Насосы НШ их виды и технические характеристики

Содержание

Шестеренный (шестеренчатый) насос

Шестеренный (шестеренчатый) насос по праву считается объемной роторной гидромашиной. Это обусловлено тем что он может работать как гидромотор так и как гидронасос. При подаче на него масла под давлением, рабочий вал начинает вращаться, он превращается в гидромотор. В случае если вращающий момент подается на вал, то насос начинает перекачивать масло и выполнять свое прямое назначение.

Шестеренные насосы внутреннего и внешнего сцепления

Насосы шестеренные НШ100 и НШ71 (объёмом 100 и 71 см³)

Насосы шестеренные (или ещё их называют: шестерёнчатые) НШ100-4, НШ100А-3, НШ71-4, НШ71А-3 (правого вращения) и насосы НШ100-4 Л, НШ100А-3 Л, НШ71-4 Л, НШ71А-3 Л (левого вращения) с рабочим объёмом 100 и 71 см³ соответственно, с номинальным давлением на выходе 20 МПа для НШ100-. НШ71-. и 16 МПа для НШ100А-. НШ71А-. предназначены для нагнетания рабочей жидкости в гидравлические системы тракторов, сельскохозяйственных и других машин.

Насосы НШ 100 и НШ 71 выпускается как левого (с буквой Л в конце обозначения насоса), так и правого вращения (не указывается в обозначении), в зависимости от сборки. Левого вращения – вращение ведущего ротора против часовой стрелки, правого вращения – вращение ведущего ротора по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.

Пример условного обозначение насоса:
Насос НШ100А-3 Л, где:
НШ – насос шестеренный;
100 – рабочий объем насоса (см³);
А – условное обозначение завода-изготовителя;
3 – номинальное давление 16 МПа на выходе насоса;
Л – направление вращения ведущего ротора, левое, если смотреть со стороны привода (правое – не обозначается).

Конструкция соединения всасывающей гидролинии насоса НШ100 (НШ71) должна обеспечивать полную ее герметичность. Всасывающая гидролиния должна обеспечивать скорость течения жидкости на входе в насос не более 1,5 м/с и быть по возможности короткой, с минимальным количеством изгибов. На всасывающей гидролинии не разрешается устанавливать краны, фильтры и клапаны.

Напорная гидролиния насосоа НШ 100-4, НШ 100А-3 (НШ 71-4, НШ 71А-3) должна обеспечивать скорость жидкости не более 5 м/с и тоже быть по возможности короткой, с минимальным количеством изгибов, сужений и угловых соединений. При наличии угловых соединений скорость жидкости не должна превышать 3,5 м/с. В напорной линии насосов НШ-100 (НШ-70) необходимо предусмотреть место для установки контрольного манометра. Потери давления в системе не должны превышать 0,6 МПа.

Описание моделей и принципа действия шестеренных насосов

Технику для сельского хозяйства, строительства, а так же коммунальных нужд трудно представить без системы под названием гидравлика. Это устройство способно нагнетать масло в двигатель и создавать его требуемое давление у погрузчиков, тракторов марки МТЗ 80 и 82, а так же многой другой техники.

Гидравлика этих машин основана на базе агрегатов НШ. Обозначение НШ можно расшифровать, как насос шестеренчатый или насос шестеренный. Широкое применение шестерные насосы получили в 1968 году после того, как их запатентовал Баранов О.М. и введением их в повседневную эксплуатацию.

Насосы НШ – маркировка, принцип работы, устройство, виды

Что такое насосы НШ, описание, виды, устройство, назначение, модели, технические характеристики насосов НШ.

Насосы НШ – это аббревиатура названия насос шестеренчатый, который еще называют насос шестеренный. В широкий обиход на просторах бывшего Советского Союза шестеренчатый насос вошел с 1968-го года. Патент на модификацию принадлежит Баранову Олегу Михайловичу.

С тех пор вся гидравлика отечественных машин сельскохозяйственного, коммунального, строительного назначения, которая предназначена для нагнетания масла в двигательную систему тракторов МТЗ 80 и 82, погрузчиков и других видов машин работает на базе насосов НШ. Гидромотор в отличие от напорного аппарата получает рабочую жидкость под давлением на входе, чтобы на выходе иметь возможность снять с вала момент вращения. И, хотя гидромотор применяют в технике реже электрический, у него есть свои существенные плюсы. Гидромотор при одинаковой мощности с электрическим весит в 15 раз меньше и занимает в 3 раза меньше места под капотом.

Насос НШ на гидравлику МТЗ: устройство масляного насоса, неисправности, характеристики, как поставить НШ 50 вместо НШ 32

На тракторах МТЗ устанавливается несколько масляных насосов, и один из них обеспечивает подачу масла в гидравлическую систему. В качестве рабочей жидкости используется минеральное масло, которое циркулирует в гидравлическом контуре под давлением 12-16 МПа. Именно масляный насос создает необходимое рабочее давление, поэтому от того, насколько стабильно он функционирует, зависит возможность эксплуатации трактора с различным навесным оборудованием.

О характеристиках, устройстве, принципе работы и других моментах, связанных с обслуживанием и эксплуатацией масляных насосов на гидравлику МТЗ, поговорим далее в статье.

Насос НШ: технические характеристики, установка, принцип работы

Насос НШ

Насос НШ представляет собой гидравлический шестеренчатый агрегат. Оборудование этого типа сконструировано для обеспечения подачи масла в двигатель.

Масляный насос НШ используется вместе с насосом дозатором МТЗ в составе двигателей тракторов и погрузчиков , а так же широко используется в конструкции моторов строительной техники.

Все модели насосного оборудования способны работ при температуре окружающей среды от -50 до +60 градусов Цельсия. КПД таких агрегатов достигает значения от 85 до 90%.

Содержание статьи

  • Принцип работы
  • Маркировка. Направление вращения
  • Модельный ряд и характеристики
  • Установка
  • Стоимость насосов НШ

Основные технические характеристики насосов НШ-32-4, НШ-32А-3, НШ-32-4Л, НШ-32А-3Л

Параметр Насос НШ32-4 Насос НШ32-4Л Насос НШ32А-3
НШ 32В-3
Насос НШ32А-3Л
НШ 32В-3(Л)
Рабочий объём (± 3%), см³ 32
Направление вращения вала правое левое правое левое
Номинальное давление на выходе, МПа 20 16
Номинальная частота вращения вала, с -1 40
Номинальная объёмная подача, л/мин 68,6
Давление на входе мин. / макс., МПа 0,018 / 0,15
Коэффициент подачи не менее 0,94
Коэффициент полезного действия не менее 0,83
Номинальное мощность, кВт 33,2 26,6
Температура окружающей среды, °C -50. +60
Номинальная кинематическая вязкость рабочей жидкости, мм²/с 30. 40 55. 70
Масса шестерённого насоса не более, кг 7,0

Принцип работы гидравлического насоса

Перемещение навесок на тракторе Беларусь осуществляется при помощи выдвижения нескольких гидравлических цилиндров. Их в свою очередь толкает или втягивает, соответственно, нарастающее или падающее давление рабочей жидкости. На тракторах МТЗ это минеральное масло.

Масло циркулирует по замкнутому контуру под давлением 12 МПа на старых моделях МТЗ. На новых давление в гидравлике составляет 15-16 МПа. Оно может доходить до 20 МПа при неверно настроенной системе, но это максимальные значения, которых лучше не допускать.

На тракторе МТЗ масляный насос гидравлики – шестеренчатый, т.е. НШ. Он смонтирован на корпусе под кабиной между баком для масла и распределителем, который регулирует подачу техжидкости к гидроцилиндрам или ее выход из гидравлической системы обратно в бак. Насос приводится в движение от ведущего вала привода ВОМ через промежутку.

Работа масляного насоса гидравлики обеспечивает на тракторе МТЗ три ключевых режима:

  1. Поршень гидроцилиндра перемещается вперед-назад, т.е. движение в двух противоположных направлениях.
  2. Положение поршня зафиксировано в нужном положении, когда масло не выходит из цилиндра.
  3. Поршень свободно перемещается, когда оба объема цилиндра соединяются с магистральным маслопроводом гидросистемы.

Посредством создаваемого масляным насосом гидравлики МТЗ давления осуществляется:

  • управление агрегатированного с трактором оборудования;
  • управление прицепными устройствами.

Устройство

Устройство шестеренного насоса

Шестеренный насос имеет следующее устройство в него входят две шестеренки и корпус внутри которого они закреплены. Одна из шестерней является ведущей и приводится в движение внешним механическим приводом. Вторая приводится в движение первой за счет зацепления. Вращаясь они перемещают жидкость, находящуюся между зубьями из камеры всасывания (1) в камеру нагнетания (2).

Применяемость и установочные размеры насосов НШ 100, НШ71

Наименование Применяемость Установочные размеры
Насос НШ71АЛ К-700А, К-701, К-702М, ВМ-4А. ДЗ-98В, ДЗ-198, ДЗ-140 Установочные размеры насосов НШ71АЛ, НШ71А, НШ100АЛ, НШ100А

Маркировка

Каждому изделию присваивается своя маркировка в зависимости от особенностей конструкции. Если в конце маркировочной надписи стоит буква «Л» это означает, что ротор данного мотора вращается против часовой стрелки, то есть он «левый». Правые моторы не маркируются.

Устройство насосов НШ

Обычно используются правосторонние аппараты. Левосторонние, которые еще называют реверсивными, делаются либо под заказ, либо отдельным модельным рядом. Например, обозначение модели аппаратов НШ 32У Л, НШ 100А3 Л, НШ 150Г4 Л. Каждый параметр расшифровывается по принципу:

  • 32, 100, 150 – это рабочие объемы (32 см³, 100 см³, 150 см³);
  • У, А, Г – это модификация завода, причем буква «А» – это круглые модели, а все остальные – плоские;
  • 1, 2, 3, 4 – давление на выходе;
  • Л – электронасос с левым вращательным движением ротора.

Как правильно выбрать насос НШ (видео)

Характеристики масляного насоса на гидравлике МТЗ

На тракторах МТЗ 80 и 82 на гидравлической системе используются шестеренчатые насосы НШ 32А-3 или НШ 32М-3. Возможны и другие варианты, но эти самые распространенные. Также некоторые трактористы производят замену масляного насоса на модель с иными характеристиками.

Технические характеристики масляных насосов НШ 32 для тракторов МТЗ 80 и 82 следующие:

Тип насоса шестеренчатый, правого вращения
Производительность 45 л/мин (32 см3/об)
Рабочее давление 16 МПа
Максимальное давление 20 МПа
Частота вращения 2400 об/мин
Потребляемая мощность 30 кВт

В гидравлической системе старых тракторов МТЗ использовался масляный насос НШ 32-2. Его производительность – 45 л/мин, а рабочее давление ниже – 12 МПа.

Габаритные и присоединительные размеры насосов НШ 100-4, НШ 100А-3 и НШ 71-4, НШ 71А-3

Габаритные и присоединительные размеры насосов НШ100-4, НШ100А-3, НШ71-4, НШ71А-3, НШ100-4Л, НШ100А-3Л, НШ71-4Л, НШ71А-3Л

Рекомендации по монтажу насосов НШ100 и НШ71:
На насосы НШ не должны передаваться механические усилия от деформаций н перемещений присоединяемых к нему гидролиний. С целью снижения влияния вибраций, пульсаций давления и резонансных явлений на насос НШ (НШ 100, НШ71 и т.д), на участке напорной гидролинии рекомендуется установить компенсирующее звено.
Скорость изменения давления в гидросистеме до номинального значения не должна превышать 100—350 МПа/с при увеличении давления и 1000 МПа/с при уменьшении. Фильтрующее устройство должно иметь номинальную тонкость фильтрации не грубее 25 мкм н находиться в удобном для технического обслуживания месте. Для предотвращения загрязнения рабочей жидкости во время заправки рекомендуется оборудовать гидравлическую систему устройством при принудительной заливке через фильтр тонкой очистки (25 мкм).
Рекомендуемый объем гидробака должен быть не менее 1/3 двухминутной объемной подачи насоса НШ, в зависимости от режима работы машины (легкий или тяжелый, но в два раза превышать заполняемый объем полостей гидравлической системы н обеспечивать требуемый температурный режим. Внутри гидробака между всасывающим и сливным отверстиями должна быть предусмотрена перегородка высотой 2/3 уровня масла в гндробаке.
Отверстие всасывающей гндролнннн должно располагаться у дна гидробака на расстоянии не менее трех диаметров трубы от стенки гидробака и не менее двух диаметров от дна гклробака. Отверстие сливное гидролннин должно быть расположено ниже минимально допустимого уровня рабочей жидкости в гидробаке. На гндробаке должен быть указатель уровня жидкости масла закрытого типа.
Воздух, попадающий в бак через сапун должен быть тщательно очшиен. Уровень рабочей жидкости в баке должен быть выше входного отверстия насоса на 150 мм. Гидроцилиндры должны иметь устройство, предотвращающее образование вакуума о полостях цилиндров и присоединенных к ним гидролиниях при опускании рабочего органа машины. В противном случае возможен подсос воздуха через штоковые уплотнения цилиндров и уплотнения угловых подвижных соединений гидролинии, что приводит интенсивному износу деталей насоса НШ 100 (а также насосов НШ с другим рабочим объёмом) и других узлов гидравлической системы.
Рекомендуется также применять в цилиндрах разгрузочные устройства, снижающие пиковые давления при подходе поршня к крайним положениям, что одновременно уменьшает время работы гидравлической системы, в режиме предохранительного клапана.
При монтаже и демонтаже элементов гидравлического привода, а также при замене масла необходимо соблюдать чистоту. Применяемое масло служит не только рабочей жидкостью для приведения в действие исполнительных органов машины, но и одновременно смазкой для подшипников насоса НШ. Поэтому загрязнение рабочей жидкости механическими примесями или попадание в них влаги вызывает образование надиров по поверхности подшипников скольжения и выводит шестерённые насосы из строя.

Устройство шестеренчатого насоса НШ

Каждый шестеренчатый насос НШ имеет следующую конструкцию:

  • металлический корпус;
  • шестерни, находящиеся в зацеплении, − одна из них ведущая и соединена с валом привода;
  • подшипниковая обойма;
  • крышка с отверстием для приводного вала;
  • уплотнительная манжета;
  • задняя крышка;
  • сальники, кольца и уплотнители, обеспечивающие герметичность;
  • впускное и выпускное отверстия.

Насосы могут иметь правое или левое вращение. Направление вращения определяется по направлению движения шестерен, если смотреть на них со стороны привода.

Работающий при высоком давлении масляный насос гидравлики МТЗ изготавливается в округлом корпусе. Это необходимо, чтобы техжидкость оказывала равномерное давление на стенки корпуса.

Когда работает двигатель трактора, ВОМ приводит во вращение вал насоса. Таким образом движение передается на ведущую шестерню. Она в свою очередь находится в зацеплении с ведомой шестерней, которая также начинает вращаться.

Шестерни вращаются в противоположных направлениях. За счет этого они перемещают минеральное масло, подавая его в зону высокого давления. После этого техжидкость поступает в маслопровод, который соединяет масляный насос с гидравликой МТЗ.

При перемещении порции масла в области впускного отверстия создается разряжение. Благодаря ему следующая порция техжидкости подается из гидравлического бака в масляный насос.

Таким образом создается непрерывное движение жидкости при работе навесного оборудования трактора.

Важно, чтобы масляный насос гидравлики на МТЗ обеспечивал перемещение техжидкости в одном направлении и блокировал ее ток в обратном. Обратно минеральное масло не течет благодаря тому, что зубья шестерен плотно зацеплены, а также из-за минимального зазора между устройством и внутренней поверхностью масляного насоса.

Схема масляного насоса НШ 32-2

2. ведущая шестерня

3. ведомая шестерня

5. поджимная обойма

6. шариковые подшипники

9. корпус гидравлического агрегата

12. валик управления

17. стакан подшипника

Проблема запертого объема

Немаловажной проблемой в эксплуатации шестеренного насоса, считается проблема запертого объема. Так как жидкости плохо подвергаются сжатию, и возникновение запертых объемов может серьёзно препятствовать работе гидромашины. Это происходит в следствии высокого момента сопротивления. Дабы решить эту проблему, на шестернях делают специальные канавки отвода жидкости, по которым избыточный объем уходит в зону всасывания или нагнетания.

Расчет производительности

Производительность вычисляется следующим образом:

Формула расчета производительности шестеренного насоса

Исходя из формулы, приведенной выше в рисунке. Можно сделать заключение о том сто производительность, нельзя никак увеличить. Кроме как увеличением частоты вращения ведущего вала. Вывод: шестерные насосы не регулируемые.

Насос шестеренный НШ 32 Д-3 правый, плоский, ВЗТА (Винница)

принцип работы насосов нш

Как работает насос НШ

Принцип работы достаточно прост: шлицевой вал насоса получает вращательный момент от специального ВОМ трактора, автомобиля или другой с/х техники. Внутри корпуса, на этому валу, установлена ведущая шестерня, которая входит в зацепление с ведомой шестерней, также внутри корпуса. Вращаются эти шестерни в направлении от центра, тем самым в камере А создается разряжение, жидкость вместе с впадинами зубьев шестерен перемещается по внутренним стенкам корпуса и в камере Б создается избыточное давление, жидкость выталкивается и тем самым создается напор в системе.

Из чего состоит НШ-32Д-3

из чего состоит НШ-32Д3 плоский

Присоединительные размеры гидронасосов НШ-32Д-3

Присоединительные размеры НШ-32Д3

Обозначение размера Значение в мм
Размер А 138
Размер С 76
Размер Е 46
Размер D (вход) 28
Размер D1 (выход) 28
Размер Z x hmin М8 х 14

Функциональные зависимости

Функциональные зависимости и характеристики нш-32

Так же стоит отметить, что шестеренчатые насосы выпускаются как правые (вращение вала по часовой стрелке, если смотреть от привода), так и левые (вращение вала против часовой стрелки, если смотреть от привода). В данном случае гидронасос: Если Вы перепутали направление вращения насоса и подключили не верно, практически сразу выдавит уплотнительный сальник и узел работать не будет. Подробно о том, как определить направление вращение вала, смотрите ниже.

Как самому определить направление вращения вала насоса НШ?

Если Вы по каким либо причинам не можете увидеть маркировку насоса то можете самостоятельно определить направление вращение ведущего вала.

1) Располагаем НШ валом вверх, как на фото сверху.

2) Входное отверстие ( отверстие, через которое происходит подача рабочей жидкости) располагаем на себя.

3) Если вал находится со смещением от центра в левую сторон, то НШ правого вращения (если смотреть от привода то вращается по часовой стрелке), если вал находится справа от центра тогда НШ левого вращения (если смотреть от привода то вал вращается против часовой стрелки).

Неисправности насоса гидравлики МТЗ и способы их устранения

На выходе насоса не поднимается давление

Падение давления на выходе обычно свидетельствует о недостаточном количестве техжидкости. Она может теряться в результате потери эластичности уплотнителей, или ее изначально залили в гидробак слишком мало.

Через горло гидробака идет пена

Пена образуется, если сквозь уплотнители в бак подсасывается воздух. В этом случае нужно заменить изношенные прокладки.

Масло просачивается в местах соединений

Появление масляничных подтеков в местах подсоединения маслопроводов может быть вызвано слишком сильной затяжкой фиксирующих крепежей. Чтобы убрать просачивание масла, попробуйте ослабить соединения.

Нагревается гидробак

Выход из строя золотника или перепускного клапана может приводить к нагреву бака гидравлической системы. Чтобы устранить дефект, нужно проверить работу этих деталей и при необходимости заменить их.

Масляный насос гидравлики сильно гудит при работе

Нарастающий шум при работе насоса гидравлики МТЗ обычно говорит о недостаточном уровне минерального масла. Для устранения неисправности нужно проверить герметичность соединений и целостность трассы, а также долить техжидкость до рекомендованного уровня.

Область применения

Шестерные насосы используются для подачи давления до 2,5 МПа. Основное предназначение такого рода устройств это перекачка вязких жидкостей: масла, нефть мазуту и даже цемент и битум. Основной род применения шестерного насоса перекачка масла. Их применение весьма широко: нефтяная, машиностроительная, химическая промышленность. Дорожное и сельское хозяйство также применяют такие агрегаты.

Принцип работы шестеренных насосов НШ32

Нагнетание рабочей жидкости в шестеренном насосе НШ-32 осуществляется при помощи ведущей и ведомой шестерен, расположенных между подшипниковой и поджимной обоймами и пластинками. Подшипниковая обойма с установленными на ней антифрикционными вкладышами служит единой опорой для всех цапф шестерен. Поджимная обойма под действием давления рабочей жидкости в полости манжеты уплотняет по периферии зубья шестерен со стороны зоны высокого давления. Опорная пластина служит для перекрытия зазора между корпусом и поджимной обоймой. Боковые поверхности шестерен уплотняются двумя пластинками под действием давления жидкости в полостях с торцевыми манжетами, . Рабочие кромки торцевых манжет предохранены от выдавливания в торцевые зазорами пластинами, кольцами, и предохранительными прокладками. Ведущий вал насоса уплотняется манжетами, которые фиксируются опорным и пружинным кольцами. Центрирование ведущего вала качающего узла относительно установочного бурта корпуса обеспечивается агулкой. Крышка присоединяется к корпусу болтами герметичность по плоскости разъема корпус-крышка достигается установкой резинового уплотнительного кольца. При транспортировке входное и выходное отверстия насоса закрываются пробками и.

Насос НШ 32У-3 полностью взаимозаменяем с аналогичными насосами других производителей — НШ 32В-3, НШ 32УК-3, НШ 32УЖ-3

Преимущества и недостатки шестерных насосов

  • Самые простые по устройству, в результате чего самые дешевые объемные насосы;
  • Очень компактны;
  • Высокая надежность;
  • Минимальные требования к очистке рабочей жидкости;
  • Не нужна смазка, ее роль выполняет рабочая жидкость;

Минусы в работе:

  • Низкий КПД, в большинстве случаев его значение не больше 0,6-0,75, этот показатель является самым маленьким, относительно иных типов;
  • Пульсация рабочей жидкости в нагнетательной линии, в результате чего происходят скачки давления, что производит относительно высокий шум (до 90 дб). Это вызванно конструктивными особенностями зубчатого зацепления.
  • Высока нагрузка на опоры шестерен. Происходит из-за высокой разницы давлений в нагнетательной и всасывающих областях. Приводит к повышенной скорости износа опор, что уменьшает срок эксплуатации устройства.
  • Не рекомендуются к эксплуатации в гидросистемах с высоким давлением. В таких системах насосы подвергаются повышенному износу и быстро выходят из строя.
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий