Когда камеры начнут фиксировать отсутствие страховки ОСАГО?

Содержание

Когда камеры начнут фиксировать штрафы за езду без ОСАГО и где будут стоять?

WhatsApp

Не так давно комплексы автофиксации запускали в тестовом режиме, и владельцы автомобилей, не застраховавшие свою гражданскую ответственность, уже получали письма. Правда, это были пока ещё не штрафы. Но что тогда? В данной статье мы выясним, работают ли камеры, фиксирующие отсутствие ОСАГО, в 2021 году, штрафуют ли водителей в автоматическом режиме, где стоят средства фиксации и когда они начнут отслеживать автовладельцев без страховки.

ОСАГО не в фокусе: водители снова могут не бояться камер

Проверку полисов ОСАГО с помощью дорожных камер снова отложили. По информации некоторых СМИ, она должна была стартовать с ноября, но МВД уже выступило с официальным опровержением. Что опять случилось и когда система начнет выписывать первые штрафы за отсутствие полиса, разбирались «Известия».

Разговоры о запуске пилотного проекта по автоматической проверке наличия полиса ОСАГО ведутся с прошлого года. В феврале на заседании у руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максима Ликсутова был обозначен первый срок: июнь 2018 года. В июне исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев рассказал о планах запуска системы в столице с 1 сентября, а позже в Татарстане. Но этого опять не произошло. Агентство «Москва» со ссылкой на пресс-службу Центра организации дорожного движения (ЦОДД) заявляло, что камеры начнут присылать штрафы за отсутствующий полис в ноябре. Теперь ключевые участники проекта опровергают и эту информацию.

Обнаруживают ли камеры отсутствие ОСАГО

Когда в 2016 году представители ГИБДД совместно с РСА выступили с инициативой о внедрении возможности проверки камерами наличия автогражданки, ряд СМИ сообщил о том, что это нововведение будет запущено в январе 2017 года. Когда этого не произошло, те же издания рассказали о переносе сроков начала такого контроля на январь 2018 года.

Позже официальные источники заявили о том, что запуск проекта назначен на 1 марта 2019 года. К этой дате ведомства намеревались «очистить» базу данных от устаревшей информации для того, чтобы избежать назначения неправомерных штрафов. По состоянию на конец марта камеры фиксации по-прежнему не начали отслеживать водителей, управляющих автомобилем без ОСАГО.

Как заявили представители дорожной инспекции, основная сложность заключается в настройке и внедрении в систему двух баз данных:

  • номерной базы ГИБДД;
  • базы данных РСА о действующих страховках.

Бояться ли камеры ОСАГО?

«Распространенная рядом СМИ информация о том, что правоприменительная деятельность по указанному составу административного правонарушения комплексами автоматической фотовидеофиксации якобы начнется в начале следующего месяца, является некорректной и не соответствует действительности», — с таким заявлением выступила официальный представитель МВД России Ирина Волк. В Российском союзе автостраховщиков, куда обратились «Известия» за разъяснениями, подтвердили: проверка не стартовала.

дорожная камера

В ЦОДД ранее заявляли, что технических проблем с отслеживанием камер нет и дополнительной нагрузки в Центре не боятся: столичная система фотовидеофиксации способна обрабатывать огромное количество данных и в любой момент готова начать фиксировать новое нарушение. Так почему же старт снова отложили?

Что говорят официально

О том, что проверка полисов ОСАГО с помощью камер будет запущена в сентябре, ранее сообщали СМИ со ссылкой на неназванные источники в страховом бизнесе.

В Российском союзе страховщиков (РСА) эту информацию «Известиям» не подтвердили. Официальных сообщений о запуске проверок наличия полисов ОСАГО при помощи камер в сентябре в РСА не поступало. И порекомендовали обратиться за разъяснениями в МВД — именно это ведомство, по словам страховщиков, играет основную роль в определении сроков старта проекта.

камера

В управлении МВД по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации сообщили, что в «настоящее время комментировать указанную тему преждевременно». Не ответили на запрос «Известий» и в столичном Центре организации дорожного движения (ЦОДД) — в его ведении находятся комплексы фото- и видеофиксации. Так что интрига со сроками запуска проверки пока сохраняется, тем более что ее старт откладывали не единожды.

Что собираются ввести?

Итак, правительство в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) и ГИБДД планируют ввести возможность выписывать штрафы с систем автоматической фиксации нарушений за отсутствие страховки ОСАГО. Выявлять это нарушение будут Автодории, которые вешают на столбах и на текущий момент они пока выявляют нарушения ПДД:

  • превышение скорости движения высчитыванием средней скорости,
  • движение по автобусной полосе.

Теперь же Автодория станет способна выявлять водителей, у которых не застрахована автогражданка. Точнее, Автодория не будет это выявлять непосредственно сама. Распознавать такие автомобили будут системы, которым камера просто будет передавать данные с машинами и их госномерами.

Если Вы встретите на пути такую камеру, и у Вас нет страховки, то на Вас может быть наложен штраф:

Автодория, которая сможет выписывать штраф за отсутствие ОСАГО

Работать это будет следующим образом:

  1. у Вас нет страховки ОСАГО, и Вы едете по дороге, попадаясь на участок, фиксируемый дорожной камерой Автодория,
  2. камера считывает Ваши номера и отправляет в специальную систему распознавания,
  3. система проверяет по базе РСА, застрахована ли ответственность на данный автомобиль,
  4. если автогражданки нет, то собственнику автомобиля автоматически выписывается штраф.

Сколько?

  • если Вы просто не захотели оформлять полис,
  • если ОСАГО у Вас просрочилось.

Пилотным регионом традиционно выступит Москва – именно в столице проект запустят в экспериментальном режиме, что вовсе не означает, что штрафы будут выписываться ненастоящие.

Затем нововведение собираются распространить на Татарстан (также традиционно пилотный регион для разного рода испытаний ГИБДД) и уже при успешном тестировании распространят на всю Россию.

Когда заработает фиксация?

Главная проблема и сложность, по заявлению ГИБДД, заключается в настройке и интеграции баз данных двух важных составляющих для появления такой возможности у законодателей:

  • базы ГИБДД номеров автомобилей,
  • базы РСА по действующим страховым полисам.

О том, как это будет работать, мы поговорим ниже, здесь же отметим лишь то, что без объединения или интеграции этих двух баз камеры по части проверки ОСАГО не заработают.

Между тем, несмотря на обилие постоянных переносов начала фиксации камерами отсутствия полиса, официальный ответ МВД, актуальный на 11 Ноября 2021 года, прост:

До завершения указанных работ [по объединению баз данных – прим. ред.] правоприменительная деятельность в автоматическом режиме по указанному составу административного правонарушения не осуществляется. Она будет начата по мере технической готовности информационных систем.

Это всё, что нужно знать о том, когда начнётся фиксация отсутствия страховки у водителей. То есть конкретной даты не называется. Но оговоримся ещё раз, что мы следим за актуальной информацией и обновим статью, когда это изменится.

Где будут стоять такие камеры?

Первоначально планировалось запустить эксперимент по проверке наличия ОСАГО у водителей камерами в Москве. При этом, речь идёт не обо всех комплексах фиксации и даже не определённых их видах, а об отдельных камерах на отдельных участках дорог.

Очевидно, что эти конкретные участки и адреса не сообщаются, иначе водители без ОСАГО просто не будут там ездить.

Споры о наказании

Первой сложностью стал механизм наказания. Как выписывать постановление — каждый раз, когда нарушитель попадется в объектив камеры, или не чаще, чем раз в сутки? К тому же не всех устроила величина штрафа. Сейчас, в соответствии со статьей 12.37 КоАП РФ, он составляет 800 рублей, причем за оплату в течение 20 дней предусмотрена 50-процентная скидка.

В Минфине заявили о необходимости увеличить штрафы. По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, повышение штрафов должно быть сопоставимо с той выгодой, которую получает автовладелец, отказываясь от покупки полиса.

Единоросс Сергей Вострецов предлагал штрафовать незастрахованных автовладельцев на 5 тыс. рублей, но поддержки у в Госдуме не нашел. Его коллеги считают, если нарушитель получит столько штрафов по почте, сколько встретит на своем пути камер, размер наказания вполне адекватен. Как раз на таком варианте и было решено остановиться.

дорожная камера осаго

«Согласно предварительным договоренностям, штрафовать будут столько раз, сколько автомобиль без ОСАГО проедет под камерами. Сейчас предусмотрен период в 10 дней с момента покупки машины, в течение которого автовладелец может купить полис ОСАГО. Однако даже в течение этого промежутка времени без полиса ОСАГО ездить на автомобиле будет нельзя», — рассказали «Известиям» в РСА.

Долгая работа над ошибками

Проект проверки с ОСАГО с помощью камер обсуждали с 2015 года, а тестовый режим должны были запустить еще в ноябре 2018-го, однако процесс застопорился из-за большого количества выявленных ошибок в базе РСА, из-за чего оказалось невозможно синхронизировать ее с базой ГИБДД, сообщал «Коммерсант».

Синхронизация была необходима — в Москве 1,5 тыс. камер, каждая фиксирует в сутки до 40 тыс. проездов машин, и страховая база просто не выдержала бы миллионы запросов. Поэтому была придумана следующая схема: РСА предоставляет список действующих полисов ОСАГО на конкретную дату, ГИБДД дополняет его информацией о номерах машин, а ЦОДД пользуется полученными данными. Если выявлен нарушитель — проверку проводят в обратном порядке, от ЦОДД к РСА и только затем выписывают постановление на 800 рублей.

В мае страховщики отчитались о том, что тестовый прогон показал высокий уровень чистоты базы данных АИС ОСАГО. В конце июня РСА запустил обновленную систему АИС 2.0, более мощную и производительную, и еще раз заявил о готовности к информационному взаимодействию с ГИБДД.

гибдд

В свою очередь в базе ГИБДД также есть ошибки, мешающие ее корректной работе, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Это подтвердил и первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков в беседе с корреспондентом «Известий».

«Технические ошибки в старых административных делах, когда неправильно указана улица или номер дома, создают многочисленные проблемы для всей базы данных. Надо провести административную амнистию, чтобы отсечь старые дела. Это значительно облегчило бы работу базы», — отметил депутат. Он также высказал, сомнение, что новая АИС ОСАГО 2.0 будет сразу работать корректно и не потребует донастройки.

Когда?

Как мы уже упомянули выше, запуск новой схемы наказания владельцев машин планировался на 1 сентября. Но неожиданно перед самым запуском проект отложили на неопределённый срок.

И дело здесь не в неподготовленности технической базы для этого. Новшество отложили по причине отсутствия конкретного решения о том, сколько штрафов будет выписывать в том случае, если водитель проедет несколько Автодорий на своём пути.

Кроме того, власти не определились, по какой статье штрафовать собственников автомобилей. Впрочем, вопрос достаточно странный – на 2021 год отсутствие страховки может предполагать различные ситуации в зависимости от обстоятельств, и в зависимости от них различаются и наказания по КоАП:

  • если на автомобиль вообще не оформлена страховка ОСАГО либо если она просрочилась, то применяется ч.2 статьи 12.37 КоАП со штрафом 800 рублей,
  • если водитель не вписан в полис, то часть 1 этой же статьи и 500 рублей,
  • если полиса просто нет с собой, но автогражданка оформлена, то те же 500 рублей, но по части 2 статьи 12.3 Кодекса.

Очевидно, что нарушение под вторым пунктом камера в принципе не способна выявить, так как не умеет идентифицировать водителя. Также система не способна определять наличие полиса в бардачке машины, поэтому третий пункт также абсурден. Поэтому очевидно, штраф должен быть выписан за отсутствие страховки как таковой, и в чём вопрос о применении конкретной статьи, кажется достаточно странным.

По какой статье КоАП будут штрафовать владельцев авто за страховку с камер, пока неизвестно

Когда начнут фиксировать?

Этого пока неизвестно. Дело в том, что материально-техническая база для возможности выписывания постановлений за вождение без страховки уже практически работает, фактически ни одна камера на дорогах не проверяет наличие договора ОСАГО.

Чтобы понять, что на данный вопрос в настоящее время нет ответа, давайте проследим хронологию событий и узнаем, сколько раз запуск планировался, но откладывался.

  • Самые первые новости о начале видеофиксации за езду без ОСАГО появились ещё в конце 2015 года – тогда это было ещё инициативой с задачей проработать техническую часть.
  • В 2017 году по интернету начали ходить “фейки” в виде последних новостей о том, что камеры начали штрафовать водителей за отсутствие ОСАГО. Это оказалось неправдой.
  • Такие же публикации облетали интернет в период до 2019 года – причём, с явно прослеживающейся сменой начала фиксации езды без страховки, а затем информацией, что проверку наличия полиса отложили.
  • Между тем, в то же время Российский союз автостраховщиков (РСА) начал утверждать о готовности базы данных с госномерами машин для определения отсутствия ОСАГО. Но в ГИБДД ещё не были готовы.
  • Не так давно РСА снова пригрозилось о скором начале запуска фиксации этого нарушения камерами.
  • Но однажды такую автофиксацию запустили в тестовом режиме – вот только владельцам авто приходили не штрафы, а просто уведомления об отсутствии страховки. Таким образом система была протестирована и застрахована от последствий ошибок, собственно, отсутствием таких последствий, ведь наказания не назначались.
  • По состоянию на 08 Ноября 2021 года всё ещё идёт подготовка системы для начала запуска, планируется, что это произойдёт в Москве.

Пришёл штраф за езду без полиса ОСАГО

Вопросы читателей

В этом разделе мы ответим на актуальные вопросы, которые возникают у большинства автолюбителей. Если вы не нашли ответа на свой вопрос, то можете его задать через форму «Добавить комментарий» и мы постараемся ответить на него максимально быстро.

Вопросы и ответы:

  • Сохраняется ли скидка в размере 50% при оплате штрафа в течение 20 дней, который зафиксирован камерой?

Да, как и прежде автолюбитель может сэкономить и оплатить только половину начисленной в протоколе суммы. Отсчет 20 дней начинается от даты вынесения протокола. Сегодня есть много сервисов, которые предлагают получать информацию по вынесенным штрафам в режиме онлайн. К примеру, Сбербанк предлагает активировать услугу через личный кабинет. При получении штрафа можно сразу его оплатить.

  • Если в течение дня камера несколько раз зафиксирует отсутствие бланка, то потребуется оплачивать все штрафы?

Безусловно, такой вопрос возникал, поскольку автолюбитель может просто забыть продлить ОСАГО и попасть под прицел камеры несколько раз. По состоянию на декабрь 2021 года точной информации по данному вопросу нет. Когда заработаю камеры по ОСАГО, должна появиться информация. Однако опытные эксперты рекомендуют помнить о продлении и покупать бланк заранее, в режиме онлайн.

  • Как быть иностранным гражданам, которые приехали в Россию на своем авто и не оформили ОСАГО?

Если иностранные граждане управляют машиной, на которой российские номера, то действие закона на них также распространяется.

В том случае, когда транспорт зарегистрирован в иностранном государстве, то во время пребывания на территории РФ водитель должен оформить «Зеленую карту». Информацию о наличии такого бланка получить камера не сможет. Поэтому данной категории водителей штрафы выписываться не будут.

  • Что делать, если штраф пришел при наличии действующего ОСАГО?

Не секрет, что всем свойственно ошибаться. Бывают ситуации, когда при внесении данных ОСАГО в базу РСА появляются ошибки. Если вы получили протокол при наличии действующего договора, то следует обратиться в ГИБДД с целью отмены постановления. В любом случае не стоит забывать про него, поскольку спустя время сумма штрафа может автоматически списаться с банковской карты.

  • Что делать, если я только купил машину без ОСАГО и перегоняю ее в другой регион?

В рамках закона у автолюбителя есть 10 дней на оформление автогражданки при покупке машины. Вопрос фиксации транзитных машин пока не разъяснен. В любом случае вы всегда можете купить страховку на время перегона (за 20% от общей цены бланка). Вы должны понимать, что в случае ДТП при отсутствии ОСАГО потребуется компенсировать ущерб пострадавшему самостоятельно. При этом сумма ущерба может быть намного выше стоимость полиса обязательного страхования. Возникает вопрос: зачем рисковать?

Какие камеры штрафуют?

На 11 Ноября 2021 года известно, что штрафы за отсутствие ОСАГО будут выписывать только Автодории. Вот так они выглядят на дорогах:

Камера Автодория, которая штрафует за отсутствие ОСАГО у водителя

Но и это в рамках эксперимента. Главное – наличие базы автомобилей без страховки. Всё остальное – дело техники. Ведь камеры автофиксации считывают лишь номера машин, а остальное делает программа, которую можно обновить, заменить, доработать.

Таким образом, в будущем за езду без ОСАГО будут штрафовать, возможно, и другие виды камер, кроме Автодорий, в том числе Крисы различных модификаций, Стрелки и другие.

Трудности слияния

Для того, чтобы камеры смогли определять, что у какого-то автомобиля просрочен или отсутствует полис, необходимо объединить базы РСА и ГИБДД. В Союзе уже отчитались, что передали Госавтоинспекции доступ к базе застрахованных автомобилей. Официальный представитель МВД Ирина Волк в свою очередь заявила, что в настоящее время ведутся работы по синхронизации информационных систем ГИБДД и РСА. И этот процесс оказался очень сложным.

«Проблема в том, что у РСА нет всех нужных идентификаторов, и поле с госномером не является обязательным в полисе ОСАГО, а камера читает по госномерам», — рассказал «Интерфаксу» директор по методологии и страхованию Российского союза автостраховщиков (РСА) Михаил Порватов. Также он отметил еще одну сложность: страховщик вводит информацию о полисе ОСАГО в базу данных не сразу, а в течение суток.

Москва — первая на очереди

Между тем в разгар пандемии ГИБДД очень оперативно запустила систему «Карантин», проверяющую с помощью дорожных камер цифровые пропуска. Так что с аналогичной проверкой полисов не должно возникнуть проблем. По крайней мере в Москве — именно с нее планируют начать автоматическое слежение за наличием ОСАГО.

Обсуждение вопроса о возможности проверки в иных регионах состоится после анализа итогов московского этапа, сообщили в РСА. Однако автоэксперт Игорь Моржаретто уже называет следующие на очереди самые продвинутые в плане систем фото- и видеофиксации регионы — Московская и Ленинградская области, Санкт-Петербург и Татарстан.

осаго

«Обмен данными между ГИБДД и РСА разрешен на федеральном уровне, а на региональном — нет. Помимо этого, каждый субъект самостоятельно разрабатывал программное обеспечение для центров автоматической фиксации административных правонарушений, и сейчас необходимо создать единый программный продукт для всех регионов», — считает руководитель проектов по бизнес-процессам ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян.

Ещё несколько странностей

Шутка ли, но действующее на 2021 год законодательство предусматривает возможность ездить с неоформленной страховкой. Такое право владельцу авто даёт ФЗ “Об ОСАГО”, предусматривающий возможность ездить 10 дней без ОСАГО после покупки машины – новой или с рук.

Как именно будут определяться такие автомобили, вопрос спорный, учитывая то, что о факте продажи машины до её регистрации на нового собственника будет известно только продавцу и покупателю. Вероятно, если у предыдущего хозяина не было страховки вовсе, то штраф будет приходить ему, а тот уже должен будет обжаловать штраф на основании того, что транспортное средство перешло в другие руки. А новому хозяину штраф так и не выпишут, так как у него есть законное право передвигаться 10 суток без страховки.

Как это будет работать?

Сложность и главное отличие фиксации других нарушений ПДД и езды без полиса ОСАГО заключается в интеграции сразу нескольких баз, ведь это не такое нарушение, которое может увидеть камера сразу на картинке.

Таким образом, необходимо плотное взаимодействие 3 структур:

  1. базы данных РСА, которая содержит информацию о наличии ОСАГО у конкретных автомобилей с госномерами застрахованных машин,
  2. базы ЦОДД, оперирующей камерами автофиксации, которая, собственно, считывает номера авто и проверяет при взаимодействии с первой базой наличие страховки,
  3. ГИБДД, которая впоследствии в автоматическом режиме будет выписывать штрафы (постановления) с камер, если проверка покажет отсутствие в базе РСА полиса.

Для водителя же всё выглядит предельно просто, также как и со штрафами, к примеру, за превышение скорости, красный сигнал светофора, пешехода и другими:

Ошибки на миллионы

Ранее РСА заявлял, что тестирование системы началось, и стали известны предварительные результаты: из 4,5 млн автомобилей, попавших в поле зрения дорожных камер в течение дня, только у 6% не было полиса. Исполнительный директор Союза Евгений Уфимцев, основываясь на московских результатах, поспешил сделать глобальный вывод: 4–5 млн водителей по всей России ездят без полисов ОСАГО. Тем не менее в РСА признают, что в базе может быть небольшой процент «грязи» — ошибок.

РСА Российский союз автостраховщиков

Не всё так гладко и с федеральной информационной системой (ФИС) — из-за ошибки в ходе слияния баз данных Госавтоинспекция не смогла вынести более 5,4 млн штрафов. Оказалось, адреса некоторых водителей были указаны некорректно или не указаны вообще.

Есть задача важнее

Впрочем, и старт московского этапа могут перенести. Говоря об информационном взаимодействии с ГИБДД в РСА, прежде всего имеют в виду получение сведений о грубых нарушениях ПДД, которые будут влиять на страховой тариф с 24 августа. Это первоочередная задача.

Напомним, что законом предусмотрено влияние на тариф определенных видов нарушений. Во-первых, это вождение в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования и оставление места ДТП. Во-вторых, это выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и превышение скорости более чем на 60 км/ч по сравнению с разрешенной. Учитываются только неоднократные нарушения в течение года до заключения договора ОСАГО. Их не станут учитывать в том случае, если они были зафиксированы камерами либо вследствие таких нарушений было ДТП и страховая выплата, повлиявшая на КБМ, уточнили в РСА.

Величина штрафа

Ранее в сети распространилась информация о том, что штраф за езду без ОСАГО возрастет с 1 января 2019 года и составит 5000 рублей. Эта информация не нашла своего подтверждения. Штрафы за нарушения ПДД в 2019 году остались на прежнем уровне.

Взыскание за управление автомобилем без оформления страхового полиса наказывается по ст. 12.37 КоАП РФ. Указанный нормативно-правовой акт подразумевает два вида нарушения с разными взысканиями:

  1. Ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ подразумевает наказание за управление автомобилем в период, не предусмотренный страховым договором или за управление ТС лицом, не указанным в полисе. Штраф за такие действия составляет 500 рублей.
  2. Ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ определяет санкции для водителей, управляющих автомобилем без оформления страховки. Езда на машине с просроченным ОСАГО приравнивается к отсутствию «автогражданки». Взыскание за это нарушение составляет 800 рублей.

Кроме ст. 12.37 КоАП РФ, наказание за отсутствие страховки предусмотрено ст. 12.3 ч. 2 КоАП России. Водителю, забывшему полис дома, назначается штраф 500 рублей.

Камеры видеофиксации смогут назначать наказание только за нарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ, а именно за просроченную страховку или полное ее отсутствие. Выписать штраф за забытый документ или за управление машиной лицом, не вписанным в ОСАГО, автоматические устройства не смогут. Они не способны идентифицировать водителя или проверить наличие документа в бардачке авто.

Порядок выписывания штрафа

Проверка авто на наличие полисов должна проводиться теми же системами фиксации, которые следят за скоростью машин, пересечением сплошной линии. Сведения, собранные за день, будут передаваться специалистам ГИБДД. В результате автоматической обработки и дополнительной проверки выносится решение.

Штраф с камер не будет выписан, если номер машины найден в базе РСА. Если он отсутствует, проверять дальше информацию будет инспектор в ходе ручной обработки. Он же и оформит постановление, выпишет штраф конкретному автовладельцу.

В начале предполагалось, что в тестовый период водитель будет получать только уведомление. Но острым встал вопрос, кто будет компенсировать расходы на почтовые отправления. Специалисты подсчитали, что примерно 200 тысяч водителей столицы ездят на машине без ОСАГО. Подробнее про езду без ОСАГО можно почитать здесь.

Статья по теме: Тонкости страхования в лизинге

Какой штраф?

По состоянию на 2021 год он составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП.

Между тем, в ряде источников Вы найдёте информацию о 500 рублях именно в контексте новой возможности фиксации по камерам водителей без ОСАГО. Это не соответствует правде – 500 рублей по части отсутствия страховки налагается в двух случаях:

  • если Вы не вписаны в полис или ездите вне границ периода использования (не путать с просроченной страховкой),
  • если Вы забыли дома сам полис ОСАГО, но договор страхования у Вас есть.

Камеры будут проверять именно наличие договора страхования, а за его отсутствие предусмотрен штраф в размере именно 800 рублей.

В конце 2017-начале 2018 годов шло много разговоров о повышении данного штрафа до 5000 рублей. А в конце осени 2018 появилась информация о том, что штраф с 20 ноября вырастет до 8000 плюс будет предусмотрена эвакуация. Но все обозначенные новости являются фейком.



Где стоят и какие камеры?

Для начала было предложено проверить наличие полиса у владельцев ТС столицы. Нововведение коснется не всех фиксирующих приборов, а лишь отдельных устройств на определенном дорожном участке. Госавтоинспекция не сообщает точные адреса и прочие данные, чтобы водители не перестали ездить по указанным дорогам.

Дальше на очереди:

  • Санкт-Петербург;
  • Казань.

В тестовом режиме функция будет возложена на систему «Автодория», измеряющую скорость движения автомобилей. Однако, решающий фактор – доступ к базе автовладельцев без полиса. После того, как камера считывает номер автомобиля, программа определяет наличие или отсутствие страховки и выписывает штраф. В дальнейшем, фиксировать нарушение будут Стрелки, АвтоУраганы, Арены, Крисы и другие. Разработчики проекта утверждают, что все устройства будут фиксировать и выписывать не больше одного штрафа в течение 24 часов.

Штраф без предупржедения

Переходного периода, в ходе которого автовладельцы будут получать уведомления вместо штрафов за отсутствие полиса, может и не быть.Тестовый период уже проводился летом прошлого года, однако повторное введение такого периода на первых этапах старта проекта будет дополнительно обсуждаться, отметили в РСА.

камеры

До сих пор непонятен порядок вынесения постановлений за нарушения. Вполне возможно, что автовладелец получит письма счастья с каждой камеры, под которой проедет. В этом случае набегает внушительная сумма.

В настоящее время количество автомобилей без полиса ОСАГО оценивается экспертами в 2–3 млн, и это серьезная проблема.

«Когда у причинителя вреда нет ОСАГО, то добросовестным гражданам, попавшим в аварию, приходится рассчитывать исключительно на свои силы. Получить выплату с причинителя вреда, чья гражданская ответственность не застрахована, — нелегкое занятие. Кроме того, у виновника аварии может просто не оказаться средств для взыскания», — рассказал директор по правовым вопросам сервиса «Страховка.Ру» Антон Алферов.

Многие автомобилисты могут и не знать, что ездят с фальшивым полисом. В ходе тестовой проверки ОСАГО с помощью камер было разослано более 10 тыс. уведомлений. По данным, РСА примерно половина позвонивших на горячую линию Союза страховщиков не подозревали, что их полис недействителен, хотя и купили его за полную стоимость.

В том случае, если автовладелец купил полис, но при этом получил штраф за его отсутствие, постановление можно будет обжаловать в течение 10 суток с момента получения. Согласно законодательству жалобу можно направить начальнику того сотрудника, который привлек к ответственности, либо сразу в районный суд по месту совершения правонарушения.

осаго

Подводим итоги

По состоянию на конец марта 2019 года не известна точная дата, когда камеры начнут фиксировать отсутствие ОСАГО у водителей. В настоящее время не решены многие технические стороны этой процедуры. После ввода программы в эксплуатацию камера сможет назначить взыскание только за неоформленную или просроченную страховку. Штрафы за забытый полис или за управление машиной лицами, не вписанными в него, по-прежнему будут выписывать только инспекторы ДПС.

Камеры для ОСАГО

Руководитель отдела пропаганды Сергей Кусов рассказал, что технологически камеры не нужно полностью перенастраивать под выполнение нового функционала.


Фото: портал Москва 24/Роман Балаев

«Этот процесс абсолютно не сложный, просто подключается база данных к камерам. Все номера, которые проходят под камерой и идентифицируются – автоматически проверяются. Если в базе заведен этот номер, то у него есть ОСАГО, если нет – значит, он ездит без ОСАГО. В Москве даже камеры перенастраивать не надо, буквально дело трех щелчков мыши», – отметил эксперт.

По его словам, камеры также продолжат фиксировать нарушения ПДД. «Два процесса будут идти параллельно: один по нарушениям ПДД, а второй – по наличию ОСАГО», – добавил Кусов.

Сейчас на столичных дорогах работает более 1,5 тысяч камер фотовидеофиксации и около 400 мобильных комплексов для фиксации нарушений парковки. До конца года их общее количество планируют увеличить до 2,5 тысячи. На данный момент комплексы могут фиксировать не только превышение скорости, но также выезд на выделенные полосы для общественного транспорта, нарушение правил парковки, движение по обочине. А некоторые способны распознать поворот не из того ряда, выезд за стоп-линию, проезд на красный сигнал светофора и даже непропуск пешеходов на «зебре». Согласно статистике, за время работы системы фотовидеофиксации, количество пострадавших в авариях на участках, где работают камеры, снизилось примерно на 35 процентов. При этом число ошибочных штрафов не превышает 0,001 процента.

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев добавил, что система будет работать и проверять автомобиль из любого региона России.

«У нас есть в системе 40-миллионная база владельцев ОСАГО. Таким образом, камера будет не только проверять москвичей, но и любой автомобиль на предмет наличия полиса», – подчеркнул собеседник портала Москва 24.

По его словам, 10-дневный срок дается, чтобы избежать ошибок системы и задержек по внесению купленных полисов ОСАГО в общую систему. «Например, человек 10 минут назад приобрел бумажный полис и выехал на дорогу. Но, в отличие от электронного, обычный полис вносится в систему в течение суток, поэтому нужно время», – пояснил Уфимцев.


Фото: Портал мэра и правительства Москвы

В свою очередь, председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров отметил, что главный вопрос внедрения автоматических штрафов за отсутствие страховки заключается в том, насколько базы РСА и ГИБДД будут соответствовать другу другу.

«Зная все проблемы с базами РСА на данный момент, я думаю, что первое время будет много «кривых» постановлений, которые потом придется обжаловать», – добавил автоэксперт.

Однако, по его словам, десятидневный срок, возможно, поможет избежать ненужных штрафов для автомобилистов. «В принципе, логично, что за отсутствие ОСАГО не должно быть более одного штрафа в день», – уверен Дозоров.

Что еще поменять в ОСАГО

В целом опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают внедрения контроля за ОСАГО с помощью камер. Автоматическая проверка позволит сделать водителей ответственнее и снизит количество мошенничеств с полисами обязательного страхования автогражданской ответственности.

Однако есть и другие мнения. Наиболее эффективно решить ситуацию в сфере автострахования позволит не контроль, а совершенствование продукта и сервиса, уверен директор по отраслевым решениям IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов. Среди новшеств он называет введение коротких и сверхкоротких полисов ОСАГО, расчет премии на основе пробега, а также внедрение быстрого урегулирования с использованием самостоятельного осмотра и автоматической диагностики повреждений.

Подвижки есть и в этом направлении — в Госдуму внесен законопроект по полному переводу урегулирования убытков в электронный формат.

Возможные размеры штрафов

Пока штрафы за отсутствие ОСАГО остаются неизменными. Они составляют 800 рублей независимо от количества нарушений. Проверить наличие уже оформленного полиса у водителя при себе система не сможет, поэтому получить штраф в 500 рублей не получится.

Планируется впоследствии ввести новые наказания за отсутствие ОСАГО, как мягкие, так и более жесткие. Так, РСА предлагает при первом нарушении вместо штрафа ограничиться предупреждением. А парламент Кабардино-Балкарии предложил ужесточить наказания за повторные нарушения, вплоть до лишения водительских прав. Будут ли введены эти санкции, и когда это произойдет — пока неизвестно.

Какие штрафы в 2021 году?

На сегодняшний день официальный штраф за отсутствие страховки ОСАГО составляет 800 рублей согласно части 2 статьи 12.37 КоАП РФ. Санкция выдается в 2 случаях:

  • если владелец, как правило, не застраховал свою ответственность,
  • за вождение без страховки.

Кроме того, этот штраф можно оплатить с 50% скидкой в размере 400 рублей в течение 20 дней с момента вынесения решения, или позже, если вы не получили письмо счастья вовремя.

Кроме того, есть еще 2 штрафа, касающиеся страхования:

  • 500 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 12.37, если вы не вписаны в действующий полис гражданской ответственности, но договор на транспортное средство, которым вы управляете, а также если срок полезного использования транспортного средства истек,
  • предупреждение или тот же штраф в 500 рублей, если вы забыли полис дома — в случае, если вы не приобрели его в электронном виде (в последнем случае его можно предъявить на экране смартфона или на распечатке).

Какой штраф предусматривается за езду без страховки

В сети была распространена информация, что планируется повысить размер штрафа за отсутствие полиса ОСАГО до 5 тысяч рублей. Однако данные не были подтверждены, новые штрафы ввести не планируется. В 2019 году суммы остались на прежнем уровне.

Наказание предусматривается в рамках статьи 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ней, возможно два вида нарушения:

  1. В рамках части 1 данной статьи предусматривается наказание за управление ТС в период, не указанный в страховом договоре. Также санкции применяются за вождение автомобиля лицом, данные которого не отражены в полисе. Оплатить придется штраф, размер которого составляет 500 рублей.
  2. Вторая часть данной статьи указывает наказание водителям, которые ездят на авто без оформления полиса ОСАГО. Даже если полис просрочен, он приравнивается к отсутствующему. Штраф за такие правонарушения составит 800 рублей.

Даже если полис имеется в наличии, но гражданин забыл его дома, предусматривается санкция. В соответствии с частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ, назначается штраф в размере 500 рублей.

Статья по теме: Особенности оформления ОСАГО и можно ли застраховать машину без прав

Важно! Камеры, работающие на фиксацию нарушений по ОСАГО, будут отслеживать только нарушения второй части нормы. Они будут проверять отсутствие страховки или наличие просроченного полиса.

К фиксируемым на видео нарушениям нельзя будет отнести отсутствие документа по причине забывчивости, а также управление авто не вписанным в страховку водителем.

Разработчики отмечают, что планируют включить в программу режим, который позволит только один раз за сутки зафиксировать факт нарушения. Однако пока официально данная информация не подтверждена. Ведь за превышение скорости в настоящее время «Автодории» штрафуют столько раз, сколько водитель проедет под камерами. Даже если при этом превысит скорость он всего один раз. Поэтому пока за отсутствие страховки предполагается назначение штрафов столько раз, сколько водителя «увидят» камеры.

Как избежать штрафов в будущем

Главный способ избежать штрафов за отсутствие ОСАГО — это оформить его в одной из страховых компаний. Желательно сделать это как можно скорее после покупки автомобиля. Полис может быть как бумажным, так и электронным — в РСА заносится информация и о тех, и о других.

Однако, многие водители рискуют получить штраф даже при наличии оформленного полиса ОСАГО. Чаще всего это происходит при наличии ошибок или неактуальных данных в базе РСА — например, неправильно указанных номерах. Поэтому всегда сообщайте вовремя об изменениях данных в страховую компанию, проверяйте информацию в базе сами и сообщайте об ошибках. Обратите внимание, что на исправление может уйти до 3-5 рабочих дней.

Также вы можете получить штраф при покупке поддельного полиса ОСАГО. Чтобы избежать такой ситуации, покупайте полис только у страховщиков или проверенных агентов. Если вы хотите оформить ОСАГО через интернет — делайте это только на официальном сайте страховой компании.

Дорожные камеры начнут проверять наличие ОСАГО после его подорожания

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО сейчас составляет 800 рублей. Пока что поймать водителя на этом нарушении может только сотрудник дорожной патрульной службы, однако скоро ситуация изменится. По словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, с 1 сентября 2021 года водителей без «автогражданки» будут ловить комплексы фото- и видеофиксации.

Он сразу оговорился, что дата пока ориентировочная. РСА уже полностью готов к началу работы системы, осталось дождаться согласования с ГИБДД. На первом этапе эксперимент начнут в Москве, следующим регионом должен стать Татарстан. Сначала автомобилисты начнут получать лишь уведомления о том, что им необходимо застраховать свою гражданскую ответственность, затем в «письмах счастья» будут уже штрафы.

Новости / Документы Со скидками на ОСАГО возникли проблемы В ЦБ начало поступать много жалоб россиян о том, что страховщики не делают скидки за безаварийность при оформлении полиса. 2959 0 14 17.05.2018

На переходный период от уведомлений к штрафам страховщики пока закладывают три месяца (то есть первые постановления нарушители получат примерно к зиме), а в ГИБДД ограничиваются одним месяцем (а значит, первые штрафы за отсутствие ОСАГО с камер могут начать выписывать уже в октябре текущего года).

О механизме работы системы сообщает «Российская газета» со ссылкой на слова Евгения Уфимцева. Он пояснил, что камеры будут накапливать информацию обо всех проехавших за день машинах. Данные с комплексов планируется передавать в обработку ночью, когда трафик не такой высокий, как днём. Каждый автомобиль проверят по информационным системам ГИБДД и РСА, если в базах не будет сведений о наличии действующего полиса, то водителю выпишут штраф в автоматическом режиме. Однако каждый случай будет дополнительно проверен инспектором, чтобы исключить ошибки и сбои в работе системы.

Такой порядок работы позволит наказывать автовладельцев, которые ездят без ОСАГО, лишь раз в сутки, а не после проезда под каждой камерой. Напомним, согласно решению Верховного суда РФ, у водителя должно быть время для устранения нарушения, то есть для оформления полиса «автогражданки».

Согласно актуальным оценкам страховщиков, сейчас на российские дороги выезжает 5-10% незастрахованных по ОСАГО машин, что в масштабах всего автопарка страны составляет от двух до четырёх миллионов. Сюда же входят те, кто ездит с поддельными полисами.

Интересно, что штрафовать за отсутствие «автогражданки» с помощью камер начнут после того, как «страховка» подорожает. Центробанк планирует сделать первый шаг в сторону либерализации ОСАГО летом текущего года. Тогда будет расширен тарифный коридор (на 20% как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения ставки); помимо этого изменятся коэффициенты, используемые для расчёта цены полиса.

Страховщики будут пытаться покрыть убытки, полученные за 2017 год, с помощью повышения базового тарифа. Напомним, средняя стоимость полиса в этом случае увеличится примерно на 2 000 рублей.

Порядок наложения штрафа с камер за отсутствие ОСАГО

Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО будут выписываться, если водитель попадется в поле зрения объектива видеонаблюдения дважды: сначала впервые, а затем повторно в течение 10 суток с момента первичной фиксации нарушения. Выбранный временной интервал не случаен, именно столько дней дает закон автовладельцу на оформление автогражданки после приобретения авто или окончания срока действия предыдущего полиса.

На основании статьи 12.37 части 2 Кодекса об административных правонарушениях РФ сумма наказания за езду без полиса ОСАГО составляет 800 руб. Если в течение 20 дней с момента вынесения постановления произвести оплату, нарушитель может ограничиться половиной, т. е. 400 руб.

Стоит заметить, что в Российском союзе автостраховщиков изначально предлагали рассылать автовладельцам предупреждение, которое заставило бы их оформлять страховку. Но законодатели не согласились на полумеру и пришли к выводу — штрафовать надо в обязательном порядке.

Долгое время не удавалось решить вопрос с периодичностью оформления постановлений, сколько раз одного человека можно оштрафовать за езду без полиса. Многие чиновники предлагают делать это каждый раз, когда машина попадет под камеры, фиксирующие ОСАГО. Представители Верховного суда настаивают на том, чтобы выписывать штраф виновнику не чаще 1 раз в день.

В каких городах будет запущена система

По состоянию на август 2021 года, тестирование системы отслеживания ОСАГО с помощью камер работает только в Москве. В случае успеха эксперимент планируется расширить на Санкт-Петербург и Казань. Если и в этих городах система будет работать стабильно, то ее постепенно введут и в других регионах страны.

Помимо Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, о готовности к участию в эксперименте сообщили еще более 10 городов — среди них есть Великий Новгород, Челябинск, Нижний Новгород и другие. О том, когда они присоединятся к системе, пока не известно.

Последние новости

7 августа 2021 года ГИБДД, РСА и Центр организации дорожного движения в Москве отчитались о промежуточных итогах тестирования. За три месяца им удалось выявить более 700 000 нарушений. Но при повторной проверке только небольшая часть водителей из нарушивших требования оформили страховку.

Работа системы затрудняется из-за большого количества ручной проверки данных. Сервис автоматического обмена данными между ГИБДД, РСА и ЦОДД требует серьезных доработок. После исправления проблемы система сможет заработать на полную мощность, и ее начнут внедрять в других регионах.

Готовность камер к фиксации нарушений

Вождение автомобиля без полиса ОСАГО является административным правонарушением. Камеры видео- и фотофиксации уже начали осуществлять онлайн-проверку наличия страховки. Официальная информация об этом нововведении подтверждена Центром организации дорожного движения Москвы и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Отсутствие ОСАГО станет причиной вынесения органами МВД постановления об административном штрафе.

РСА подтвердил 100% готовность к старту данной программы. По статистике этого ведомства, 6 % жителей и гостей столицы сегодня ездят без автогражданки, а часть водителей ездят с поддельными полисом и таким автовладельцам тоже будет приходить штраф. Эксперты в сфере страхования уже подсчитывают прибыли в масштабах страны, ведь порядка 4 млн автовладельцев осознанно нарушают закон о безопасности дорожном движении, не оформляя обязательный для всех водителей полис.

Вопрос-ответ

Нет, эта информация не будет в общем доступе. На дорогах устанавливаются камеры-муляжи, камеры, не подключенные к этой системе. Цель – сделать движение более безопасным.

Нет, количество штрафов не ограничено. Если один и тот же нарушитель попадется нескольким камерам, то он получит несколько штрафов.

Если штраф был выписан по ошибке, то вы имеете право оспорить его через суд. Для этого вам потребуются документы, подтверждающие наличие ошибки, в первую очередь — действующий полис ОСАГО. Если вы купили фальшивую страховку, то оспорить штраф вы не сможете.

Источники

  • kommersant.ru: Водители начнут получать штрафы с камер за отсутствие страховки в начале 2021 года
  • autonews.ru: Камеры начали проверять ОСАГО. Что нужно об этом знать

Рекомендовано для вас

  • Как проверить страховой полис ОСАГО на подлинность
  • Как рассчитывается полная гибель автомобиля по ОСАГО
  • Где взять диагностическую карту для электронного ОСАГО

Юрий Муранов

Юрий Муранов Главный редактор #ВЗО. Работает на сайте с момента основания. Через Юрия проходят все тексты перед размещением на сайте. Быстро вникает в темы, на которые пишут авторы, включая финансовую, и следит за качеством публикуемых материалов.

(16 оценок, среднее: 4.6 из 5)

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий