в случае смерти автовладельца.

Расчет части суммы, которая подлежит возврату, выполняется на основе даты соответствующего события.

Возврат неиспользованной страховой премии допустим при смене собственника машины и отзыве лицензии страховщика: но не автоматически, а на основании заявления автовладельца.

Возврат страховой премии в случае продажи автомобиля

Для автовладельцев, которые решили продать автомобиль, актуален вопрос о том, как вернуть страховую премию по ОСАГО при смене собственника. Договор страхования в этом случае можно расторгнуть или переоформить страховку на покупателя. Проще использовать второй способ. Однако при расторжении страхового договора прежний автовладелец гарантированно получит возврат части средств от страховой фирмы. При переоформлении документа он получает эту сумму от покупателя, поэтому гарантии есть только в случае нотариально заверенной договоренности.

Класс водителя

КБМ присваивается водителю за безаварийную езду. Он хранится в специальной базе, поэтому остается даже при смене страховой компании. Каждый год, прошедший без ДТП, водителю дается 5% скидки от стоимости страхования. Максимальный размер дисконта – 50%.

Если же произошла авария по вине застрахованного лица, то класс снижается. Минимальная категория «М» не только не дает скидки, но и устанавливает коэффициент 2,45. Это существенно повышает стоимость страхования.

Что влияет на базовую ставку

Итак, как мы уже знаем, страховые компании могут назначать тариф для каждого автовладельца персонально в границах установленного коридора .

Тем самым, базовые тарифы у разных страховых компаний могут различаться , но коэффициенты, характеризующие водителя и его транспортное средство, одинаковы у всех страховых компаний.

Базовые ставки по автогражданке различаются в зависимости от типа автомобиля (легковой или грузовой) и того, кто им владеет (юридическое или физическое лицо). А также от технических характеристик, конструктивных особенностей и цели использования ТС.

Кроме того, страховая компания самостоятельно определяет набор факторов, которые повлияют на ее базовые тарифы. Так, для водителей, совершающих грубые (зафиксированные инспектором ГИБДД) нарушения — превышение скорости, выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, — будет применяться максимальный тариф.

подписание документов

Учитываются и другие факторы, например семейное положение автовладельца, марка и даже цвет его машины. При этом страховщики при установлении размера максимального и минимального тарифа не вправе применять следующие факторы: национальность, вероисповедание, политические взгляды, должность и род деятельности автомобилиста.

Увеличение КВС для юридических лиц

1. В случае если собственником транспортного средства является юридическое лицо, коэффициент КВС увеличивается в 1,8 раза.

Данное примечание вводит одно из самых серьезных изменений. С 5 сентября 2020 года КВС для всех автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, увеличивается в 1,8 раза. То есть это автоматически приводит к тому, что стоимость страховки у транспортных средств юридических лиц возрастает в 1,8 раза.

Например, Андрей имеет стаж 12 лет и возраст 35 лет.

При покупке страховки для личного автомобиля его КВС составит 0,95.

Если Андрей решит купить точно такую же страховку для автомобиля, принадлежащего юридическому лицу, размер КВС составит 0,95 * 1,8 = 1,71

Итоги

Возврат страховой премии – это процесс вполне реальный, если соответствующая сумма приходится на неистекший срок действия договора страхования, расторгаемый досрочно. Обращаться за ним следует в страховую компанию, предварительно самостоятельно изучив все имеющиеся на руках документы применительно к конкретной ситуации.

КБМ – коэффициент бонус-малус

коэффициент бонус малус в страховке

Данный коэф. показывает, были ли аварии у водителя. Изначально КБМ=1.

За ежегодную езду без аварий человеку дается скидка 5%. При отсутствии аварий на протяжении нескольких лет КБМ падает до 0.5 и равняется скидке 5%.

Например, у молодого водителя в первый год КБМ=1. Если он не участвовал ни в одной аварии, скидка будет 5%, и КБМ уменьшится до 0.95. А если водитель попадет в ДТП, то КБМ взлетит до 1.55.

Максимальное значение КБМ выходит при регулярных авариях или при сбое в работе системы расчета. МАХ КБМ=2.45

Если вы считаете, что из-за чего-то ваш КБМ отображается некорректно, свяжитесь со страховой компанией, далее, если вопрос не решится, то идите в РСА или Центробанк.

Данные о КБМ находятся в базе Российского Союза Автостраховщиков.

Узнать их можно на сайте РСА: тут

Формы страховых выплат

Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.

Когда же человек сможет получить именно выплату?

  1. Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
  2. Автомобиль не подлежит восстановлению.
  3. Потерпевший – инвалид I или II группы.
  4. Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
  5. Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
  6. Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.

Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.

Минимальный базовый тариф

Минимальная базовая ставка применяется к водителям, которые передвигаются на авто с двигателем малой мощности, пользуются машиной редко и не участвовали в ДТП. Минимальное значение применимо для полиса ОСАГО, приобретаемого только на лето.

Расчет КВС для водителей, не имеющих российских прав

2. Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю.

Еще одно очень серьезное нововведение. Если водитель управляет автомобилем на основании иностранных прав, то при расчете стоимости страховки его стаж не учитывается. То есть значение КВС берется из первого столбца приведенной выше таблицы.

Например, Борис имеет стаж вождения 15 лет, а его возраст 61 год. При этом у Бориса есть только иностранное водительское удостоверение, выданное в Казахстане.

При покупке ОСАГО до 5 сентября 2020 года Борис мог рассчитывать на минимальный коэффициент КВС равный 0,93.

С 5 сентября 2020 года стаж Бориса при расчете КВС не учитывается и коэффициент принимает значение 1,55.

Если Вы попали в похожую ситуацию и стоимость страховки серьезно возросла, то имеет смысл обратиться в ГИБДД для замены иностранного водительского удостоверения на российское. В этом случае стаж будет полностью перенесен, после чего страховка станет заметно дешевле.

Штрафы при ДТП с просроченным полисом

Самым неприятным инцидентом для вас будет попадание в ДТП с просроченным полисом ОСАГО. В независимости от того были ли вы виновником ДТП или нет, вас ожидает штраф в размере 800 рублей за просроченный полис.

В том случае, если виновником аварии являетесь вы, то вам придется возмещать ущерб нанесенный потерпевшему из своего кармана. Также тот факт, что у вас отсутствует действующий полис страхования будет зафиксирован в протоколе. Пострадавший в данном ДТП произведет оценку ущерба у независимого эксперта.

Так как факт отправки телеграммы будет зафиксирован, вы не сможете оспорить результаты оценки в судебном порядке. Намного проще в этой ситуации решить данный вопрос в до судебном порядке.

Потребуйте от потерпевшего расписку о получении с вас возмещения и о том, что он не будет в дальнейшем иметь претензий.

Даже если ДТП произошло не по вашей вине, штрафа вам избежать не удастся, но в данном случае ущерб вам возместит СК виновника.

Возврат при расторжении договора ОСАГО

Данная процедура регламентируется правилами ОСАГО. Расторжение договора допускается раньше установленного срока. Страхователь имеет право произвести расторжение сделки в любой момент и не обязан объяснять страховщику причины расторжения сделки.

Без объяснения причин вы не получите назад сумму неиспользованной страховой премии.

Для того чтобы произвести возврат данной суммы, следует предоставить страховой документы, которые объясняют причину(ы) расторжения сделки.

Данные причины должны быть весомыми, наиболее часто встречающиеся причины расторжения данного договора прописаны в законе.

Невозможно будет вернуть денежные средства выплаченные страховщику за оформление данной сделки в следующих случаях:

    Если расторжение сделки происходит по инициативе страховой компании.

Но есть все-таки случаи, при которых вернуть неиспользованную страховую премию вы сможете. Все зависит от того, посчитает ли страховая вашу причину уважительной или же нет. Например, при продаже авто вернуть неиспользованную сумму страховой премии можно (подробнее об этом читайте здесь). Также это возможно в случае если авто было утрачено.

Советуем вам приобретать данный страховой продукт лишь у проверенных страховщиков и в страховых компаниях, которые уже успели зарекомендовать себя на данном рынке услуг.

В противном же случае вы рискуете приобрести фальшивку и тогда выплат в случае ДТП вы не получите (как отличить поддельный полис от настоящего?). Или же вы может нарваться на фирмы однодневки, которые потом просто закроются признав себя банкротами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Максимальный тариф

Максимальные ставки точно коснутся молодых и неосторожных водителей, которые пережили не одно ДТП, и владельцев авто высокой мощности.

Отмена коэффициента для управления автомобилем с прицепом КПр

6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее – коэффициент КПр).

N п/п Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства Коэффициент КПр
1 2 3
1 Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
2 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
3 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
3 Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 1,24
4 Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

Коэффициент КПр полностью исключен из Указания Банка России. Начиная с 5 сентября 2020 года использование прицепа никак не влияет на стоимость страховки. То есть, при наличии любой страховки ОСАГО на автомобиль можно к этому автомобилю присоединить и прицеп. Никакого нарушения при этом не будет.

Что касается финансовой стороны вопроса, то можно сказать, что страховка станет несколько дешевле для тех водителей, кто раньше покупал специальный полис для эксплуатации с прицепом (для личных легковых автомобилей с прицепом такой полис не требовался).

Коэффициент мощности двигателя

  • до 50 л. с. – 0,6;
  • 50−70 л. с. – 1;
  • 70−100 л. с. – 1,1;
  • 100−120 л. с. – 1,2;
  • 120−150 л. с. – 1,4;
  • выше 150 л. с. – 1,6.

Чем мощнее автомобиль, тем дороже обойдется ОСАГО.

Отмена коэффициента нарушений КН

9. Коэффициент, применяемый при наличии действий (бездействии) владельцев транспортных средств, предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – коэффициент КН).

Коэффициент КН равен 1,5.

Коэффициент нарушений КН применялся при расчете стоимости ОСАГО для тех водителей, которые допустили серьезные нарушения правил страхования.

Например, если водитель скрылся с места ДТП.

Коэффициент нарушений увеличивал стоимость страховки в 1,5 раза. С 5 сентября 2020 года этот коэффициент не используется.

Значения базовой ставки по ОСАГО

В тарифах Банка России определены 12 различных категорий транспортных средств. По каждой установлено минимальное и максимальное значение базового тарифа.

Коэффициент сезонности

Снизить размер страховой премии можно, если заключить договор на небольшой срок. Подходит для сезонного использования автомобиля. Минимально можно застраховаться на 3 месяца, действовать при этом будет коэффициент 0,5. Полная стоимость начинается с 10 месяцев страхования.

Выбор коэффициента КБМ при наличии нескольких водителей

5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.

В пункте 5 приложения 4 исчезло упоминание физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств. То есть обновленный пункт говорит о том, что при покупке ограниченной страховки правила стали одинаковыми для физических и юридических лиц. В качестве КБМ выбирается наибольший коэффициент среди всех водителей, допущенных к управлению.

КП – коэффициент периода (срока страхования)

коэффициент периода в ОСАГО

Имеет значение для автомобилей, зарегистрированных за границей, для транзитных маршрутов или для иностранцев. При транзитном страховании КТ не влияет на итог. БТ при этом указывается по адресу регистрации владельца автомобиля. При страховании на 15 дней КП=0.2, при страховании более, чем на 10 месяцев КП=1.

БТ х КВС х КБМ х КО х КМ х КП = стоимость транзитного полиса ОСАГО.

Срок действия полиса Коэффициент периода
От 5 до 15 дней 0.2
От 16 до 1 мес. 0.3
2 мес. 0.4
3 мес. 0.5
4 мес. 0.6
5 мес. 0.65
6 мес. 0.7
7 мес. 0.8
8 мес. 0.9
9 мес. 0.95
10 мес. и более 1

Новые формулы для расчета стоимости страховки

Выше были рассмотрены базовые страховые тарифы и коэффициенты, которые изменились с 5 сентября 2020 года. Однако кроме них нововведения затронули и формулы, которые используются для расчета.

Категория ТС Старые формулы
(для физических лиц
для юридических лиц)
Новая формула
“B”, “BE” (в том числе такси), зарегистрированные в РФ Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КС * КН
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КС
“A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, зарегистрированные в РФ Т = ТБ * КТ * КБМ водителя * КВС * КО * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица * КО * КС * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КС
“B”, “BE” (в том числе такси) для движения к месту регистрации или техосмотра Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КМ * КП
Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КМ * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП
A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины для движения к месту регистрации или техосмотра Т = ТБ * КБМ водителя * КВС * КО * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ юридического лица * КО * КП * КПр
Т = ТБ * КБМ * КВС * КО * КП
“B”, “BE” (в том числе такси), зарегистрированные за границей Т = ТБ * КТ * КБМ водителя 2 * КВС * КО * КМ * КП * КН
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица 2 * КО * КМ * КП * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КМ * КП
A”, “M”, “C”, “CE”, “D”, “DE”, “Tb”, “Tm”, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, зарегистрированные за границей Т = ТБ * КТ * КБМ водителя 2 * КВС * КО * КП * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ юридического лица 2 * КО * КП * КН * КПр
Т = ТБ * КТ * КБМ * КВС * КО * КП

Из данной таблицы можно сделать следующие выводы:

  • Формулы расчета стали едиными для транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
  • Коэффициенты КН и КПр полностью исключены из формул. Это не удивительно, ведь чуть выше речь шла о том, что эти коэффициенты в Указании Банка России больше не упоминаются.
  • Коэффициент возраста и стажа КВС ранее не использовался при расчете стоимости страховки для юридических лиц. Теперь же он присутствует в формулах.

В заключение хочу отметить, что с 5 сентября 2020 года правила расчета стоимости страховки ОСАГО изменились довольно сильно. И если Вас в ближайшее время ожидает покупка нового полиса ОСАГО, то рекомендую заранее рассчитать его предполагаемую стоимость с помощью обновленного калькулятора ОСАГО:

Ведь в первое время не исключены ошибки страховых компаний при расчете по новым правилам.

Что касается итоговой стоимости страховки для каждого водителя, то невозможно сделать однозначный вывод о том, станет она больше или меньше. Дело в том, что изменения одновременно затронули множество коэффициентов. Поэтому не исключено, что у кого-то страховка станет немного дешевле, а у кого-то несколько дороже. Расчет в любом случае имеет смысл сделать индивидуально для каждого водителя.

Коэффициент срока страхования

Применяется только при движении транспорта транзитом или для иностранных граждан. Может составлять 0,2 при оформлении на срок до 15 дней и повышаться до 1, если страхование делается на 10 и более месяцев.

Чтобы получить точный размер страховой премии, нужно рассчитать ОСАГО с коэффициентами, учитывая свои показатели как водителя и характеристики автомобиля.

КПР – коэффициент наличия прицепа

наличие прицеп в страховке

Значение: от 1 до 3.

Зависит от типа и функции транспортного средства. Для легковых машин и для машин физических лиц КПР=1.

Заключение

Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО помогает не переплатить, т.к. вы направитесь в страховую с уже ясным пониманием конечной стоимости вашего полиса. А даже если цифры не совпадут, вы сможете спокойно разобраться в причине несостыковки, так как будете понимать, что к чему и почему.

При желании сэкономить время на самостоятельном расчете вы можете использовать наши быстрые калькуляторы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий